kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Изменение глаголов по временам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи: 1) сформировать знания учащихся об изменении глаголов по временам;

              2) способствовать развитию речи, самостоятельности, внимательности;

              3) прививать бережливое отношение ко времени.                                     

                                            ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Покажите ваши глазки, ровные спинки.

Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души.

Прикройте глаза и мысленно скажите «Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

 Предлагаю выполнить следующее:

а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами

б) Если у вас есть собака – погладьте себя по голове

в) Если вы любите шоколад – оближите губы

г) Если у вас есть друг – улыбнитесь ему

д) Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.

У всех хорошее настроение, все настроились на работу, садитесь. Я желаю вам успехов.

2.Актуализация опорных знаний.

Запишите число, классная работа.

- Какие части речи вы знаете? (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол)

- Что такое глагол? (часть речи, которая обозначает действие предмета,  и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

- Составьте предложения, используя в них глаголы. В предложении глагол бывает каким членом предложения? (сказуемым)

- Как изменяются глаголы? (по числам)

- От какой части речи зависит число глагола? (от существительного, местоимения)

- как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? Сегодня мы узнаем, как еще может изменяться глагол.

   3. Объяснение нового материала.

   - Что такое время? Как вы понимаете? (часы, дни, года, сутки, времена года)

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, месяца за месяцем, год за годом, век за веком.

На доске записи:

Время летит.

Время разум даёт.

Делу время, потехе час.

- Как вы это понимаете?

Время летит:  (Время проходит очень быстро. Совсем недавно вы учились в 1 классе, а теперь уже в 3. Вот так быстро летит время.)

Записывают предложение, подчеркивают глагол.

Время разум даёт: (Время даёт разум, потому что человек занимается, и чем больше времени он чему-то уделяет, тем лучше это получается. Малыш меньше знает, чем взрослый, потому что он еще многому научится за свою жизнь, а у взрослого уже есть опыт, он много знает).

Записывают предложение. Подчеркивают глагол.

Делу время, потехе час: (Чтобы что-то сделать хорошо, нужно много времени, а в свободное время можно и отдохнуть. Время – это бесценный дар, так как ни за какие деньги его нельзя купить, ни возвратить потерянные минуты и часы)

Записать предложение.

Если хотите достигнуть успехов в жизни, научитесь беречь и разумно расходовать каждую минуту, час. Недаром говорится: «Минута час бережет».

- Как же могут изменяться глаголы? Проведем исследование. (задание выполняется на карточках).

Прочитайте предложения. В скобках запишите вопрос к глаголу. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие. Запишите вывод.

Карточка №1

Солнце (Что …?) светит.

(Что …?) Цветут кисти черемухи.

Вывод: действие происходит    ….  момент речи.

Карточка №2

(Что …?) Растаял снег.

(Что …?) прилетели птицы.

Вывод: действие происходит ….момента речи.

Карточка №3

Скоро (что …?) зазеленеет травка, будут (что …?) цвести яблони.

Вывод: действие происходит …момента речи.

Карточка  1 «В момент речи»

Карточка 2 «До момента речи»

Карточка 3 «После момента речи»

Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные в карточках.

 Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.

Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» или «что делали?», «что сделали?» и  обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.

Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что сделают?» или «что будет делать?», «что будут делать?» и  обозначает действие, которое произойдет после  момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

- Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

- Что мы сейчас делаем? (работаем)

- В каком времени стоит этот глагол?(в настоящем, так как действие происходит в момент речи)

Запишите, выделите окончание –ем.

- Что мы делали вчера?  (работали)

- в каком времени стоит этот глагол?(в прошедшем, так как действие происходило до момента речи). Запишите, выделите окончание –и.

- Что мы будем делать завтра? (поработаем, будем работать)

В каком времени стоит этот глагол? (в будущем, так как действие будет происходить после момента речи) запишите, выделите окончание –ем.

- Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод. (Окончания глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

Так какая сегодня у нас тема урока? (Изменение глаголов по временам)

 4.Физминутка

В понедельник я – купался,

А во вторник – рисовал, 

В среду – долго умывался,

А в четверг – в футбол играл.

