kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Корень. Однокоренные слова»

Тип урока: урок закрепления.

Технология построения урока: проблемно – диалогическая.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.

Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.

Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.

Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Ход урока

  1. Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

  1. Актуализация знаний

Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)

- Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.

- Определить части речи, которые встретились в данной записи.

- Какие знания вы применили для выполнения этого задания?

Минутка чистописания

Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.

(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)

    3. Самоопределение к деятельности

На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)

Вывод: «Тема нашего урока: Корень и однокоренные слова».

  1. Работа по теме урока
  1. Работа в парах

Образование однокоренных слов.

Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).

 Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.

Проверка работы.

 Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики определяют, нет ли в ней «лишнего» слова.

  1. Работа с текстом (индивидуальная)

Учащиеся получают карточки с текстом.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

- Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.

(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)

- Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.

- Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?

Работа со сложными словами.

- Найдите среди однокоренных слов сложные слова.

- Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.

- Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?

Физкультминутка

Задание.

 - Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.

Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.

Работа по карточкам (в парах)

-  Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.

В реке тёплая вода.

Мать видела много горя.

На уроке нас водили в кино.

Девочки нарвали водяных цветов.

На горе стоит дом.

Мальчик любит веселиться, он редко горюет.

Мой брат водитель такси.

На горизонте видны горные вершины.

Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.

Игра.

- Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д.

5. Итог урока.

- Сделайте вывод по теме урока, используя схему.

На доске схема:  

                                                 Родственные слова 

                                                /                             \

                                   .....                ....

                                                           Корень

                                                                 l

                                        .........

Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.

6.Рефлексия.

- Что для вас было наиболее сложным на уроке?

- Каким знаком вы оценили бы свою деятельность? («+» - всё поняли и был активен;  « - » - ничего не  понял, было скучно; «?» - очень много вопросов, плохо разобрался в теме урока )

Объясните свой выбор.

7. Домашнее задание

Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.

Литература:

1. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/uprazhnenija-i-zadanija-dlja-raboty-po-teme-koren-slova-odnokorenye-slova.html

2. Андрианова Т.М. «Русский язык. 1-4 классы. 200 занимательных заданий по русскому языку

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова" »

Тема урока: «Корень. Однокоренные слова»

Тип урока: урок закрепления.

Технология построения урока: проблемно – диалогическая.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.

Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.

Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.

Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Ход урока

  1. Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

  1. Актуализация знаний

Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)

Задания.

- Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.

- Определить части речи, которые встретились в данной записи.

- Какие знания вы применили для выполнения этого задания.

Минутка чистописания

Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.

(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)

3. Самоопределение к деятельности

На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)

Вывод: «Тема нашего урока: Корень и однокоренные слова».

  1. Работа по теме урока

  1. Работа в парах

Образование однокоренных слов.

Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).

Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.

Проверка работы: Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики определяют, нет ли в ней «лишнего» слова.

  1. Работа с текстом (индивидуальная)

Учащиеся получают карточки с текстом.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Задания.

- Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.

(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)

- Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.

- Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?

Работа со сложными словами.

- Найдите среди однокоренных слов сложные слова.

- Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.

- Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?

Физкультминутка

Задание.

- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.

Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.

Работа по карточкам (в парах)

- Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.

В реке тёплая вода.

Мать видела много горя.

На уроке нас водили в кино.

Девочки нарвали водяных цветов.

На горе стоит дом.

Мальчик любит веселиться, он редко горюет.

Мой брат водитель такси.

На горизонте видны горные вершины.

Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.

Игра.

- Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д..

5. Итог урока.

- Сделайте вывод по теме урока, используя схему.

На доске схема:

Родственные слова



Корень



Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.

6.Рефлексия.

- Что для вас было наиболее сложным на уроке?

- Каким знаком вы оценили бы свою деятельность? («+» - всё поняли и был активен; « - » - ничего не понял, было скучно; «?» - очень много вопросов, плохо разобрался в теме урока )

Объясните свой выбор.

7. Домашнее задание

Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.



Литература:

1. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/uprazhnenija-i-zadanija-dlja-raboty-po-teme-koren-slova-odnokorenye-slova.html

2. Андрианова Т.М. «Русский язык. 1-4 классы. 200 занимательных заданий по русскому языку






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова"

Автор: Кулыгина Ольга Владиславовна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка по теме "Проект "Семья слов""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "256455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448132444"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850368"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства