kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по теме «Можно ли сократить количество правил в русском языке?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ориентирован на достижение следующих результатов:

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • формирование элементов коммуникативного, учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • формирование выраженного познавательного интереса к русскому языку;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • смыслообразование

Регулятивные УУД:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу; 
  • умение действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, дополнительный материал и т.д. ;
  • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД:

  • умение применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; 
  • умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
  • умение владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • умение строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их
     
  • Коммуникативные УУД:
  • умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
  • умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
     
  • Предметные:
  • систематизировать знания учащихся об основных орфограммах русского языка;
  • вывести обобщенный способ проверки орфограмм слабых позиций

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности

           Колокольчик зазвонил,

В класс ребят всех пригласил.

Шум уходит за порог –

Начинается урок -

           Урок русского языка.

- Нравится ли вам урок русского языка?

- Мне тоже очень нравится урок русского языка, поэтому я с радостью пришла сегодня к вам.

- А какие уроки вам больше нравятся: обычные или необычные?

- В роли кого вы хотели бы быть сегодня на уроке? (Приложение 1) Нарисуйте кружок соответствующего цвета на полях тетради.

Исследователь  (красный)

Исполнитель (желтый)

Наблюдатель (зеленый)

II.Актуализация знаний

- Одна из главных задач урока русского языка – научиться грамотно писать.

- Вы согласны с этим утверждением?

- А легко ли этому научиться?

- Что вам помогает научиться грамотно писать?

            Орфографическое правило.

- А что такое правило? (инструкция)

- Из каких частей состоит правило? (Приложение 2)

            1. Название орфограммы.

            2. Способ проверки.

            3. Пример.

- Как вы думаете, много ли правил в русском языке?  

     III.          Постановка учебной задачи

- Я знаю, что вы уже много правил знаете, поэтому научиться грамотно писать – действительно нелегкая задача.

- А может быть, можно эту задачу упростить и количество правил сократить?

- А давайте попробуем ответить на этот вопрос и доказать, можно ли это сделать. Хотите принять в этом участие?

- Тогда какую цель мы поставим сегодня на урок?

            Доказать, можно ли сократить количество правил в русском языке.

- Для чего нам это нужно? (чтобы легче было учиться)

IV.«Открытие» детьми нового знания

- Сегодня я подобрала задания, которые помогут ответить на ваш вопрос.

- Прочитайте группу слов:

моро., л.дянка, сне.ки, г.ра, сугро., з.ма, сала.ки, в.селье

- Какие задания можно выполнить? (решить орфографическую задачу, сгруппировать)

- А что объединяет эти слова? (тема «Зимние развлечения», орфограммы)

- Вы предлагали разделить слова на группы. Запишите слова в столбики, учитывая орфограммы и решая орфографические задачи. А помощниками вам будут тексты орфографических правил. (Приложение 3)  

Чтобы правильно обозначить гласный звук в слабой позиции в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы звук был в сильной позиции.

Чтобы правильно обозначить согласный звук в слабой позиции в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы звук был в сильной позиции.

- Проверим, какие буквы вы вставили.

1.  – Какие слова записали в первый столбик? А во второй столбик?

    - Какая орфограмма встречается?  (Приложение 4)

Безударный гласный в корне слова

Парный согласный в корне слова

    - А что такое орфограмма?

            Ошибкоопасное место. (Приложение 5)

    - Почему это место оказалось ошибкоопасным? (Приложение 6)

- Докажите на наших примерах, что это действительно ошибкоопасное место.

    - Что заметили? (звук и буква могут не совпадать) (Приложение 7)

    - Можно ли в этом случае доверять слуху?

    - А кто знает, как называется такая позиция в слове? (Приложение 8)

            Слабая.

    - Орфограммы разные, а что их объединяет? (это орфограммы слабых позиций)

2.  – Каким правилом пользовались при проверке безударных гласных? Парных согласных? Прочитайте правило.

    - Как решали орфографические задачи? (Приложение 9)

    - Приведите примеры.

    - Почему смогли выбрать букву? Можно ли доверять слуху?

    - Доверять слуху нельзя – слабая позиция, а если доверять можно, то как бы вы назвали такую позицию?  (Приложение 10)

            Сильная.

    - А что здесь объединяет орфограммы слабых позиций? (способ проверки)

3.  - Приведите примеры, иллюстрирующие наши рассуждения.

- В какой части слова решали задачи? (в корне слова)

- Почему нужно было решать орфографические задачи?

- Как мы действовали? (Объясняют способ действия, составляя модель решения орфографической задачи)

- Получилась обобщенная модель решения двух разных орфографических задач. (Приложение 11)

- Можем ли теперь ответить на вопрос, который поставили в начале урока? (да, правила можно объединить)

- Но правило – это текст. Предлагаю вам поработать в группах и попытаться составить текст обобщенного правила, опираясь на модель нашего рассуждения. (Приложение 12)

            При выборе буквы звуку в слабой позиции в корне доверять ______________. Это ________________________ место. Чтобы выбрать букву для его обозначения, надо _____________________________________, чтобы звук оказался в _______________ позиции. Этой позиции доверять _____________.

- Устали?

Физкультминутка.

V.    Включение нового знания в систему знаний ребенка

- А в других частях слова могут быть орфограммы слабых позиций?

- А какие части слова вы знаете? (Приложение 13)

- Как мы действуем, если встречается орфограмма в приставке или в суффиксе? (Запоминаем).

- А легко ли это? Почему?

- А может быть, и здесь можно облегчить работу?

- Поработайте со словами, понаблюдайте, может быть, вы еще что-нибудь заметите. А поможет вам выполнить это задание инструкция. (Приложение 14)

Инструкция

1.Прочитайте слова левого столбика.

2.В какой части слова встретилась орфограмма?

3.Можно ли ее назвать орфограммой слабой позиции?

4.Может ли слово справа помочь решить орфографическую задачу?

5.Попробуйте дополнить модель.

6.Перенесите модель на большой лист.

Карточки для работы групп (Приложение 15)

а) Н?дписать – надпись

П?дписать – подпись

З?пускать – запуск

 

б) О?тирал – объехал, обнюхал

О?бежал – отлетел, отъехал

?бежать – снести

                   в)   Мозол?стый

                        Болот?стый           Волнистый

                       Глин?стый

г) Часо?щик – часовой мастер

Лицеис? – лицеисты

Гимназис? – гимназисты

             д)   Груб?сть

     Верн?сть                       Злость

    Слаб?сть

    Задумчив?сть

              е)     Горош?на                  Льдина

                   Солом?на

ж) Вежл?вый

Заботл?вый             Бережливый

 - К какому выводу пришли? (обобщают свою работу, делают вывод, составляют модели)

     (Приложение 16)

- И в корне, и в приставке, и в суффиксе орфограммы слабых позиций можно проверить. Для этого надо подобрать проверочное слово, где звук будет в сильной позиции в том же корне или в приставке и суффиксе с таким же значением.

- Ребята, какой вопрос остался сегодня нерешенным? (Как проверять орфограммы в окончаниях)

- Я думаю, что ответ на этот вопрос вы узнаете на других уроках русского языка, когда мы будем говорить об окончаниях.

VI.       Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Выполнили ли цель нашего урока?

- Что нового узнали?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- Пока мы работали, выросло дерево познания (Приложение 17).  То, что получили – это плоды вашего труда.

- В какой роли вы работали сегодня на уроке? Выберите плод-яблочко соответствующего цвета. (исследователи – красный, исполнители – желтый, наблюдатели – зеленый)

- Покажите свое настроение, изобразив на яблочке один из символов-смайликов: (Приложение 18)

А я желаю вам успеха,

Больше радости и смеха.

Вы умеете учиться –

Это в жизни пригодится.

Благодарю вас за внимание.

Урок окончен. До свидания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка _ Шагушина ЛН»

МБОУ общеобразовательный лицей №22 г. Иваново


Русский язык, 3 класс


Урок-исследование по теме «Можно ли сократить количество правил в русском языке?»


Составитель: Шагушина Лариса Николаевна




Урок ориентирован на достижение следующих результатов:


Метапредметные:


Личностные УУД:

  • формирование элементов коммуникативного, учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • формирование выраженного познавательного интереса к русскому языку;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • смыслообразование


Регулятивные УУД:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу; 

  • умение действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, дополнительный материал и т.д. ;

  • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Познавательные УУД:

  • умение применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; 

  • умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

  • умение владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • умение строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные УУД:

  • умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

  • умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Предметные:

  • систематизировать знания учащихся об основных орфограммах русского языка;

  • вывести обобщенный способ проверки орфограмм слабых позиций




  1. Самоопределение к деятельности


Колокольчик зазвонил,

В класс ребят всех пригласил.

Шум уходит за порог –

Начинается урок -

Урок русского языка.

- Нравится ли вам урок русского языка?

- Мне тоже очень нравится урок русского языка, поэтому я с радостью пришла сегодня к вам.

- А какие уроки вам больше нравятся: обычные или необычные?

- В роли кого вы хотели бы быть сегодня на уроке? (Приложение 1) Нарисуйте кружок соответствующего цвета на полях тетради.

Исследователь


Исполнитель


Наблюдатель



  1. Актуализация знаний


- Одна из главных задач урока русского языка – научиться грамотно писать.

- Вы согласны с этим утверждением?

- А легко ли этому научиться?

- Что вам помогает научиться грамотно писать?

Орфографическое правило.

- А что такое правило? (инструкция)

- Из каких частей состоит правило? (Приложение 2)

1. Название орфограммы.

2. Способ проверки.

3. Пример.

- Как вы думаете, много ли правил в русском языке?

III. Постановка учебной задачи


- Я знаю, что вы уже много правил знаете, поэтому научиться грамотно писать – действительно нелегкая задача.

- А может быть, можно эту задачу упростить и количество правил сократить?

- А давайте попробуем ответить на этот вопрос и доказать, можно ли это сделать. Хотите принять в этом участие?

- Тогда какую цель мы поставим сегодня на урок?

Доказать, можно ли сократить количество правил в русском языке.

- Для чего нам это нужно? (чтобы легче было учиться)


  1. «Открытие» детьми нового знания


- Сегодня я подобрала задания, которые помогут ответить на ваш вопрос.

- Прочитайте группу слов:

моро., л.дянка, сне.ки, г.ра, сугро., з.ма, сала.ки, в.селье

- Какие задания можно выполнить? (решить орфографическую задачу, сгруппировать)

- А что объединяет эти слова? (тема «Зимние развлечения», орфограммы)

- Вы предлагали разделить слова на группы. Запишите слова в столбики, учитывая орфограммы и решая орфографические задачи. А помощниками вам будут тексты орфографических правил. (Приложение 3)

Чтобы правильно обозначить гласный звук в слабой позиции в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы звук был в сильной позиции.


Чтобы правильно обозначить согласный звук в слабой позиции в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы звук был в сильной позиции.


- Проверим, какие буквы вы вставили.


1. – Какие слова записали в первый столбик? А во второй столбик?

- Какая орфограмма встречается? (Приложение 4)

Безударный гласный в корне слова

Парный согласный в корне слова

- А что такое орфограмма?

Ошибкоопасное место. (Приложение 5)

- Почему это место оказалось ошибкоопасным? (Приложение 6)



, (кроме Л, М, Н, Р, Й и В)

- Докажите на наших примерах, что это действительно ошибкоопасное место.

- Что заметили? (звук и буква могут не совпадать) (Приложение 7)

- Можно ли в этом случае доверять слуху?

- А кто знает, как называется такая позиция в слове? (Приложение 8)

Слабая.

- Орфограммы разные, а что их объединяет? (это орфограммы слабых позиций)


2. – Каким правилом пользовались при проверке безударных гласных? Парных согласных? Прочитайте правило.

- Как решали орфографические задачи? (Приложение 9)


+ Л, М, Н, Р, Й и В


- Приведите примеры.

- Почему смогли выбрать букву? Можно ли доверять слуху?

- Доверять слуху нельзя – слабая позиция, а если доверять можно, то как бы вы назвали такую позицию? (Приложение 10)

Сильная.

- А что здесь объединяет орфограммы слабых позиций? (способ проверки)


3. - Приведите примеры, иллюстрирующие наши рассуждения.


- В какой части слова решали задачи? (в корне слова)

- Почему нужно было решать орфографические задачи?

- Как мы действовали?



? = !


- Получилась обобщенная модель решения двух разных орфографических задач. (Приложение 11)

- Можем ли теперь ответить на вопрос, который поставили в начале урока? (да, правила можно объединить)

- Но правило – это текст. Предлагаю вам поработать в группах и попытаться составить текст обобщенного правила, опираясь на модель нашего рассуждения. (Приложение 12)


При выборе буквы звуку в слабой позиции в корне доверять ______________. Это ________________________ место. Чтобы выбрать букву для его обозначения, надо _____________________________________, чтобы звук оказался в _______________ позиции. Этой позиции доверять _____________.


- Устали?

Физкультминутка.



V. Включение нового знания в систему знаний ребенка


- А в других частях слова могут быть орфограммы слабых позиций?

- А какие части слова вы знаете? (Приложение 13)

¬ ^

? ? ?

- Как мы действуем, если встречается орфограмма в приставке или в суффиксе? (Запоминаем).

- А легко ли это? Почему?

- А может быть, и здесь можно облегчить работу?

- Поработайте со словами, понаблюдайте, может быть, вы еще что-нибудь заметите. А поможет вам выполнить это задание инструкция. (Приложение 14)

Инструкция

  1. Прочитайте слова левого столбика.

  2. В какой части слова встретилась орфограмма?

  3. Можно ли ее назвать орфограммой слабой позиции?

  4. Может ли слово справа помочь решить орфографическую задачу?

  5. Попробуйте дополнить модель.

  6. Перенесите модель на большой лист.


Карточки для работы групп (Приложение 15)


Н?дписать – надпись

П?дписать – подпись

З?пускать – запуск

¬ ¬

?

О?тирал – объехал, обнюхал

О?бежал – отлетел, отъехал

?бежать – снести

¬ ¬

?

Мозол?стый

Болот?стый Волнистый

Глин?стый

^ ^

?

Часо?щик – часовой мастер

Лицеис? – лицеисты

Гимназис? – гимназисты

^ ^

?

Груб?сть

Верн?сть Злость

Слаб?сть

Задумчив?сть

^ ^

?

Горош?на Льдина

Солом?на


Вежл?вый

Заботл?вый Бережливый

^ ^

?


- К какому выводу пришли?

¬ ¬ ^ ^

? = ! ? = ! (Приложение 16)

- И в корне, и в приставке, и в суффиксе орфограммы слабых позиций можно проверить. Для этого надо подобрать проверочное слово, где звук будет в сильной позиции в том же корне или в приставке и суффиксе с таким же значением.


- Ребята, какой вопрос остался сегодня нерешенным?


?


- Я думаю, что ответ на этот вопрос вы узнаете на других уроках русского языка, когда мы будем говорить об окончаниях.



VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке


- Выполнили ли цель нашего урока?

- Что нового узнали?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- Пока мы работали, выросло дерево познания (Приложение 17). То, что получили – это плоды вашего труда.

- В какой роли вы работали сегодня на уроке? Выберите плод-яблочко соответствующего цвета. (исследователи – красный, исполнители – желтый, наблюдатели – зеленый)

- Покажите свое настроение, изобразив на яблочке один из символов: (Приложение 18)

  


А я желаю вам успеха,

Больше радости и смеха.

Вы умеете учиться –

Это в жизни пригодится.

Благодарю вас за внимание.

Урок окончен. До свидания.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 13»


^

?



¬

?








?








Просмотр содержимого документа
«Приложение 14»

Инструкция


1. Прочитайте слова левого столбика.

2. В какой части слова встретилась орфограмма?

3. Можно ли её назвать орфограммой слабой позиции?

4. Может ли слово справа помочь решить орфографическую задачу?

5. Попробуйте дополнить модель.

6. Перенесите модель на большой лист.






Просмотр содержимого документа
«Приложение 15»

Н?дписать – надпись

П?дписать – подпись

З?пускать – запуск

¬ ¬

?

О?тирал – объехал, обнюхал

О?бежал – отлетел, отъехал

?бежать – снести

¬ ¬

?

Мозол?стый

Болот?стый Волнистый

Глин?стый

^ ^

?

Часо?щик – часовой мастер

Лицеис? – лицеисты

Гимназис? – гимназисты

^ ^

?

Груб?сть

Верн?сть Злость

Слаб?сть

Задумчив?сть

^ ^

?

Горош?на Льдина

Солом?на


Вежл?вый

Заботл?вый Бережливый

^ ^

?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование по теме «Можно ли сократить количество правил в русском языке?»

Автор: Шагушина Лариса Николаевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283050


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства