kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Корень. Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

·         уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова», отработать правило;

·         развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,

·         развивать орфографическую зоркость;

·         продолжить развитие умений работать со словарём;

·         совершенствовать знания об окружающем мире.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Корень. Однокоренные слова»

Открытый урок русского языка в 6 «Г» классе.

Учитель русского языка и литературы: А.А. Габдуллина

Тип урока: урок совершенствования знаний, навыков, умений с элементами интеграции (история, английский, русский язык)

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

  • уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова», отработать правило;

  • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,

  • развивать орфографическую зоркость;

  • продолжить развитие умений работать со словарём;

  • совершенствовать знания об окружающем мире.

Оборудование: учебник, карточки со словами, орфографический словарь, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку.

  1. – А сейчас отправимся «В гости к родственникам»

Участники получают карточки с родственными словами.
Земля, земляной, землянка, землистый, землица, земельный;

Листопад, листовой, листок, лиственный, листочный, лиственница.

Выигрывает та группа родственников, которая быстрее соберётся вместе.

– Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.

Оценивание -зонтиками – смайликами  за каждый правильный ответ.

2. Словарно-орфографическая работа. (5 мин.)

На доске изображено игровое поле: (внутри доски)


– Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.

Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.

Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово получилось?

Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.

(Получилось слово – товарищ).

– Что обозначает слово товарищ?

(Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-либо.)

– Найти в предложений предикативный центр: «Этот человек – хороший товарищ»? (Товарищ – это надежный человек, способный помочь в трудную минуту, дружески относящийся к кому-либо.)

- Что обозначает слово товарищ в предложении

–  Найдите слово товарищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове товарищ непроверяемая безударная гласная о.) Подчеркните её, запомните правописание слова товарищ.


3. Заполнение полилингвального словаря:

Русский

Казахский

Английский

товарищ

жолдас

friend

корень

түбір

root

однокоренной

түбірлес

cognate


4.  – Работа у доски. Запись учащимися пословиц на доске.

Конный пешему не товарищ.
Волк коню не товарищ.

– Определите смысл данных пословиц. (Люди разного положения, разных взглядов не могут быть близкими.)

– Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах сходные по значению слова: коню, конный. Они имеют общую часть – кон.)

– Определите тему сегодняшнего урока.

(Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть т.е об однококенных словах.)

Прочитай стихотворение Якова Акима

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю …

Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи!

5. Изучение нового материала. (5 мин.)

– Послушайте сказку, которая поможет рассказать, чему будем учиться на уроке.

Деревья из слов. (С участием учащихся).

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная «смыслиночка» из них – корень.

– Как? – спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение!

– А вот послушайте.

Много-много лет назад появилось на свете слово СВЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово СВЕТ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…Много ростков появилось от слова СВЕТ. Все они на него похожи, но и своё в каждом естьВот какое дерево выросло! На доске: (Рисунок дерева)

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна ОБЩАЯ ЧАСТЬ. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, РОДСТВЕННЫЕ слова.

1 Днем как? – светло.

2 Просвет-проникающий, пробивающийся через что-нибудь луч света или светлая полоса.

3 Светильник - осветительный прибор.

4 Засветло - пока еще светло, не стемнело. 

5 Подсветка- Дополнительное освещение.

6 Светлячок - жучок светящийся в темноте.


6. Закрепление нового материала. (20 мин.)

1) –Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? (Однокоренные. В этих группах один и тот же корень и значение.) . Распределительный диктант:

Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр.

– Выделите корень.


7. Работа с учебником.

І гр.- Упражнение 200, страница 119. Прочитайте. Найдите и выпишите однокоренные слова.

От какого общего корня они произошли?

ІІ гр.-Упражнение 201, страница 119. Найдите лишнее слово и произведите морфемный анализ.


8. Правило: Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.

Алгоритм нахождения корня: 1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу

  1. шаг: выделение общей части – корня.

9.Физминутка.

Физминутка : Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ножками.

Лес лесник
Река плот
Стена гвоздь
Кот котик
Сад садовый
Дом домашний
Дом дым
Поле полюшко
Обед стол

– Руки в стороны, вверх, опустили ручки, прошу сесть.


10. Продолжаем с вами работать. Работа по карточке.


3) Приложение 1. І группа- О кедре (работа с текстом). 

Приложение 2. ІІ группа- карточки №1,2,3,4; кедр- это...

Сделайте проверку (с доской.)

Оцените себя сами. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки! Тот получает за урок оценку «5».Одну, две ошибки? Оценку «4».

Краткое сообшение со слайда о шумерах (о культуре, территория проживания)

Шумеры —народ, заселявший Южную Месопотамию (междуречье Тигр и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича.




11. Рефлексия: создание ассоциации на темы-

І гр.-«Охрана природы»;

ІІ гр.- «Бескорыстная дружба».


12. Домашнее задание:

написать мини-сочинение на тему: «Унылая пора...»
























Приложение-1



Прочитайте текст, который находится перед вами.

Вставьте пропущенные буквы. В однокоренных словах выделите корень.



В тайге растёт кедр. Кедровник – любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…н…ю в нём созр…вают кедровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и кабаны, бурундуки и белки. Прил…тает и кедровка. Запасливая птич…ка собирает орехи и кл…дёт их под …зык. Под ним пом…щ…ется до 160 орешков. Затем кедровочка прячет св…ё богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. В…сной в тайге появляются м…лодые кедры.



























Приложение-2

Карточка №1


Прочитай предложения. Найди в предложениях родственные слова. Выдели в них корень и укажи части речи. Самостоятельно выполни задания.


Осенью птицы улетают в теплые края. Пришло время сбора осенних урожаев. Осень вступает в свои права.



–----------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №2


Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень

в родственных словах. Самостоятельно выполни задания.


Б . бры – трудолюбивые ж . вотные.


Все знают б . бровые домики и плотины.


–----------------------------------------------------------------------------------------------


Карточка №3


Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень

в родственных словах. Самостоятельно выполни задания.



Звёздное небо очен... красивое. Звёзды находятся д ...леко от нас.




Карточка №4

Прочитай предложения. Вставь орфограммы. Выдели корень

в родственных словах. Самостоятельно выполни задания.



Учител. - это человек, который учит. (учу)


Б . ксёр – это человек, который занимается боксом.


Сп . ртсмен – это человек, который занимается спортом.













































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока. Корень. Однокоренные слова

Автор: Габдуллина Айман Амангалиевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-korien-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445680085"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Флипчарты к уроку русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(73) "flipcharty-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-korien-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "194475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427785150"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414246432"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства