kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование по теме "Учимся писать безударные гласные в корне слова""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить со способами проверки безударных гласных (подбором проверочных слов); отработать умения приме­нять правило обозначения безударных гласных на письме; развить орфографическую зоркость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование по теме "Учимся писать безударные гласные в корне слова""»


Открытый общероссийский интернет-конкурс

«Педагогическая копилка

учителя начальной школы»


Номинация:

«Методические разработки уроков, занятий»









Учитель начальных классов


ПАРФИРОВА

ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА


МБОУ СОШ № 69


г.УЛЬЯНОВСК, 2014



Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство, обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений, но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.

Тема:

«Учимся писать безударные гласные в корне слова»

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений

Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах

Цель урока: познакомить со способами проверки безударных гласных (подбором проверочных слов); отработать умения приме­нять правило обозначения безударных гласных на письме; развить орфографическую зоркость.

Обобщение урока: чтобы проверить безударную гласную в кор­не слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Планируемые результаты

Дети учатся:

  • выделять способы проверки безударных гласных (подбор про­верочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов;

  • анализировать языковой материал, выделять существенные признаки слов, обобщать, формулировать результаты деятель­ности в виде правила.

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

  • различать два способа проверки безударных гласных в корне слова;

  • давать определение понятиям, формулировать правило обо­значения безударных гласных и применять его на письме.


Материалы к уроку: карточки со словами для проведения моти­вации, рабочие листы для работы в малых группах, самостоятельной работы, пары слов: проверочное и проверяемое слово, конверты «Помощник представления».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД



1. Организационный момент.



Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Поделитесь, что вы ждете от урока?  Что вы пожелаете друг другу?

Улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите:
Я желаю тебе добра.
Если тебе будет трудно, я помогу.

Человек живет пока учиться и познает что-то новое.






Высказывают свои мысли, создают себе ситуацию комфорта














Личностные УУД : мотивация к изучению нового учебного материала






2. Актуализация знаний. Мотивация.


Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.


На этапе актуализации знаний повторяем с детьми понятия «родственные слова» и «безударные гласные». Минутка чистописания на уроке связана с этой темой.

    1. Минутка чистописания.

Правописание сочетания букв и слов: сж, снег, снежок.


Для создания мотивации используется приём «выполнимое/ невыполнимое действие»:

(Задание с ловушкой: требование выполнить действие, которое субъективно воспринимается как выполнимое, а объективно является невыполнимым)

    1. Вставьте недостающие слова в правило:

Чтобы проверить безударный в корне слова,

надо изменить слово так, чтобы безударный ока­зался

- Молодцы, хорошо знаете правило! Тогда вы сможете вста­вить безударную гласную в слово, подобрав к нему проверочное.


(Каждому ученику - карточка с одним словом на безудар­ную гласную в корне слова. Слова должны быть подобраны так, чтобы они вызывали у учащихся затруднение в подборе проверочных слов.)


Для усиления затруднения - вариант проверочных слов, которые подобрал первоклассник:

т_нуть — тина

к_сить — кости

ст_кло — стекольщик

(фиксируется затруднение)


- Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить это задание?


Выслушать детей и сформулировать цель исследования: вы­яснить, что ещё нужно уметь делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.


Оформляют тетради, отвечают на вопросы учителя









Восстанавливают правило


Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать , слушать.


Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.


Не хватает знаний о способах проверки безударных гласных.


Формулируют вместе с учителем цель исследования.

Личностные УУД : осмысление, мотивация к изучению нового учебного материала

Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей

РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий



Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли





Личностные УУД : осознание


РегулятивныеУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно


Познавательные УУД: поиск, отбор ,структурирование

информации


Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли


3. Исследование в малых группах- парах

Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.


Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, информационная карта.



- Исследование вы будете проводить в группах, проверьте, всё ли у вас на столах есть: рабочие листы, информационная карта. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу - инструкционную карту. Итак, начинаем работу.





РАБОЧИЙ ЛИСТ

___________________ Ковры, коврик, ковровое

Проверочное слово: Проверяемое слово:

____________________ ____________________


Проверочное слово является ... (родственным словом, формой одного и того же слова)


___________________________


Гнездиться, гнёзда, гнёздышко

Проверочное слово: Проверяемое слово:

____________________


Проверочное слово является ... (родственным словом, формой одного и того же слова)














Организовывают свою

деятельность.













Проводят исследование по инструкции рабочего листа.


Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.


Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.














РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий












Познавательные УУД: исследование, выделение необходимой информации , отбор, структурирование информации.



Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность



Личностные УУД: осмысление

4. Физкультминутка.



Игра «Снежинка, льдинка, сугроб»

Выполняют физически

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

5. Обмен информацией


Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.


У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой

Помощник представления















(Выслушать выступления групп)


- Как вы определяли, какой буквой будет обозначен без­ударный гласный в корне слова? Какое слово выступило в качестве про­верочного: родственное слово или форма одного и того же слова?

Учитель прикрепля­ет на доску пару слов «проверочное слово» и «проверяемое слово», которую получила каждая группа.











Выступления групп


Выделяют способы проверки безударных гласных (подбор про­верочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов.


Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.










Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Личностные УУД: осмысление


Познавательные УУД: моделирование


РегулятивныеУУД: коррекция своих действий

6.Организация информации


Цель: облегчить возможность открытия обобщения


(Для того чтобы помочь учащимся выделить способы проверки безударного гласного в корне слова и сформулировать правило, не­обходимо сделать классификацию представленных примерв.)


- На какие группы мы можем разбить полученные пары слов? Каким способом вы находили поверочные слова?


(Подбирали проверочное слово, изменяли форму слова.)


Родственные (однокоренные) слова

Гнёздышко — гнездо

Коврик — ковёр


Форма слова

Гнёзда — гнездо


- Запишите в тетрадь пары из каждого столбика, выделите правильно орфограмму «Безударные гласные в корне»





Дети дают ответ.



Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.

РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий


Личностные УУД: осмысление


Познавательные УУД: моделирование


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


  1. Обобщение



- Теперь вы сможете ответить на вопрос: «Как подобрать проверочное слово?»


- Итак, как мы теперь уточним наше правило?


«Чтобы проверить безударный _______ в корне слова, необходимо изменить ___________ или подобрать такое _______________ слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ___________».



Дети дают ответ.




Формулируют результаты деятель­ности в виде правила.


Личностные УУД: осмысление


Познавательные УУД: способы

решения задач


Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли


РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения

8. Подведение итогов, рефлексия

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.


( необходимо вернуться к словам, которые вызвали затруднение в начале урока)

- Попробуем подобрать проверочные слова, применяя способы проверки, которые мы знаем.


(Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.)


Анализируют варианты проверочных слов, предложенных ими в начале урока.

Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей



РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения


9. Применение.

Цель :закрепление умения проверять безударную гласную в корне слова

- Прочитайте предложения и расставьте их в правильном порядке , чтобы получился связный текст. Запишите два первых предложения в тетрадь. Какие слова выделены в тексте? Докажите, что безударный гласный в корне выбран верно, указав рядом проверочное слово:


Трудно птицам и зверям найти корм. В полях и лесах лежат глубокие снега. Помогайте животным! Пришла зима.

Выполняют задание.


Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.

РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий


Личностные УУД: осмысление


Познавательные УУД: логические: наблюдение , сравнение, умозаключение.

10. Домашнее задание

1-й вариант. К данным проверочным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Слова должны обозна­чать предмет, признак или действие предмета (им. сущ., им. прил., глагол). Обозначьте орфограмму.

Прямо — (признак предмета)

Свет — (действие предмета)

Зверь — (предмет)

Спешка — (действие предмета)

Плеск — (действие предмета)

Лов — (действие предмета)

2-й вариант. Выберите из данных слов проверочное. Вставьте безударную гласную. Выделите корень. Обозначьте орфограмму.

Ш...ги — шаг, шагать

М...сты — мостик, мост

Сл...за — слёзный, слёзы

П...скливый — писк, пищит

Т...нистый — теневая, тень



11. Подведение итогов, рефлексия

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.




- Что нового о безударных гласных в корне слова вы узнали сегодня на уроке? Вы стали лучше разбираться в этой орфограмме?



Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей

РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения

Личностные УУД: осмысление




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - исследование по теме "Учимся писать безударные гласные в корне слова""

Автор: Парфирова Вероника Александровна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок-исследование по теме «Можно ли сократить количество правил в русском языке?»"
    ["seo_title"] => string(75) "urokissliedovaniiepotiemiemozhnolisokratitkolichiestvopravilvrusskomiazykie"
    ["file_id"] => string(6) "283050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453782713"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_slozhnyie_slova_slozhieniie_dvukh_osnov"
    ["file_id"] => string(6) "348039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476110006"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока русского языка по теме: Суффикс"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiesuffiks"
    ["file_id"] => string(6) "310000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458906500"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Чередование гласных О-А в корнях ГОР-ГАР "
    ["seo_title"] => string(48) "chieriedovaniie-ghlasnykh-o-a-v-korniakh-gor-gar"
    ["file_id"] => string(6) "109666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404883767"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Тема урока: «Разделительные Ъ и Ь знаки». "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-uroka-razdielitiel-nyie-i-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "137582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417372044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства