Цель урока: Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи: 1) сформировать знания учащихся об изменении глаголов по временам;
2) способствовать развитию речи, самостоятельности, внимательности;
3) прививать бережливое отношение ко времени.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Покажите ваши глазки, ровные спинки.
Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души.
Прикройте глаза и мысленно скажите «Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».
Предлагаю выполнить следующее:
а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами
б) Если у вас есть собака – погладьте себя по голове
в) Если вы любите шоколад – оближите губы
г) Если у вас есть друг – улыбнитесь ему
д) Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.
У всех хорошее настроение, все настроились на работу, садитесь. Я желаю вам успехов.
2.Актуализация опорных знаний.
Запишите число, классная работа.
- Какие части речи вы знаете? (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол)
- Что такое глагол? (часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)
- Составьте предложения, используя в них глаголы. В предложении глагол бывает каким членом предложения? (сказуемым)
- Как изменяются глаголы? (по числам)
- От какой части речи зависит число глагола? (от существительного, местоимения)
- как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? Сегодня мы узнаем, как еще может изменяться глагол.
3. Объяснение нового материала.
- Что такое время? Как вы понимаете? (часы, дни, года, сутки, времена года)
Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, месяца за месяцем, год за годом, век за веком.
На доске записи:
Время летит.
Время разум даёт.
Делу время, потехе час.
- Как вы это понимаете?
Время летит: (Время проходит очень быстро. Совсем недавно вы учились в 1 классе, а теперь уже в 3. Вот так быстро летит время.)
Записывают предложение, подчеркивают глагол.
Время разум даёт: (Время даёт разум, потому что человек занимается, и чем больше времени он чему-то уделяет, тем лучше это получается. Малыш меньше знает, чем взрослый, потому что он еще многому научится за свою жизнь, а у взрослого уже есть опыт, он много знает).
Записывают предложение. Подчеркивают глагол.
Делу время, потехе час: (Чтобы что-то сделать хорошо, нужно много времени, а в свободное время можно и отдохнуть. Время – это бесценный дар, так как ни за какие деньги его нельзя купить, ни возвратить потерянные минуты и часы)
Записать предложение.
Если хотите достигнуть успехов в жизни, научитесь беречь и разумно расходовать каждую минуту, час. Недаром говорится: «Минута час бережет».
- Как же могут изменяться глаголы? Проведем исследование. (задание выполняется на карточках).
Прочитайте предложения. В скобках запишите вопрос к глаголу. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие. Запишите вывод.
Карточка №1
Солнце (Что …?) светит.
(Что …?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …. момент речи.
Карточка №2
(Что …?) Растаял снег.
(Что …?) прилетели птицы.
Вывод: действие происходит ….момента речи.
Карточка №3
Скоро (что …?) зазеленеет травка, будут (что …?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит …момента речи.
Карточка 1 «В момент речи»
Карточка 2 «До момента речи»
Карточка 3 «После момента речи»
Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные в карточках.
Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» или «что делали?», «что сделали?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что сделают?» или «что будет делать?», «что будут делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
- Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.
- Что мы сейчас делаем? (работаем)
- В каком времени стоит этот глагол?(в настоящем, так как действие происходит в момент речи)
Запишите, выделите окончание –ем.
- Что мы делали вчера? (работали)
- в каком времени стоит этот глагол?(в прошедшем, так как действие происходило до момента речи). Запишите, выделите окончание –и.
- Что мы будем делать завтра? (поработаем, будем работать)
В каком времени стоит этот глагол? (в будущем, так как действие будет происходить после момента речи) запишите, выделите окончание –ем.
- Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод. (Окончания глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).
Так какая сегодня у нас тема урока? (Изменение глаголов по временам)
4.Физминутка
В понедельник я – купался,
А во вторник – рисовал,
В среду – долго умывался,
А в четверг – в футбол играл.
В пятницу я – прыгал, бегал, очень долго танцевал,
а в субботу, в воскресенье – целый день я отдыхал.
Правило в учебнике.
Упр. 393(устно). Рассмотри картинку. Расскажи, что делает, что сделал и что будет делать зимой белка.
1. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.
Работа у доски, в тетрадях.
Крик – кричал – кричит – будет кричать.
Свет – светил – светит – будет светить.
Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.
2. Работа по карточкам.
Распредели глаголы в 3 столбика.
Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, расскажет, сошьёт, спит, стоит, лежит, прыгал, бросил, смотрит, ревёт, болел, пел, прочитает, приготовит.
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Глаголы изменяются по …
- если действие происходит сейчас, в момент речи, то глагол стоит в … времени.
- если действие происходит раньше, до момента речи, то глагол стоит в …времени.
- если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в … времени.
А сейчас поиграем. Магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».
Магниты. Карточки из бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени : иду, пишет, читаем, берешь,
говоришь, возьмешь, нарисовал, едут, гуляете, возьму, ловила, съел, напишем, закроют, споем, строим, привезли, подросло, узнаю, поехал,
сошьете, принес, сошьешь, играю, бегали, надену, говорили.
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
Каждому раздается рифмованное упражнение, запомнить.
Прошедшее время
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Происходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино».
6. Итог урока.
-Узнал
Я - Повторил
- Научился
-Запомнил
Домашнее задание :