Тема урока: Изменение глаголов по временам
Цели: Научить ставить глагол во все временные формы.
Задачи:
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
- совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, умение делать выводы;
- развивать внимание к слову как лексической единице речи;
- развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- воспитывать взаимопонимание, товарищество, любовь к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.
Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
2.Минутка чистописания (запись числа, классная работа)
- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
- Как вы думаете, какая буква должна быть вместо вопроса?
Рука
Живот
Плечо
Ж
М
?
(Существительное рука – женского рода, существительное живот – мужского рода, существительное плечо – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)
Прямой
Море
Рисует
П
С
?
- Какая буква должна быть здесь вместо вопроса?
(Прямой – прилагательное, море – существительное, рисует – глагол, значит, вместо вопроса, должна быть буква Г.)
3. Словарь.
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (горох ).
5) Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец.)
6)Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Заберёшься вверх по мне. (лестница.)
Взаимопроверка.
- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол)
4. Актуализация знаний
- Повторяем, что уже знаем о глаголе.
Физминутка Если я называю глаголы - хлопайте, если другая часть речи – топайте.
Дядюшка глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
5. Подготовка к новой теме:
Слайд 3 - сверкать
- Что можете сказать об этом слове?
- Что происходит сейчас с этим словом?
- Как изменяется?
сверкать- сверкает,сверкают (по числам)
сверкать - сверкаю, сверкаешь, сверкает (по лицам)
сверкать - сверкала, сверкал, сверкало (по родам)
- Как ещё их изменяются глаголы? (выходит строка)
- сверкать сверкает, сверкал, сверкнёт (будет сверкать) (по времени)
- Определите тему урока. Цель: знать (глагол изменяется ….), уметь (определять…., изменять….) Слайд 4
6. Работа по новой теме.
Работа по учебнику. Слайд 4
- стр. 119 упражнение 376
- Задание: вам необходимо самостоятельно проанализировать таблицу об изменении глаголов по временам, затем в парах, заполнить карту, закончив предложения.
(На каждой парте карточка «Сделай вывод» продолжить фразу:
- глаголы изменяются по (временам)
- настоящее время обозначает действие, которое происходит в (момент речи) и отвечает на вопросы (что делает? что делают?)
- прошедшее время обозначает действие, которое происходило до (момента речи) и отвечает на вопросы (что делал? что делала? что делало? что делали?)
- глаголы прошедшего времени имеют суффикс (- л)
- будущее время обозначает действие, которое произойдёт после (момента речи) и отвечает на вопросы (что сделает? что сделают? что будет? будут) делать?)
- будущее время имеет две формы (простое и сложное)
Проверка: фронтально озвучить вывод, затем в парах проговорить друг другу.
7. Закрепление.
Слайд 5 Упражнение «Четвёртый лишний».
Задание (коллективно):
Выделить лишнее слово, доказать.
- Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
- Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
- Прочитает, запишет, нарисует, удивил.(Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)
Физкультминутка.
- Я назову вам глаголы, если это:
- глагол настоящего времени – руки на пояс;
- глагол прошедшего времени – присядьте;
- глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)
Работа по учебнику
стр.120 упр. 378
Задание:
1 ряд: изменить и записать эти глаголы в н. вр. (выделить окончание)
2 ряд: изменить и записать эти глаголы в п. вр. (выделить суффикс)
3 ряд: изменить и записать эти глаголы в б. вр. (записать 2 формы: пр. и сл.)
Дополнительно: составить предложение, после оценивания озвучить.
Проверка (перечислить, доказать)
Слайд 6 проверка
Критерии самооценивания:
0 ошибок- 5 б.
1 ошибка- 4 б.
2 ошибки – 3 б.
3 и более – 2 б.
Работа с текстом (у каждого уч-ся текст)
- Прочитать текст. Проанализировать. Списать, выполнив задание (глаголы неопределенной формы изменить, поставить в указанное время).
(Ходить - н. в) зима по горам, по долинам, (поглядывать- н.в) по сторонам. Зайцу белую шубку (подарить – п.в), теперь его никто (не заметить – б.в). А лисе – ярко-рыжее тёплое платье (оставить) – б.в.
Слайд7 проверка по слайду
Критерии самооценивания:
0 ошибок- 5 б.
1 ошибка- 4 б.
2 ошибки – 3 б.
3 и более – 2 б.
Игра «Следователь»
-А сейчас поиграем в следователя.
Известный следователь по фамилии Квашенная –Капуста вызвал своего помощника Обалдушкина и поручил ему очень важное задание.
«Слушай, Обалдушкин, - сказал Квашеная –Капуста, -нам нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое – что о его делишках, то есть о его действиях.
Например, он ездил, учится, придумает, взбирался, зубрит, читает, будет чертить, слушает, будет конструировать, изобретёт, обошёл, поднялся. Это всё, что нам известно.
-Под подозрением у нас:
- Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая воспитательница, а сейчас пенсионерка, нянчит внуку Людочку.
- Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию.
- Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент торгового техникума.
- Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.
- Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический колледж, готовится стать учителем физкультуры.
-Что тебе, Обалдушкин, было легче работать, попробуй расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:
- прошедшее время,
- настоящее время,
- будущее время».
-Ребята, мне кажется, что вы наверняка сообразительнее, чем Обалдушкин. Помогите ему и следователю Квашеной –Капусте отыскать нужного человека.
-Итак, действия нашего подозреваемого запишем в тетрадь в три столбика:
п.в.
н.в.
б.в.
ездил
взбирался
обошел
поднялся
учится
зубрит
читает
слушает
придумает
будет чертить
будет конструировать
изобретёт
Зачитать. Доказать.
Слайд 8 проверка по слайду
Критерии самооценивания:
0 ошибок – 5 б.
1-2 ошибки – 4 б.
3-4 ошибки – 3б.
5 и более ошибок- 2б
Предложить учащимся установить личность подозреваемого в группах: Аким Эрнестович Каверзный.
8. Итог урока. Слайд 9
Я узнал…
Я умею…
Оценка за урок:
20- 19 баллов – «5»
18- 16 баллов – «4»
15-13 баллов – «3»
12 и менее – «2»
9.Рефлексия (на стикере написать отзыв от урока и поместить к соответствующему утверждению: у меня всё получилось, у меня были трудности, я не понял тему.
10. Домашнее задание Слайд 9
Творческое: Написать мини- сочинение на тему «Зима»
1 ряд – использует только глаголы прошедшего времени
2 ряд - использует только глаголы будущего времени
3 ряд – использует только глаголы настоящего времени