В пятницу я – прыгал, бегал, очень долго танцевал,

 а в субботу, в воскресенье – целый день я отдыхал.

Правило в учебнике.

Упр. 393(устно). Рассмотри картинку. Расскажи, что делает, что сделал и что будет делать зимой белка.

1. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.

Работа у доски, в тетрадях.

Крик – кричал – кричит – будет кричать.

 Свет – светил – светит – будет светить.

 Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.

 Шаг – шагал – шагает – будет шагать.

2. Работа по карточкам.

Распредели глаголы в 3 столбика.

    Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, расскажет, сошьёт, спит, стоит, лежит, прыгал, бросил, смотрит, ревёт, болел, пел, прочитает, приготовит.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Глаголы изменяются по …

- если действие происходит сейчас, в момент речи, то глагол стоит в … времени.

- если действие происходит раньше, до момента речи, то глагол стоит в …времени.

- если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в … времени.

А сейчас поиграем. Магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

 Магниты.  Карточки  из бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени : иду,  пишет, читаем, берешь,        

 говоришь, возьмешь, нарисовал,  едут, гуляете, возьму, ловила, съел, напишем, закроют, споем, строим, привезли, подросло, узнаю, поехал,        

 сошьете, принес, сошьешь, играю, бегали, надену, говорили.

    Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

Каждому раздается рифмованное упражнение, запомнить.

Прошедшее время

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Происходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Еще не пришло:

«После уроков

Пойдем мы в кино».

6. Итог урока.

       -Узнал

Я    - Повторил

       - Научился

        -Запомнил

 

Домашнее задание :

Просмотр содержимого документа
«урок Изменение глаголов по временам»

Открытый урок по русскому языку в 3 «Б» классе


Тема: «Изменение глаголов по временам»

Цель урока: Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи: 1) сформировать знания учащихся об изменении глаголов по временам;

2) способствовать развитию речи, самостоятельности, внимательности;

3) прививать бережливое отношение ко времени.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Покажите ваши глазки, ровные спинки.

Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души.

Прикройте глаза и мысленно скажите «Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

Предлагаю выполнить следующее:

а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами

б) Если у вас есть собака – погладьте себя по голове

в) Если вы любите шоколад – оближите губы

г) Если у вас есть друг – улыбнитесь ему

д) Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.

У всех хорошее настроение, все настроились на работу, садитесь. Я желаю вам успехов.

2.Актуализация опорных знаний.

Запишите число, классная работа.

- Какие части речи вы знаете? (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол)

- Что такое глагол? (часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

- Составьте предложения, используя в них глаголы. В предложении глагол бывает каким членом предложения? (сказуемым)

- Как изменяются глаголы? (по числам)

- От какой части речи зависит число глагола? (от существительного, местоимения)

- как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? Сегодня мы узнаем, как еще может изменяться глагол.

3. Объяснение нового материала.

- Что такое время? Как вы понимаете? (часы, дни, года, сутки, времена года)

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, месяца за месяцем, год за годом, век за веком.

На доске записи:

Время летит.

Время разум даёт.

Делу время, потехе час.

- Как вы это понимаете?

Время летит: (Время проходит очень быстро. Совсем недавно вы учились в 1 классе, а теперь уже в 3. Вот так быстро летит время.)

Записывают предложение, подчеркивают глагол.


Время разум даёт: (Время даёт разум, потому что человек занимается, и чем больше времени он чему-то уделяет, тем лучше это получается. Малыш меньше знает, чем взрослый, потому что он еще многому научится за свою жизнь, а у взрослого уже есть опыт, он много знает).

Записывают предложение. Подчеркивают глагол.


Делу время, потехе час: (Чтобы что-то сделать хорошо, нужно много времени, а в свободное время можно и отдохнуть. Время – это бесценный дар, так как ни за какие деньги его нельзя купить, ни возвратить потерянные минуты и часы)

Записать предложение.


Если хотите достигнуть успехов в жизни, научитесь беречь и разумно расходовать каждую минуту, час. Недаром говорится: «Минута час бережет».


- Как же могут изменяться глаголы? Проведем исследование. (задание выполняется на карточках).

Прочитайте предложения. В скобках запишите вопрос к глаголу. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие. Запишите вывод.

Карточка №1

Солнце (Что …?) светит.

(Что …?) Цветут кисти черемухи.

Вывод: действие происходит …. момент речи.


Карточка №2

(Что …?) Растаял снег.

(Что …?) прилетели птицы.

Вывод: действие происходит ….момента речи.


Карточка №3

Скоро (что …?) зазеленеет травка, будут (что …?) цвести яблони.

Вывод: действие происходит …момента речи.


Карточка 1 «В момент речи»

Карточка 2 «До момента речи»

Карточка 3 «После момента речи»


Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные в карточках.

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.


Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» или «что делали?», «что сделали?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.


Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что сделают?» или «что будет делать?», «что будут делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.


- Разные глаголы могут обозначать действия , которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

- Что мы сейчас делаем? (работаем)

- В каком времени стоит этот глагол?(в настоящем, так как действие происходит в момент речи)

Запишите, выделите окончание –ем.

- Что мы делали вчера? (работали)

- в каком времени стоит этот глагол?(в прошедшем, так как действие происходило до момента речи). Запишите, выделите окончание –и.

- Что мы будем делать завтра? (поработаем, будем работать)

В каком времени стоит этот глагол? (в будущем, так как действие будет происходить после момента речи) запишите, выделите окончание –ем.


- Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод. (Окончания глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

Так какая сегодня у нас тема урока? (Изменение глаголов по временам)

4.Физминутка

В понедельник я – купался,

А во вторник – рисовал,

В среду – долго умывался,

А в четверг – в футбол играл.

В пятницу я – прыгал, бегал, очень долго танцевал,

а в субботу, в воскресенье – целый день я отдыхал.

Правило в учебнике.

Упр. 393(устно). Рассмотри картинку. Расскажи, что делает, что сделал и что будет делать зимой белка.

1. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.

Работа у доски, в тетрадях.


Крик – кричал – кричит – будет кричать.

Свет – светил – светит – будет светить.

Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.

Шаг – шагал – шагает – будет шагать.


2. Работа по карточкам.

Распредели глаголы в 3 столбика.

Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, расскажет, сошьёт, спит, стоит, лежит, прыгал, бросил, смотрит, ревёт, болел, пел, прочитает, приготовит.


5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Глаголы изменяются по …

- если действие происходит сейчас, в момент речи, то глагол стоит в … времени.

- если действие происходит раньше, до момента речи, то глагол стоит в …времени.

- если действие будет происходить после момента речи, то глагол стоит в … времени.

А сейчас поиграем. Магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

Магниты. Карточки из бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени : иду, пишет, читаем, берешь,

говоришь, возьмешь, нарисовал, едут, гуляете, возьму, ловила, съел, напишем, закроют, споем, строим, привезли, подросло, узнаю, поехал,

сошьете, принес, сошьешь, играю, бегали, надену, говорили.

Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

Каждому раздается рифмованное упражнение, запомнить.

Прошедшее время

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Происходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Еще не пришло:

«После уроков

Пойдем мы в кино».


6. Итог урока.


-Узнал

Я - Повторил

- Научился

-Запомнил



Домашнее задание :














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
урок Изменение глаголов по временам

Автор: Гуренко Людмила Анатольевна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Изменение глаголов настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-izmienieniie-ghlagholov-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "243000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445600334"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Краткосрочный урок по русскому языку на тему "Изменение глагола по временам" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyiurokporusskomuiazykunatiemuizmienieniieghlagholapovriemienam4klass"
    ["file_id"] => string(6) "283944"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453904722"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глагола по временам" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(88) "kratkosrochnyiotkrytyiurokporusskomuiazykunatiemuizmienieniieghlagholapovriemienam4klass"
    ["file_id"] => string(6) "283947"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453905023"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока по русскому языку на тему " Изменение глаголов по временам" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "190257"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126628"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому  языку  "Изменение глаголов по временам" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "215351"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432653826"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства