kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Изменение глаголов настоящего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО С ИЗМЕНЕНИЕМ ГЛАГОЛОВ
НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Цели: познакомить с изменением глаголов настоящего времени по лицам и числам; формировать умение определять лицо и число глаголов настоящего времени.

Ход урока

I. Чистописание.

– Какие слова можно составить из букв в слове снеговик? Запишите их.

Снеговик: снег, кино, сено, сон, вино, воин, веко, век.

II. Постановка учебной задачи.

– Есть такое шуточное стихотворение о части речи, с которой мы сегодня на уроке будем работать.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

Я на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

– Какая нужная информация содержится в этом стихотворении?

– Что такое глагол?

– Что вы знаете о глаголах? (Изменяются по временам.)

w Выпишите глаголы. (Учитель читает повторно.)

– Что  общего  у  этих  глаголов?  (Стоят в настоящем времени.) Докажите.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

– На что указывает настоящее время? когда происходит действие? (Действие происходит в момент речи.)

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как изменяются глаголы настоящего времени.

Запишите тему урока: «Изменение глаголов настоящего времени».

III. Работа по теме.

1. У с т н а я   р а б о т а  по упражнению 60.

Учащиеся читают предложения, подставляя личные местоимения.

– Глаголы какого времени изменяли?

– Как изменялись глаголы настоящего времени? (По лицам.)

– Для дальнейшего наблюдения возьмём три глагола: плыть, звать, брать – и запишем их в столбики с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица.

З а п и с ь  на доске и в тетрадях:

1-е лицо

я плыву

я зову

я беру

2-е лицо

ты плывёшь

ты зовёшь

ты берёшь

3-е лицо

он плывёт

он зовёт

он берёт

– Что общего в этих словах? (Слова в каждом столбике употреблены в форме единственного числа, имеют ударные одинаковые окончания.)

– Какую особенность заметили? (Изменяются по лицам.)

w Выделите окончания. Запишите эти же глаголы с местоимениями множественного числа, окончания выделите.

П р о в е р к а.

w Сделайте  вывод,  как  могут  изменяться  глаголы  в  настоящем  времени.

В ы в о д. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Ч т е н и е   в ы в о д а  на с. 49 учебника.

– Какую дополнительную информацию получили из вывода учебника? (Глаголы имеют три лица.)

– А  что  нам  поможет  определить  лицо  и  число  глагола?  (Местоимения.)

2. В ы п о л н е н и е  упражнения 62 с комментированием.

3. В ы б о р о ч н ы й   д и к т а н т.

w Выпишите глаголы, определите лицо и число. (Учитель при чтении стихотворений четко проговаривает окончания глаголов.)

Слушаю я сказку,

Сердце так и мрёт,

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

                     И. Суриков

Мы зимой в снежки играем,

Нам завидует мороз!

И бежит за нами с лаем

Озорной лохматый пёс.

Мы встаём гурьбой на лыжи,

Под ногами стонет наст!

Словно кони, лыжи рыжи

На простор выносят нас…

                     Г. Новицкая

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как изменяются глаголы настоящего времени?

– Как определить лицо и число  глаголов?

Домашнее задание:  выполнить  упражнение  63,  выучить правило на с. 49 в учебнике.

У р о к  25.
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

Цель: развивать умение определять лицо и число глаголов настоящего времени.

Ход урока

I. Чистописание.

w Составьте слова из слогов на похожих рисунках. Напишите эти слова. Составьте из них предложения. Запишите их.

II. Упражнение в изменении глаголов настоящего времени по лицам и числам.

1. Н а   д о с к е:

Мечтаешь о кукле.                     Желтеют  листья.

Верим в сказку.                          Ездите на лошадях.

Витают в облаках.                             Встречаем медведя.

Расписываем матрёшку.           Рубят дрова.  

– Что записано на доске? (Словосочетания и основы предложения.) Докажите.

w Составьте и запишите предложение, основа которого будет  листья желтеют.

П р о в е р к а.

– По какому признаку можно распределить в две группы данные словосочетания? (Существительные стоят в форме винительного и предложного падежей.)

Учащиеся распределяют словосочетания по группам.

П р о в е р к а  с доказательством.

– Каким членом предложения будут являться глаголы данных словосочетаний? (Сказуемыми.)

– Что можно определить у глаголов?

– Как определить лицо и число глаголов?

w Выпишите  глаголы  с  местоимениями,  определите  лицо  и  число глаголов.

З а п и с ь  на доске и в тетрадях по образцу:

 (Ты) мечтаешь – 2-е лицо, единственное число, (мы) верим – 1-е лицо, множественное число.

2. С о с т а в ь т е  предложения по схемам:

1) Определение, дополнение, подлежащее, сказуемое (2-е лицо, единственное число), дополнение.

2) Подлежащее, сказуемое (3-е лицо, единственное число), союз, подлежащее, сказуемое (3-е лицо, единственное число).

3. В ы п о л н е н и е   упражнения 64 по заданию учебника.

4. П о с т а в ь т е  глаголы в нужной форме, образовав их от глаголов в неопределенной форме.

Везти – (ты) (что делаешь?) …; (он) (что делает?) …; (мы) (что делаем?) …; (они) (что делают?) ….

Взять – (ты) (что делаешь?) …; (он) (что делает?) …; (мы) (что делаем?) …; (они) (что делают?) ….

III. Итог урока.

– Над чем работали сегодня на уроке?

– Как изменяются глаголы настоящего времени?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изменение глаголов настоящего времени" »

ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО С ИЗМЕНЕНИЕМ ГЛАГОЛОВ
НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Цели: познакомить с изменением глаголов настоящего времени по лицам и числам; формировать умение определять лицо и число глаголов настоящего времени.

Ход урока

I. Чистописание.

– Какие слова можно составить из букв в слове снеговик? Запишите их.

Снеговик: снег, кино, сено, сон, вино, воин, веко, век.

II. Постановка учебной задачи.

– Есть такое шуточное стихотворение о части речи, с которой мы сегодня на уроке будем работать.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

Я на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

– Какая нужная информация содержится в этом стихотворении?

– Что такое глагол?

– Что вы знаете о глаголах? (Изменяются по временам.)

 Выпишите глаголы. (Учитель читает повторно.)

– Что общего у этих глаголов? (Стоят в настоящем времени.) Докажите.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

– На что указывает настоящее время? когда происходит действие? (Действие происходит в момент речи.)

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как изменяются глаголы настоящего времени.

Запишите тему урока: «Изменение глаголов настоящего времени».

III. Работа по теме.

1. У с т н а я р а б о т а по упражнению 60.

Учащиеся читают предложения, подставляя личные местоимения.

– Глаголы какого времени изменяли?

– Как изменялись глаголы настоящего времени? (По лицам.)

– Для дальнейшего наблюдения возьмём три глагола: плыть, звать, брать – и запишем их в столбики с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица.

З а п и с ь на доске и в тетрадях:

1-е лицо

я плыву

я зову

я беру

2-е лицо

ты плывёшь

ты зовёшь

ты берёшь

3-е лицо

он плывёт

он зовёт

он берёт

– Что общего в этих словах? (Слова в каждом столбике употреблены в форме единственного числа, имеют ударные одинаковые окончания.)

– Какую особенность заметили? (Изменяются по лицам.)

 Выделите окончания. Запишите эти же глаголы с местоимениями множественного числа, окончания выделите.

П р о в е р к а.

 Сделайте вывод, как могут изменяться глаголы в настоящем времени.

В ы в о д. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Ч т е н и е в ы в о д а на с. 49 учебника.

– Какую дополнительную информацию получили из вывода учебника? (Глаголы имеют три лица.)

– А что нам поможет определить лицо и число глагола? (Местоимения.)

2. В ы п о л н е н и е упражнения 62 с комментированием.

3. В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т.

 Выпишите глаголы, определите лицо и число. (Учитель при чтении стихотворений четко проговаривает окончания глаголов.)

Слушаю я сказку,

Сердце так и мрёт,

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

И. Суриков

Мы зимой в снежки играем,

Нам завидует мороз!

И бежит за нами с лаем

Озорной лохматый пёс.

Мы встаём гурьбой на лыжи,

Под ногами стонет наст!

Словно кони, лыжи рыжи

На простор выносят нас…

Г. Новицкая

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как изменяются глаголы настоящего времени?

– Как определить лицо и число глаголов?

Домашнее задание: выполнить упражнение 63, выучить правило на с. 49 в учебнике.

У р о к 25.
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

Цель: развивать умение определять лицо и число глаголов настоящего времени.

Ход урока

I. Чистописание.

 Составьте слова из слогов на похожих рисунках. Напишите эти слова. Составьте из них предложения. Запишите их.

II. Упражнение в изменении глаголов настоящего времени по лицам и числам.

1. Н а д о с к е:

Мечтаешь о кукле. Желтеют листья.

Верим в сказку. Ездите на лошадях.

Витают в облаках. Встречаем медведя.

Расписываем матрёшку. Рубят дрова.

– Что записано на доске? (Словосочетания и основы предложения.) Докажите.

 Составьте и запишите предложение, основа которого будет листья желтеют.

П р о в е р к а.

– По какому признаку можно распределить в две группы данные словосочетания? (Существительные стоят в форме винительного и предложного падежей.)

Учащиеся распределяют словосочетания по группам.

П р о в е р к а с доказательством.

– Каким членом предложения будут являться глаголы данных словосочетаний? (Сказуемыми.)

– Что можно определить у глаголов?

– Как определить лицо и число глаголов?

 Выпишите глаголы с местоимениями, определите лицо и число глаголов.

З а п и с ь на доске и в тетрадях по образцу:

(Ты) мечтаешь – 2-е лицо, единственное число, (мы) верим – 1-е лицо, множественное число.

2. С о с т а в ь т е предложения по схемам:

1) Определение, дополнение, подлежащее, сказуемое (2-е лицо, единственное число), дополнение.

2) Подлежащее, сказуемое (3-е лицо, единственное число), союз, подлежащее, сказуемое (3-е лицо, единственное число).

3. В ы п о л н е н и е упражнения 64 по заданию учебника.

4. П о с т а в ь т е глаголы в нужной форме, образовав их от глаголов в неопределенной форме.

Везти – (ты) (что делаешь?) …; (он) (что делает?) …; (мы) (что делаем?) …; (они) (что делают?) … .

Взять – (ты) (что делаешь?) …; (он) (что делает?) …; (мы) (что делаем?) …; (они) (что делают?) … .

III. Итог урока.

– Над чем работали сегодня на уроке?

– Как изменяются глаголы настоящего времени?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Изменение глаголов настоящего времени"

Автор: Новикова Татьяна Николаевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому  языку  "Изменение глаголов по временам" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "215351"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432653826"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "191925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384368"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "102926"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402559593"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "116378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412438658"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока русского языка по теме "I и II спряжения глаголов настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-i-i-ii-spriazhieniia-ghlagholov-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "243824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445811642"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства