kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование по теме "Перенос слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель  начальных  классов

ПАРФИРОВА

ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА

МБОУ СОШ № 69

г.УЛЬЯНОВСК, 2014

Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство,     обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений , но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.

Тема:

«Перенос слов»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах

Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов в русском языке, стимулировать интерес к наблюдению за речью.

Планируемые результаты

Дети учатся:

    • использовать различные правила переноса слов;

    • осознавать важность и ценность правильной передачи со­общения;

    • классифицировать факты по признаку «правила переноса»

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

    • владеть правилами переноса слов;

    • анализировать научно-познавательный текст, выделять факты с учётом   

   поставленной цели исследования;

    •  выполнять классификацию;

    •  формулировать вывод.

Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.

Материалы к уроку:

1) образец письма мальчика своему другу;

2) тексты , рабочие листы, практические задания;

3) слова, записанные на полосках бумаги;

4) образец записи обобщения урока;

5) конверты «Помощник представления»

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Поделитесь, что вы ждете от урока?  Что вы пожелаете друг другу?

Человек живет пока учиться и познает что-то новое.

2. Мотивация ( создание проблемной ситуации ).

Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.

(Ученикам предлагается текст записки , составленной одним мальчиком.)

- Мальчики решили вместе порыбачить. Чтобы договориться, Вова оставил своему приятелю Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте её прочитаем. Вот она:

Миша! Возьми  в сарае у

дочки. Позови товар

ища Серёжу. Я вас

жду на речке.

- Что в этой записке не так? Почему приятель не смог ничего понять? (Ученики находят ошибки в тексте)

- Чего не знал Вова? Как ему помочь?

( Дети рассуждают,  в диалоге с учителем и друг с другом приходят к выводу, что мальчик не знаком с правилами переноса слов в русском языке и , чтобы помочь ему, надо узнать, какие  правила переноса слов есть в русском языке.)

 - Вы правильно определили проблему. Давайте попробуем разрешить её, проведём исследование. Какую же цель исследования мы можем поставить?

Цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке.

3. Исследование в малых группах.

Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.

(Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой группы текст, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, практи­ческое задание (слова для переноса на отдельных полосках бумаги, информационная карта).

- Исследование вы будете проводить в группах, проверьте,  всё ли у вас на столах есть: текст, рабочие листы, практическое задание. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу - инструкционную карту. Итак, начинаем работу.

Инструкционная карта:

  1. По цепочке прочитайте в группе  текст  вслух.
  2. Отметьте карандашом особенности переноса слов.

      3. Запишите  на отдельном листке правило переноса, о котором вы узнали..

      4.    Распределите между собой слова для переноса на отдельных полосках бумаги. У каждой пары в команде - по одному слову.

      5. Установите место переноса в каждом слове, разрежьте полоски в этом месте, приклейте образовавшиеся части, иллюстри­руя варианты переноса.

      6. Подготовьте выступление.       

   Виды текстов

(Две первые группы - материал об общих правилах переноса, две другие — о правилах переноса с буквой «Й», а тре­тьим — о правилах переноса с буквой «Ь».)

Правила переноса слов

Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. При этом одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку:  мо-ло-ко, тет-ра-ди, кры-ша, лас-тик, ли-лия, сан-ки.

Правила переноса слов

При переносе нельзя отрывать букву «Й» от гласной: вой-на, лей-ка, строй-ка.

Правила переноса слов

Слова с буквой «Ь» в середине переносятся так: паль-то, малъ-чик, огонъ-ки.

Практическое задание

Для 1-й и 2-й групп: пенал, машина, осина, корзинка

Для 3-й и 4-й групп: лейка, сойка, мойте

Для 5-й и 6-й групп: мальчик, коньки, пальто

(Используя ножницы, клей и альбомные листы, дети разрезают полоски на части согласно возможному переносу и приклеивают образовавшиеся части, иллюстрируя перенос.)

4. Физкультминутка.

Дождик, дождик, (4 хлопка)

Что ты льёшь? (3 притопа)

Погулять нам не даёшь. (ходьба на месте)

Дождик, дождик, (4 хлопка)

Полно лить!( 3 притопа)

Деток, землю, лес мочить. (прыжки на месте)

После дождика на даче

Мы по лужицам  поскачем.

(прыжки «через лужицы»)

5. Обмен информацией.

Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.

(У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой.)

Помощник представления

1. Мы прочитали…….

2. Мы отметили (записали)…….

3. На листе мы представили……..

4. Мы узнали особенность переноса слов в русском языке:……

                                                                                                        

-  А теперь каждую группу исследователей прошу представить свою работу.

(Дети распределяют между собой полоски, рассказывают друг другу, что они будут говорить, выйдя к доске или с места выстраиваются в определённом порядке)

6. Организация информации.

Цель: развитие умения классифицировать факты по признаку «правила переноса»

- Ребята, давайте  объединим слова в группы по сходству особенностей переноса.

Слова    с буквой "Ь"                       

Слова с буквой «Й»

Другие слова

7. Связывание информации, формулирование вывода.

Цель: облегчить возможность открытия обобщения

- Итак, что мы теперь можем сказать о переносе слов?

Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.

Правила переноса слов

1.  Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую.

2. Букву «Й» при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.

                       3. Букву «Ь» нельзя отделять от     стоящей пе­ред ней буквы.

8. Подведение итогов, рефлексия «Сегодня я узнал..»

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.

Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.

9. Применение.

Цель: возможность использования правил переноса в других условиях

- Мы узнали правила переноса слов в русском языке. Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы прия­тель понял мальчика?

(Дети под руководством учителя на слайде определяют , как нужно оформить перенос слов в записке и записывают полученный текст в  тетрадь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование по теме "Перенос слов" »























Учитель начальных классов

ПАРФИРОВА

ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА


МБОУ СОШ № 69


г.УЛЬЯНОВСК, 2014


1

Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство, обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений , но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.


Тема:

«Перенос слов»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах

Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов в русском языке, стимулировать интерес к наблюдению за речью.


Планируемые результаты

Дети учатся:

• использовать различные правила переноса слов;

• осознавать важность и ценность правильной передачи со­общения;

• классифицировать факты по признаку «правила переноса»

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

• владеть правилами переноса слов;

• анализировать научно-познавательный текст, выделять факты с учётом

поставленной цели исследования;

• выполнять классификацию;

• формулировать вывод.

Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.

Материалы к уроку:

1) образец письма мальчика своему другу;

2) тексты , рабочие листы, практические задания;

3) слова, записанные на полосках бумаги;

4) образец записи обобщения урока;

5) конверты «Помощник представления»

2


Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Поделитесь, что вы ждете от урока?  Что вы пожелаете друг другу?

Человек живет пока учиться и познает что-то новое.

2. Мотивация ( создание проблемной ситуации ).

Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.

(Ученикам предлагается текст записки , составленной одним мальчиком.)

- Мальчики решили вместе порыбачить. Чтобы договориться, Вова оставил своему

приятелю Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте

её прочитаем. Вот она: (слайд)


- Что в этой записке не так? Почему приятель не смог ничего понять?

(Ученики находят ошибки в тексте)

- Чего не знал Вова? Как ему помочь?

( Дети рассуждают, в диалоге с учителем и друг с другом приходят к выводу, что мальчик не знаком с правилами переноса слов в русском языке и , чтобы помочь ему, надо узнать, какие правила переноса слов есть в русском языке.)

- Вы правильно определили проблему. Давайте попробуем разрешить её, проведём исследование. Какую же цель исследования мы можем поставить?

Цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке.

3


3. Исследование в малых группах.

Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.


(Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой группы текст, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, практи­ческое задание (слова для переноса на отдельных полосках бумаги, информационная карта).

- Исследование вы будете проводить в группах, проверьте, всё ли у вас на столах есть: текст, рабочие листы, практическое задание. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу - инструкционную карту. Итак, начинаем работу.























4


Виды текстов


(Две первые группы - материал об общих правилах переноса, две другие — о правилах переноса с буквой «Й», а тре­тьим — о правилах переноса с буквой «Ь».)




















5

Практическое задание


Для 1-й и 2-й групп: пенал, машина, осина, корзинка

Для 3-й и 4-й групп: лейка, сойка, мойте

Для 5-й и 6-й групп: мальчик, коньки, пальто

(Используя ножницы, клей и альбомные листы, дети разрезают полоски на части согласно возможному переносу и приклеивают образовавшиеся части, иллюстрируя перенос.)

4. Физкультминутка.

Дождик, дождик, (4 хлопка)

Что ты льёшь? (3 притопа)

Погулять нам не даёшь. (ходьба на месте)

Дождик, дождик, (4 хлопка)

Полно лить!( 3 притопа)

Деток, землю, лес мочить. (прыжки на месте)

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем.

(прыжки «через лужицы»)

5. Обмен информацией.

Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.

(У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой.)

Помощник представления











6

- А теперь каждую группу исследователей прошу представить свою работу.


(Дети распределяют между собой полоски, рассказывают друг другу, что они будут говорить, выйдя к доске или с места выстраиваются в определённом порядке)

6. Организация информации.

Цель: развитие умения классифицировать факты по признаку «правила переноса»

- Ребята, давайте объединим слова в группы по сходству особенностей переноса.

(слайды)

7. Связывание информации, формулирование вывода.

Цель: облегчить возможность открытия обобщения

- Итак, что мы теперь можем сказать о переносе слов?

Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов. (слайд)













7

8. Подведение итогов, рефлексия «Сегодня я узнал..»

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.

Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.

9. Применение.

Цель: возможность использования правил переноса в других условиях

- Мы узнали правила переноса слов в русском языке. Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы прия­тель понял мальчика?

(Дети под руководством учителя на слайде определяют , как нужно оформить перенос слов в записке и записывают полученный текст в тетрадь)






























8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - исследование по теме "Перенос слов"

Автор: Парфирова Вероника Александровна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок русского языка во 2-м классе  по теме: "Перенос слов. Все профессии нужны, все профессии важны""
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-pierienos-slov-vsie-profiessii-nuzhny-vsie-profiessii-vazhny"
    ["file_id"] => string(6) "318733"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460647737"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок-исследование "Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-issliedovaniie-pravopisaniie-n-i-nn-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403626013"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытый урок по теме "Производная" в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-urok-po-tiemie-proizvodnaia-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "282638"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453720101"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "План-конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при асфиксии" "
    ["seo_title"] => string(75) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-asfiksii"
    ["file_id"] => string(6) "182089"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425463825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства