Тема урока: «Корень. Однокоренные слова»
Тип урока: урок закрепления.
Технология построения урока: проблемно – диалогическая.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.
Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.
Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Ход урока
- Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
- Актуализация знаний
Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)
- Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.
- Определить части речи, которые встретились в данной записи.
- Какие знания вы применили для выполнения этого задания?
Минутка чистописания
Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.
(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)
3. Самоопределение к деятельности
На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)
Вывод: «Тема нашего урока: Корень и однокоренные слова».
- Работа по теме урока
- Работа в парах
Образование однокоренных слов.
Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).
Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.
Проверка работы.
Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики определяют, нет ли в ней «лишнего» слова.
- Работа с текстом (индивидуальная)
Учащиеся получают карточки с текстом.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
- Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.
(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)
- Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.
- Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?
Работа со сложными словами.
- Найдите среди однокоренных слов сложные слова.
- Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.
- Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?
Физкультминутка
Задание.
- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.
Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.
Работа по карточкам (в парах)
- Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.
В реке тёплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.
Игра.
- Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д.
5. Итог урока.
- Сделайте вывод по теме урока, используя схему.
На доске схема:
Родственные слова
/ \
..... ....
Корень
l
.........
Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.
6.Рефлексия.
- Что для вас было наиболее сложным на уроке?
- Каким знаком вы оценили бы свою деятельность? («+» - всё поняли и был активен; « - » - ничего не понял, было скучно; «?» - очень много вопросов, плохо разобрался в теме урока )
Объясните свой выбор.
7. Домашнее задание
Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.
Литература:
1. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/uprazhnenija-i-zadanija-dlja-raboty-po-teme-koren-slova-odnokorenye-slova.html
2. Андрианова Т.М. «Русский язык. 1-4 классы. 200 занимательных заданий по русскому языку.»