kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при асфиксии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "Первая медицинская помощь при асфиксии".

Цель: обучающая – дать представление об асфиксии, ее причинах и признаках; научить владению приемами оказания ПМП; воспитывающая – способствовать формированию этико-деонтологической и технологической культуры мед. работника при оказании ПМП; развивающая – развитие умений проведения анализа/самоанализа и оценки/самооценки полученных результатов деятельности, собственной личности; развитие навыков групповой работы, психических процессов.

Тип урока и форма его организации: интегрированный урок  в форме урока-следствия.

Материально-дидактическое оснащение: листы бумаги, карточки с именами 4-х цветов, ПК, проектор, перевязочный материал, лекарственные средства, фантом человека.

План урока

  1. Организационная часть
  2. Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение

1. Введение в тему занятия – раскрытие понятия «асфиксия», постановка проблемы

2. Поиск путей решения проблемы и систематизация полученных теоретических и практических знаний: Решение задач творческого типа на поиск причин и признаков состояния «асфиксия» - работа в минигруппах. Обсуждение предложенных учащимися вариантов. Демонстрация практических вариантов решения поставленной проблемы. Целевые обходы преподавателя: контроль за соблюдением технологии выполнения, оказание индивидуальной помощи, коррекция учебных действий

3. Обсуждение по итогам выполненной работы: Демонстрация и обсуждение характера выполненной работы. Обсуждение допущенных ошибок и причин их возникновения. Рекомендации к повышению качества и эффективности приемов оказания первой доврачебной помощи

  1. Заключительная часть урока. Рефлексия.

Обоснование выбора типа урока: На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний можно использовать учебники, пособия, сборники задач, наборы раздаточного дидактического материала, мультимедиа. Управляя УД учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации УД учащихся с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и потому продвигаются к поставленной цели оптимальным темпом. Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды работы, которые занимают большую часть их времени. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками взаимопомощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи. Данный урок-следствие конструируется на оптимальном сочетании звеньев получения и закрепления новых теоретических знаний и формирования практических умений с акцентом на самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся. На уроке ученики, опираясь на собственный жизненный опыт, актуализируя его, развивают его и учатся применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков. На уроке приоритет отдается практическим методам обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается исследовательским, поисковым методам. Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность. Таким образом, ученики изначально занимаются творческой, поисковой, исследовательской деятельностью. Затем переносят самостоятельно приобретенные знания и способы деятельности в заданную изначально заведомо неизвестную проблемную ситуацию.

ХОД УРОКА.

Вводное слово: Мы продолжаем с вами изучать раздел «Основы первой доврачебной помощи». Любой человек в наше время должен владеть знаниями, а тем более практическими умениями оказания первой медицинской помощи, не дожидаясь прибытия специализированной бригады скорой помощи. И чтобы это сделать грамотно, учитывая состояние пострадавших, их возраст и другие факторы, необходимо знать что? Верно. Основные неотложные состояния, их признаки и особенности оказания ПМП при них. Некоторые состояния мы с вами уже рассмотрели. Какие? Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним неотложным состоянием. Это асфиксия или удушье. Итак, Тема урока: «Первая медицинская помощь при асфиксии». Цель урока: дать представление об асфиксии, ее причинах и признаках; научить владению приемами ПМП.

Основная часть: В ходе урока мы с вами совместными усилиями постараемся достичь этой цели. И будем мы это делать следующим образом: мы отойдем от классической схемы изучения темы, когда мы сначала рассматриваем состояние, его причины, признаки, приемы первой помощи, а потом переносим эти знания и умения на решение проблемных ситуаций. Обратите внимание на экран. Вашему вниманию я предлагаю следующую проблемную ситуацию: Спасатели МЧС прибыли на место пожара жилого дома через 30 минут после звонка. В одном из помещений из-под завала извлекли пострадавшего – мужчину пожилого возраста без явных признаков жизни. Спасти мужчину не удалось. Причиной возгорания дома стала халатность жильца, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. При осмотре: тело обгорело незначительно, пульс, дыхание отсутствуют, зрачки расширены, в ротовой полости и в глотке остатки пищи.

Это одна из ситуаций, с которыми могут столкнуться спасатели. Но в данном случае, исход получился печальный. Однако все могло закончиться благополучно, если бы… К исследованию этих «если» мы и приступим. Чтобы ответить на все поставленные вопросы мы проведем небольшое следствие. Вы готовы? Итак, вопрос 1: Какое состояние послужило причиной смерти пострадавшей? Верно. Это асфиксия. Давайте запишем определение данного понятия. Вопрос 2: Каковы возможные причины данного состояния? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам объединиться в 3 группы (по рядам). И каждый ряд выдвинет свою гипотезу по этому вопросу и обоснует ее. Для того, чтобы ответить на вопрос, актуализируйте свой жизненный опыт: ситуации с друзьями, с вами, из кинофильмов? Используйте метод «мозгового штурма». Чем больше идей, тем выше вероятность найти верную. Итак, ваши предположения? Вы абсолютно правы. Существует 3 причины асфиксии. Хорошо. Вопрос 3: Каковы признаки данного состояния? В силу того, что они могут несколько различаться в зависимости от причины асфиксии, я предлагаю вам продолжить вашу работу в группах и назвать признаки, исходя из названной вами причины. Закончили? Хорошо. Давайте познакомимся с признаками асфиксии. Проверяем. Молодцы. И последний вопрос: Каковы ваши действия в данной ситуации? Прежде чем вы приступите к работе, вспомним основные принципы первой медицинской помощи. Назовите их, пожалуйста? Смотрим на экран. Даю вам несколько минут обдумать ваши действия по ПМП в зависимости от типа асфиксии. Итак, ваши действия по спасению будут следующими. Продемонстрируйте, пожалуйста. Остальные смотрят и помогают. Молодцы. Базовые приемы ПМП при асфиксии именно такие. Очень наглядно, натурально, быстро и последовательно, что немаловажно. Спасибо. На этом наше следствие подходит к концу. Давайте еще раз вернемся к нашей задаче. На все ли вопросы наше следствие дало ответы?

Заключительное слово. Рефлексия: Давайте подведем итоги. Удалось ли нам достигнуть поставленные в начале занятия цели? Я тоже так думаю. Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились? Что запомнилось больше всего? Что было интересным? Какой вид деятельность вам понравился больше всего, и вы бы хотели использовать его на последующих занятиях? Спасибо за работу. Все вы, безусловно, старались, и участвовали в занятии: кто-то больше, кто-то меньше. Оцените свою работу на уроке, пожалуйста: рядом с отметкой «5», «4», «3», «2» прикрепите карточки с вашими именами, соответственно цвету отметки. Хорошо. Спасибо, урок окончен…

Приложение

Теоретический материал урока.

Асфиксия или остановка дыхания, это внезапно возникающее состояние вследствие недостатка кислорода. Во всех случаях необходимо вызвать скорую помощь. Причины: 1) механические нарушения проходимости дыхательных путей - механическая асфиксия, 2) травма – травматическая асфиксия, 3) нарушение функции (паралича) дыхат. центра - асфиксия центрального происхождения. Полное удушье в течение 3-5 мин. приводит к смертельному исходу.

МЕХАНИЧЕСКАЯ АСФИКСИЯ

Возникает при попадании в дыхательные пути инородных тел: рвотных масс, тампонов, слизи, крови, зубных протезов и в случае западания языка. Признаки: затруднение дыхания, невозможность откашляться, покраснение кожи, иногда – судороги и потеря сознания; цианоз, расширение зрачков с потерей реакции на свет, прекращение дыхания; кровь из-за недостатка кислорода темнеет, но сердечная деятельность в течение некоторого времени еще сохраняется и пострадавший нуждается в срочной помощи. ПМП: удалить инородное тело средним и указательным пальцем; положить на бок, 4-5 сильных ударов между лопатками, положить на спину – несколько активных толчков в нижней трети живота по направлению к грудной клетке; приступить к ИВЛ, обеспечив достаточный приток чистого воздуха и кислорода. Особенности ПМП при механической асфиксии у беременных и детей: Если удушье произошло у беременной женщины, то для удаления инородного тела следует надавливать не на живот, а на грудную клетку. Когда удушье возникает у ребенка в возрасте до 1-го года, и он находится в сознании, оказывающий помощь должен положить его на свою руку лицом вниз так, чтобы голова была ниже тела, и несколько раз шлепнуть ладонью между лопаток. Если результат не достигнут, нужно перевернуть ребенка на спину, головой вниз. В этом положении указательный и средний пальцы прикладывают к области желудка и резкими движениями вниз нажимают на стенку живота, вдавливая ее на 2-2,5 см. эти приемы следует повторять до удаления инородного тела. Если ребенок теряет сознание, необходимо начать искусственное дыхание и продолжать попытки удалить инородное тело. В любом случае нужно вызвать «скорую помощь».

АСФИКСИЯ ПРИ УТОПЛЕНИИ

Это перекрывание дыхательных путей водой или какой-либо жидкой массой. Смерть при утоплении наступает в течение 2-3 мин. вследствие прекращения поступления в легкие воздуха. Наряду с прекращением дыхания возможна и одновременная остановка сердца, хотя в некоторых случаях его работа продолжается в течение 10-15 мин. Признаки: кожа и слизистые оболочки имеют синеватую окраску; вены на голове, лице и шее набухшие; лицо одутловатое; ушные раковины, губы и ногти фиолетово-синего цвета; изо рта и из носа выделяется пена с примесью крови. ПМП: утопающего или утонувшего следует быстро извлечь из воды (соблюдая при этом соответствующие правила спасения); очистить дыхательные пути (положить на согнутое колено спасателя, чтобы голова пострадавшего была ниже грудной клетки, затем энергичными толчкообразными движениями надавить на живот и грудную клетку, чтобы удалить воду, ил, песок, водоросли); освободить от стесняющей одежды (пояс, ремень, рубашка и т.п.) и уложить на ровную поверхность; при необходимости провести реанимационные мероприятия; согреть пострадавшего, если он в сознании!: дать теплое питье, укутать, если возможно растереть кожу руками, но не грелками или бутылками с горячей водой, м. б. ожог, нежелательное перераспределение крови; экстренно доставить в ЛУ.

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ АСФИКСИЯ.

Наступает в результате резкого сдавливания грудной клетки, живота, всего туловища в переднезаднем направлении колесами или другими частями автомобиля, тяжелыми предметами, землей и иными объектами. Признаки: лицо одутловатое, кожа шеи верхней части грудной клетки окрашена в багровый, пурпурно-красный, темно-фиолетовый, а тяжелых случаях – почти в черный цвет (это объясняется повышением давления в ВПВ и разрывом мелких вен лица и шеи), кровоизлияния в носу, языке, гортани, слух и зрение ослаблены, зрачки расширены, возможны пучеглазие, охриплость голоса и носовой оттенок речи. Как осложнение сдавливания происходит интоксикация организма продуктами распада тканей в области поражения и нарушение функций жизненно важных органов. ПМП: оценить состояние пострадавшего и при необходимости восстановить функцию дыхания и кровообращения - реанимация по Сафару; осмотреть повреждения и оказать помощь; согреть (при наличии сознания); экстренно эвакуировать пострадавшего в ЛУ.

АСФИКСИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

Удушье может наступить при отравлении угарным газом, т.к. кровь теряет способность переносить кислород от легких к тканям. Признаки: легкая степень – головная боль, стук в висках, головокружение, сухой кашель, тошнота, рвота, повышение АД; средняя – кратковременная потеря сознания, далее возбуждение, затем заторможенность, зрительные и слуховые галлюцинации, повышение АД, тахикардия, нарушение внешнего дыхания; тяжелая – длительная потеря сознания, судороги, отек мозга, дыхат. недостаточность, м.б. инфаркт миокарда. ПМП: вынести на свежий воздух, расстегнуть одежду; на голову и грудь холодные компрессы; при потере сознания – нашатырный спирт; при ухудшении состояния – реанимация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при асфиксии" »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "Первая медицинская помощь при асфиксии".

Цель: обучающая – дать представление об асфиксии, ее причинах и признаках; научить владению приемами оказания первой медицинской помощи; воспитывающая – способствовать формированию этико-деонтологической и технологической культуры медицинского работника при оказании первой доврачебной помощи; развивающая – развитие умений проведения анализа/самоанализа и оценки/самооценки полученных результатов деятельности, собственной личности; развитие навыков групповой работы, психических процессов; профориентационная – способствовать развитию умения соотносить свои способности и личностные качества с требованиями профессии медицинской сестры.

Тип урока и форма его организации: интегрированный урок (урок обучения умениям и навыкам) в форме урока-практикума (урок-следствие).

Материально-дидактическое оснащение: 1.Раздаточный материал: листы бумаги, карточки с именами 4-х цветов. 2. Мультимедийный проектор (демонстрация слайдов по теме занятия) 3. Оборудование, приспособления, инструменты: перевязочный материал, лекарственные средства, фантом человека.

План урока

  1. Организационная часть

  2. Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение

1. Введение в тему занятия – раскрытие понятия «асфиксия», постановка проблемы

2. Поиск путей решения проблемы и систематизация полученных теоретических и практических знаний

2.1. Решение задач творческого типа на поиск причин и признаков состояния «асфиксия» - работа в минигруппах

2.2. Обсуждение предложенных учащимися вариантов

2.3. Демонстрация практических вариантов решения поставленной проблемы. Целевые обходы преподавателя: контроль за соблюдением технологии выполнения, оказание индивидуальной помощи, коррекция учебных действий

3. Обсуждение по итогам выполненной работы

3.1. Демонстрация и обсуждение характера выполненной работы

3.2. Обсуждение допущенных ошибок и причин их возникновения

3.3. Рекомендации к повышению качества и эффективности приемов оказания первой доврачебной помощи

  1. Заключительная часть урока

  1. Рефлексия.

Обоснование выбора типа урока.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний можно использовать учебники, пособия, сборники задач, наборы раздаточного дидактического материала, мультимедиа. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности учащихся профессии «Младшая сестра милосердия» с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и потому продвигаются к поставленной цели оптимальным темпом. Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть их времени. Можно прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками взаимопомощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Таким образом решаются развивающие задачи. Данный урок-практикум (урок-следствие) конструируется на оптимальном сочетании звеньев получения и закрепления новых теоретических знаний и формирования практических умений, навыков с акцентом на самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся. На этом уроке ученики, опираясь на собственный жизненный опыт, актуализируя его, развивают его и учатся применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков. На уроке приоритет отдается практическим методам обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается исследовательским, поисковым методам. Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность. Таким образом, ученики изначально занимаются творческой, поисковой, исследовательской деятельностью. Затем переносят самостоятельно приобретенные знания и способы деятельности в заданную изначально заведомо неизвестную проблемную ситуацию.

ХОД УРОКА.

Вводное слово: Мы продолжаем с вами изучать раздел «Основы первой доврачебной помощи». Необходимость его включения в программу, я думаю, очевидна. Потому что вы, как будущие сотрудники службы МЧС должны не только уметь тушить пожары, устранять завалы, но и спасать людей, оказывать им первую медицинскую помощь, не дожидаясь прибытия специализированной бригады скорой помощи. И чтобы это сделать грамотно, учитывая состояние пострадавших, их возраст и другие факторы, необходимо знать… Что? Верно. Основные неотложные состояния, их признаки и особенности оказания первой медицинской помощи при них. Некоторые состояния мы с вами уже рассмотрели. Какие? Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним неотложным состоянием. Самым серьезным из ранее нами рассмотренных. Это асфиксия или удушье. Итак, Тема урока: «Первая медицинская помощь при асфиксии». Цель урока: дать представление об асфиксии, ее причинах и признаках; научить владению приемами оказания первой медицинской помощи.

Основная часть: В ходе урока мы с вами совместными усилиями постараемся достичь этой цели. И будем мы это делать следующим образом: мы отойдем от классической схемы изучения темы, когда мы сначала рассматриваем состояние, его причины, признаки, приемы первой помощи, а потом переносим эти знания и умения на решение проблемных ситуаций. Обратите внимание на экран. Вашему вниманию я предлагаю следующую проблемную ситуацию: Спасатели МЧС прибыли на место пожара жилого дома через 30 минут после звонка. В одном из помещений из-под завала извлекли пострадавшего – мужчину пожилого возраста без явных признаков жизни. Спасти мужчину не удалось. Причиной возгорания дома стала халатность жильца, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. При осмотре: тело обгорело незначительно, пульс, дыхание отсутствуют, зрачки расширены, в ротовой полости и в глотке остатки пищи.

Это одна из ситуаций, с которыми могут столкнуться спасатели. Но в данном случае, исход получился печальный. Однако все могло закончиться благополучно, если бы… К исследованию этих «если» мы и приступим. Чтобы ответить на все поставленные вопросы мы проведем небольшое следствие. Вы готовы? Итак, вопрос 1: Какое состояние послужило причиной смерти пострадавшей? Верно. Это асфиксия. Давайте запишем определение данного понятия. Вопрос 2: Каковы возможные причины данного состояния? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам объединиться в 3 группы (по рядам). И каждый ряд выдвинет свою гипотезу по этому вопросу и обоснует ее. Для того, чтобы ответить на вопрос, актуализируйте свой жизненный опыт: ситуации с друзьями, с вами, из кинофильмов? Используйте метод «мозгового штурма». Чем больше идей, тем выше вероятность найти верную. Итак, ваши предположения? Вы абсолютно правы. Существует 3 причины асфиксии. Хорошо. Вопрос 3: Каковы признаки данного состояния? В силу того, что они могут несколько различаться в зависимости от причины асфиксии, я предлагаю вам продолжить вашу работу в группах и назвать признаки, исходя из названной вами причины. Закончили? Хорошо. Давайте познакомимся с признаками асфиксии. Проверяем. Молодцы. И последний вопрос: Каковы ваши действия в данной ситуации? Прежде чем вы приступите к работе, вспомним основные принципы первой медицинской помощи. Назовите их, пожалуйста? Смотрим на экран. Даю вам несколько минут обдумать ваши действия по ПМП в зависимости от типа асфиксии. Итак, ваши действия по спасению будут следующими… Продемонстрируйте, пожалуйста. Остальные смотрят и помогают. Молодцы. Базовые приемы ПМП при асфиксии именно такие. Очень наглядно, натурально, быстро и последовательно, что немаловажно. Спасибо. На этом наше следствие подходит к концу. Давайте еще раз вернемся к нашей задаче. На все ли вопросы наше следствие дало ответы?

Заключительное слово. Рефлексия: Давайте подведем итоги. Удалось ли нам достигнуть поставленные в начале занятия цели? Я тоже так думаю. Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились? Что запомнилось больше всего? Что было интересным? Какой вид деятельность вам понравился больше всего, и вы бы хотели использовать его на последующих занятиях? Спасибо за работу. Все вы, безусловно, старались, и участвовали в занятии: кто-то больше, кто-то меньше. Оцените свою работу на уроке, пожалуйста: рядом с отметкой «5», «4», «3», «2» прикрепите карточки с вашими именами, соответственно цвету отметки. Хорошо. Спасибо, урок окончен…

Приложение

Теоретический материал урока.

Асфиксия или остановка дыхания, это внезапно возникающее состояние вследствие недостатка кислорода. Во всех случаях необходимо вызвать скорую помощь. Причины: 1) может развиться в результате механических нарушений проходимости дыхательных путей - механическая асфиксия, 2) может наступить вследствие травмы – травматическая асфиксия, 3) а также вследствие нарушения функции (паралича) дыхательного центра - асфиксия центрального происхождения. Полное удушье в течение 3-5 мин. приводит к смертельному исходу.

МЕХАНИЧЕСКАЯ АСФИКСИЯ

Возникает при попадании в дыхательные пути инородных тел: рвотных масс, тампонов, слизи, крови, зубных протезов и в случае западания языка. Признаки механической асфиксии: наличие в дыхательных путях инородного тела приводит к затруднению дыхания, невозможности откашляться, покраснению кожи, а иногда – к судорогам и потери сознания. Отмечается цианоз, расширение зрачков с потерей реакции на свет, прекращение дыхания; кровь из-за недостатка кислорода темнеет, но сердечная деятельность в течение некоторого времени еще сохраняется и пострадавший нуждается в срочной помощи.

Первая помощь.

  1. удалить инородное тело средним и указательным пальцем;

  2. положить на бок, 4-5 сильных ударов между лопатками, положить на спину – несколько активных толчков в нижней трети живота по направлению к грудной клетке;

  3. приступить к ИВЛ, обеспечив достаточный приток чистого воздуха и кислорода.

Особенности первой помощи при механической асфиксии у беременных и детей: Если удушье произошло у беременной женщины, то для удаления инородного тела следует надавливать не на живот, а на грудную клетку. Когда удушье возникает у ребенка в возрасте до 1-го года, и он находится в сознании, оказывающий помощь должен положить его на свою руку лицом вниз так, чтобы голова была ниже тела, и несколько раз шлепнуть ладонью между лопаток. Если результат не достигнут, нужно перевернуть ребенка на спину, головой вниз. В этом положении указательный и средний пальцы прикладывают к области желудка и резкими движениями вниз нажимают на стенку живота, вдавливая ее на 2-2,5 см. эти приемы следует повторять до удаления инородного тела. Если ребенок теряет сознание, необходимо начать искусственное дыхание и продолжать попытки удалить инородное тело. В любом случае нужно вызвать «скорую помощь».

АСФИКСИЯ ПРИ УТОПЛЕНИИ

Это перекрывание дыхательных путей водой или какой-либо жидкой массой. Смерть при утоплении наступает в течение 2-3 мин. вследствие прекращения поступления в легкие воздуха. Наряду с прекращением дыхания возможна и одновременная остановка сердца, хотя в некоторых случаях его работа продолжается в течение 10-15 мин. Важность оказания срочной помощи очевидна. Признаки асфиксии при утоплении: кожа и слизистые оболочки имеют синеватую окраску; вены на голове, лице и шее набухшие; лицо одутловатое; ушные раковины, губы и ногти фиолетово-синего цвета; изо рта и из носа выделяется пена с примесью крови.

Первая помощь:

  1. утопающего или утонувшего следует быстро извлечь из воды (соблюдая при этом соответствующие правила спасения).

  2. очистить дыхательные пути пострадавшего (положить на согнутое колено спасателя, чтобы голова пострадавшего была ниже грудной клетки, затем энергичными толчкообразными движениями надавить на живот и грудную клетку, чтобы удалить воду, ил, песок, водоросли);

  3. освободить пострадавшего от стесняющей одежды (пояс, ремень, рубашка и т.п.) и уложить на ровную поверхность;

  4. при необходимости провести реанимационные мероприятия;

  5. согреть пострадавшего, если он в сознании!: дать теплое питье, укутать, если возможно растереть кожу руками или используя спиртсодержащие препараты (камфорный, нашатырный, этиловый спирт и т.п.), но не грелками или бутылками с горячей водой, может быть ожог, нежелательное перераспределение крови;

  6. экстренно доставить в ЛУ.

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ АСФИКСИЯ.

Наступает в результате резкого сдавливания грудной клетки, живота, всего туловища в переднезаднем направлении колесами или другими частями автомобиля, тяжелыми предметами, землей и иными объектами. Признаки травматической асфиксии: лицо одутловатое, кожа шеи верхней части грудной клетки окрашена в багровый, пурпурно-красный, темно-фиолетовый, а тяжелых случаях – почти в черный цвет (это объясняется повышением давления в ВПВ и разрывом мелких вен лица и шеи), кровоизлияния в носу, языке, гортани, слух и зрение ослаблены, зрачки расширены, возможны пучеглазие, охриплость голоса и носовой оттенок речи. Как осложнение сдавливания происходит интоксикация организма продуктами распада тканей в области поражения и нарушение функций жизненно важных органов.

Первая помощь:

  1. оценить состояние пострадавшего и при необходимости восстановить функцию дыхания и кровообращения - реанимация по Сафару;

  2. осмотреть повреждения и оказать помощь;

  3. согреть (при наличии сознания);

  4. экстренно эвакуировать пострадавшего в ЛУ.

АСФИКСИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

Удушье, или асфиксия может наступить при отравлении угарным газом, так как кровь теряет способность переносить кислород от легких к тканям. Признаки отравления угарным газом: легкая степень отравления – головная боль, стук в висках, головокружение, сухой кашель, тошнота, рвота, повышение АД; средняя степень – кратковременная потеря сознания, смена кратковременной потери сознания возбуждением, затем заторможенность, зрительные и слуховые галлюцинации, повышение АД, тахикардия, нарушение внешнего дыхания; тяжелая степень – длительная потеря сознания, судороги, отек мозга, дыхательная недостаточность, может быть инфаркт миокарда.

Первая помощь:

1. вынести на свежий воздух, расстегнуть одежду;

2. на голову и грудь холодные компрессы;

3. при потере сознания – нашатырный спирт;

4. при ухудшении состояния – реанимация.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при асфиксии"

Автор: Носова Оксана Викторовна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства