Выигрывает та группа родственников, которая быстрее соберётся вместе.
– Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.
Оценивание -зонтиками – смайликами за каждый правильный ответ.
2. Словарно-орфографическая работа. (5 мин.)
На доске изображено игровое поле: (внутри доски)
– Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.
Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.
Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово получилось?
Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.
(Получилось слово – товарищ).
– Что обозначает слово товарищ?
(Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-либо.)
– Найти в предложений предикативный центр: «Этот человек – хороший товарищ»? (Товарищ – это надежный человек, способный помочь в трудную минуту, дружески относящийся к кому-либо.)
- Что обозначает слово товарищ в предложении
– Найдите словотоварищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове товарищ непроверяемая безударная гласная о.) Подчеркните её, запомните правописание слова товарищ.
3. Заполнение полилингвального словаря:
Русский
Казахский
Английский
товарищ
жолдас
friend
корень
түбір
root
однокоренной
түбірлес
cognate
4. –Работа у доски. Запись учащимися пословиц на доске.
Конный пешему не товарищ. Волк коню не товарищ.
– Определите смысл данных пословиц. (Люди разного положения, разных взглядов не могут быть близкими.)
– Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах сходные по значению слова: коню, конный. Они имеют общую часть – кон.)
– Определите тему сегодняшнего урока.
(Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть т.е об однококенных словах.)
Прочитай стихотворение Якова Акима
Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю …
Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи!
5. Изучение нового материала. (5 мин.)
– Послушайте сказку, которая поможет рассказать, чему будем учиться на уроке.
Деревья из слов. (С участием учащихся).
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная «смыслиночка» из них – корень.
– Как? – спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение!
– А вот послушайте.
Много-много лет назад появилось на свете слово СВЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово СВЕТ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…Много ростков появилось от слова СВЕТ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!На доске: (Рисунок дерева)
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна ОБЩАЯ ЧАСТЬ. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, РОДСТВЕННЫЕ слова.
1 Днем как? – светло.
2Просвет-проникающий, пробивающийся через что-нибудь луч света или светлая полоса.
3 Светильник- осветительный прибор.
4 Засветло - пока еще светло, не стемнело.
5 Подсветка- Дополнительное освещение.
6Светлячок - жучок светящийся в темноте.
6. Закрепление нового материала. (20 мин.)
1) –Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? (Однокоренные. В этих группах один и тот же корень и значение.) . Распределительный диктант:
І гр.- Упражнение 200, страница 119. Прочитайте. Найдите и выпишите однокоренные слова.
От какого общего корня они произошли?
ІІ гр.-Упражнение 201, страница 119. Найдите лишнее слово и произведите морфемный анализ.
8. Правило: Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в нихобщую часть.
Алгоритм нахождения корня:1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу
шаг: выделение общей части – корня.
9.Физминутка.
Физминутка : Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ножками.
Лес лесник Река плот Стена гвоздь Кот котик Сад садовый Дом домашний Дом дым Поле полюшко Обед стол
– Руки в стороны, вверх, опустили ручки, прошу сесть.
10.Продолжаем с вами работать. Работа по карточке.
3) Приложение 1. І группа- О кедре (работа с текстом).
Приложение 2. ІІ группа- карточки №1,2,3,4; кедр- это...
– Сделайте проверку (с доской.)
Оцените себя сами. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки! Тот получает за урок оценку «5».Одну, две ошибки? Оценку «4».
Краткое сообшение со слайда о шумерах (о культуре, территория проживания)
Шумеры —народ, заселявший Южную Месопотамию (междуречье Тигр и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича.
11. Рефлексия: создание ассоциации на темы-
І гр.-«Охрана природы»;
ІІ гр.- «Бескорыстная дружба».
12. Домашнее задание:
написать мини-сочинение на тему: «Унылая пора...»
Приложение-1
Прочитайте текст, который находится перед вами.
Вставьте пропущенные буквы. В однокоренных словах выделите корень.
В тайге растёт кедр. Кедровник – любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…н…ю в нём созр…вают кедровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и кабаны, бурундуки и белки. Прил…тает и кедровка. Запасливая птич…ка собирает орехи и кл…дёт их под …зык. Под ним пом…щ…ется до 160 орешков. Затем кедровочка прячет св…ё богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. В…сной в тайге появляются м…лодые кедры.
Приложение-2
Карточка №1
Прочитай предложения. Найди в предложениях родственные слова. Выдели в них корень и укажи части речи. Самостоятельно выполни задания.
Осенью птицы улетают в теплые края. Пришло время сбора осенних урожаев. Осень вступает в свои права.