kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Цели:  Научить ставить глагол во все временные формы.

Задачи:

-    продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

-    совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, умение делать выводы;

-    развивать внимание к слову как лексической единице речи;

-    развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

-    воспитывать взаимопонимание, товарищество, любовь к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.

Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

2.Минутка  чистописания (запись числа, классная работа)

- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)

- Как вы думаете, какая буква должна быть вместо вопроса?

Рука

Живот

Плечо

Ж

М

?

(Существительное рука – женского рода, существительное живот – мужского рода, существительное плечо – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)

Прямой

Море

Рисует

П

С

?

- Какая буква должна быть здесь  вместо вопроса?

(Прямой – прилагательное, море – существительное, рисует – глагол, значит, вместо вопроса, должна быть буква Г.)

3. Словарь.

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (автобус.)

4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (горох ).

5) Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец.)

6)Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Заберёшься вверх по мне. (лестница.)

Взаимопроверка.    

- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока  (Глагол)

4. Актуализация знаний 

- Повторяем, что уже знаем о глаголе.

Физминутка  Если  я называю глаголы - хлопайте, если другая часть речи – топайте.

Дядюшка глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

5. Подготовка к новой теме:

Слайд 3 -  сверкать    

- Что можете сказать об этом слове?

- Что происходит сейчас с этим словом?

- Как изменяется?

сверкать- сверкает,сверкают  (по числам)

сверкать - сверкаю, сверкаешь, сверкает  (по лицам)

сверкать - сверкала, сверкал, сверкало  (по родам)

- Как ещё их изменяются глаголы? (выходит строка)

- сверкать сверкает, сверкал, сверкнёт  (будет сверкать)  (по времени)

- Определите тему урока.  Цель: знать (глагол изменяется ….), уметь (определять…., изменять….) Слайд 4

6. Работа по новой теме.

Работа по учебнику. Слайд 4

- стр. 119 упражнение  376

- Задание: вам необходимо самостоятельно проанализировать таблицу об изменении глаголов по временам, затем в парах, заполнить карту, закончив предложения.

 (На каждой парте карточка  «Сделай вывод» продолжить фразу:

- глаголы изменяются по  (временам)

- настоящее время обозначает действие, которое происходит в (момент речи) и отвечает на вопросы (что делает? что делают?)

- прошедшее время обозначает действие, которое происходило до (момента речи) и отвечает на вопросы (что делал? что делала? что делало? что делали?)

- глаголы прошедшего времени имеют суффикс (- л)

- будущее время обозначает действие, которое произойдёт после (момента речи)  и отвечает на вопросы (что сделает?  что сделают?  что будет?  будут) делать?)

- будущее время  имеет две формы  (простое и сложное)

Проверка: фронтально  озвучить  вывод, затем  в парах проговорить друг другу.

7. Закрепление.

Слайд 5  Упражнение «Четвёртый лишний».

 Задание (коллективно):

Выделить лишнее слово, доказать.

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил.(Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

  Физкультминутка.

- Я назову вам глаголы, если это:

  • глагол настоящего времени – руки на пояс;
  • глагол прошедшего времени – присядьте;
  • глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

Работа по учебнику

стр.120  упр. 378

Задание:

1 ряд:  изменить и записать эти глаголы в н. вр. (выделить окончание)

2 ряд: изменить и записать эти глаголы в п. вр.  (выделить суффикс)

3 ряд: изменить и записать эти глаголы в б. вр.  (записать 2 формы: пр. и сл.)

Дополнительно: составить предложение, после оценивания озвучить.

Проверка (перечислить,  доказать) 

Слайд 6 проверка

Критерии самооценивания:

0 ошибок-  5 б.

1 ошибка-  4 б.

2 ошибки – 3 б.

3 и более – 2 б.

Работа с текстом  (у каждого уч-ся текст)

- Прочитать текст. Проанализировать. Списать, выполнив задание (глаголы  неопределенной формы изменить,  поставить в указанное время).

   (Ходить -   н. в)    зима   по  горам,  по долинам,  (поглядывать-   н.в)  по  сторонам. Зайцу белую  шубку   (подарить – п.в),  теперь его никто (не заметить – б.в). А лисе – ярко-рыжее тёплое платье  (оставить) – б.в.

Слайд7 проверка по слайду

Критерии самооценивания:

0 ошибок-  5 б.

1 ошибка-  4 б.

2 ошибки – 3 б.

3 и более – 2 б.

  Игра «Следователь»

-А сейчас поиграем в следователя.

     Известный следователь по фамилии Квашенная –Капуста вызвал своего помощника Обалдушкина и поручил ему очень важное задание.

«Слушай, Обалдушкин, - сказал Квашеная –Капуста, -нам нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое – что о его делишках, то есть о его действиях.

Например, он ездил, учится, придумает, взбирался,   зубрит, читает, будет чертить, слушает, будет конструировать, изобретёт,  обошёл,  поднялся. Это всё, что нам известно.

-Под подозрением у нас:

  1. Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая воспитательница, а сейчас пенсионерка, нянчит внуку Людочку.
  2. Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию.
  3. Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент торгового техникума.
  4. Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.
  5. Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический колледж, готовится стать учителем физкультуры.

-Что тебе, Обалдушкин, было легче работать, попробуй расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:

  1. прошедшее время,
  2. настоящее время,
  3. будущее время».

-Ребята, мне кажется, что вы наверняка сообразительнее, чем Обалдушкин. Помогите ему и следователю Квашеной –Капусте отыскать нужного человека.

-Итак, действия нашего подозреваемого запишем в тетрадь в три столбика:

п.в.    

н.в.

б.в.

ездил

взбирался

обошел

поднялся

учится

зубрит

читает

слушает

придумает

будет чертить

будет конструировать

изобретёт

Зачитать. Доказать.

Слайд 8 проверка по слайду

Критерии самооценивания:

0 ошибок – 5 б.

1-2 ошибки – 4 б.

3-4 ошибки – 3б.

5 и более ошибок- 2б

Предложить учащимся  установить  личность подозреваемого в группах: Аким Эрнестович Каверзный.

8. Итог урока. Слайд 9

Я узнал…

Я умею…

Оценка за урок:

20- 19 баллов – «5»

18- 16 баллов – «4»

15-13 баллов – «3»

12  и менее – «2»

9.Рефлексия (на стикере написать отзыв от урока и поместить к соответствующему утверждению: у меня всё получилось, у меня были трудности, я не понял тему.

10. Домашнее задание  Слайд 9

Творческое: Написать мини- сочинение  на тему «Зима»

1 ряд – использует только глаголы прошедшего времени 
2 ряд - использует только глаголы будущего времени 
3 ряд – использует только глаголы настоящего времени 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам" »



Тема урока: Изменение глаголов по временам

Цели: Научить ставить глагол во все временные формы.

Задачи:

- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

- совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, умение делать выводы;

- развивать внимание к слову как лексической единице речи;

- развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

- воспитывать взаимопонимание, товарищество, любовь к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.

Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

2.Минутка чистописания (запись числа, классная работа)

- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)

- Как вы думаете, какая буква должна быть вместо вопроса?

Рука

Живот

Плечо

Ж

М

?

(Существительное рука – женского рода, существительное живот – мужского рода, существительное плечо – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)

Прямой

Море

Рисует

П

С

?






- Какая буква должна быть здесь вместо вопроса?


(Прямой – прилагательное, море – существительное, рисует – глагол, значит, вместо вопроса, должна быть буква Г.)

3. Словарь.

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (автобус.)

4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (горох ).

5) Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец.)

6)Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Заберёшься вверх по мне. (лестница.)

Взаимопроверка.

- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол)

4. Актуализация знаний

- Повторяем, что уже знаем о глаголе .

Физминутка Если я называю глаголы - хлопайте, если другая часть речи – топайте.

Дядюшка глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

5. Подготовка к новой теме:

Слайд 3 - сверкать

- Что можете сказать об этом слове?

- Что происходит сейчас с этим словом?

- Как изменяется?

сверкать- сверкает ,сверкают (по числам)

сверкать - сверкаю, сверкаешь, сверкает (по лицам)

сверкать - сверкала, сверкал, сверкало (по родам)

- Как ещё их изменяются глаголы? (выходит строка)

- сверкать сверкает, сверкал, сверкнёт (будет сверкать) (по времени)

- Определите тему урока. Цель: знать (глагол изменяется …..), уметь (определять…., изменять….) Слайд 4

6. Работа по новой теме.

Работа по учебнику. Слайд 4

- стр. 119 упражнение 376

- Задание: вам необходимо самостоятельно проанализировать таблицу об изменении глаголов по временам, затем в парах, заполнить карту, закончив предложения.

(На каждой парте карточка «Сделай вывод» продолжить фразу:

- глаголы изменяются по (временам)

- настоящее время обозначает действие, которое происходит в (момент речи) и отвечает на вопросы (что делает? что делают?)

- прошедшее время обозначает действие, которое происходило до (момента речи) и отвечает на вопросы (что делал? что делала? что делало? что делали?)

- глаголы прошедшего времени имеют суффикс (- л)

- будущее время обозначает действие, которое произойдёт после (момента речи) и отвечает на вопросы (что сделает? что сделают? что будет? будут) делать?)

- будущее время имеет две формы (простое и сложное)

Проверка: фронтально озвучить вывод, затем в парах проговорить друг другу.

7. Закрепление.

Слайд 5 Упражнение «Четвёртый лишний».

Задание (коллективно):

Выделить лишнее слово, доказать.

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

  2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил.(Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Физкультминутка.

- Я назову вам глаголы, если это:

  • глагол настоящего времени – руки на пояс;

  • глагол прошедшего времени – присядьте;

  • глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

Работа по учебнику

стр.120 упр. 378

Задание:

1 ряд: изменить и записать эти глаголы в н. вр. (выделить окончание)

2 ряд: изменить и записать эти глаголы в п. вр. (выделить суффикс)

3 ряд: изменить и записать эти глаголы в б. вр. (записать 2 формы: пр. и сл.)

Дополнительно: составить предложение, после оценивания озвучить.

Проверка (перечислить, доказать)

Слайд 6 проверка

Критерии самооценивания:

0 ошибок- 5 б.

1 ошибка- 4 б.

2 ошибки – 3 б.

3 и более – 2 б.

Работа с текстом (у каждого уч-ся текст)

- Прочитать текст. Проанализировать. Списать, выполнив задание (глаголы неопределенной формы изменить, поставить в указанное время).

(Ходить - н. в) зима по горам, по долинам, (поглядывать- н.в) по сторонам. Зайцу белую шубку (подарить – п.в), теперь его никто (не заметить – б.в). А лисе – ярко-рыжее тёплое платье (оставить) – б.в.

Слайд7 проверка по слайду

Критерии самооценивания:

0 ошибок- 5 б.

1 ошибка- 4 б.

2 ошибки – 3 б.

3 и более – 2 б.

Игра «Следователь»

-А сейчас поиграем в следователя.

Известный следователь по фамилии Квашенная –Капуста вызвал своего помощника Обалдушкина и поручил ему очень важное задание.

«Слушай, Обалдушкин, - сказал Квашеная –Капуста, -нам нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое – что о его делишках, то есть о его действиях.

Например, он ездил, учится, придумает, взбирался, зубрит, читает, будет чертить, слушает, будет конструировать, изобретёт, обошёл, поднялся. Это всё, что нам известно.

-Под подозрением у нас:

  1. Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая воспитательница, а сейчас пенсионерка, нянчит внуку Людочку.

  2. Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию.

  3. Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент торгового техникума.

  4. Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.

  5. Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический колледж, готовится стать учителем физкультуры.

-Что тебе, Обалдушкин, было легче работать, попробуй расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:

  1. прошедшее время,

  2. настоящее время,

  3. будущее время».

-Ребята, мне кажется, что вы наверняка сообразительнее, чем Обалдушкин. Помогите ему и следователю Квашеной –Капусте отыскать нужного человека.

-Итак, действия нашего подозреваемого запишем в тетрадь в три столбика:

п.в.

    

н.в.

    

б.в.

ездил

взбирался

обошел

поднялся


учится

зубрит

читает

слушает







придумает

будет чертить

будет конструировать

изобретёт

Зачитать. Доказать.

Слайд 8 проверка по слайду

Критерии самооценивания:

0 ошибок – 5 б.

1-2 ошибки – 4 б.

3-4 ошибки – 3б.

5 и более ошибок- 2б



Предложить учащимся установить личность подозреваемого в группах: Аким Эрнестович Каверзный.

8. Итог урока. Слайд 9

Я узнал…

Я умею…

Оценка за урок:

20- 19 баллов – «5»

18- 16 баллов – «4»

15-13 баллов – «3»

12 и менее – «2»

9.Рефлексия (на стикере написать отзыв от урока и поместить к соответствующему утверждению: у меня всё получилось, у меня были трудности, я не понял тему.

10. Домашнее задание Слайд 9

Творческое: Написать мини- сочинение на тему «Зима»

1 ряд – использует только глаголы прошедшего времени 
2 ряд - использует только глаголы будущего времени 
3 ряд – использует только глаголы настоящего времени 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам"

Автор: Горбунова Татьяна Фёдоровна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Планета Знаний" . Тема: "Изменение глаголов по временам"."
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klassumkplanietaznaniitiemaizmienieniieghlagholovpovriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "279895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453300878"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка "Времена глагола" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vriemiena-ghlaghola-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421500966"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "116378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412438658"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства