Цели урока: выработать умение анализировать языковые явления; формировать умение использовать изучаемые факты и понятия, переносить навыки и умения на практику; формировать навыки правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; развивать умение объяснять выбор согласных в суффиксах прилагательных; способствовать совершенствованию навыков письменной и устной речи; воспитывать чувство прекрасного.
Форма проведения: урок-исследование.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.
Сегодня первый день весны. И мне хочется пожелать всем солнечного настроения и весенней радости.
Весна – это пора пробуждения природы, пора вдохновения для писателей, художников, композиторов. Наверное, всем известно имя Петра Ильича Чайковского – великого русского композитора. И сегодня урок я начну с его цикла «Времена года. Весна. Март. Песня жаворонка». (Звучит музыка. Учащиеся смотрят слайды о весне.)
Был ли Чайковский поэтом? Да. И сейчас вы послушаете отрывок из его стихотворения «Ландыши». (Ученик читает отрывок из стихотворения.)
...Я жду весны. И вот волшебница явилась.
Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.
…И речки потекли, и роща огласилась,
И, наконец, настал давно желанный день.
Скорее в лес!.. Бегу знакомою тропою.
Ужель сбылись мечты, осуществились сны?
Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, –
Но прелести в них нет таинственной твоей.
На экране появляется репродукция картины Исаака Ильича Левитана (1860–1900) «Весна. Большая вода».
Ребята, вспомните, репродукция какой картины показана на экране.
Метод «Ассоциация». Подберите к слову весна имена прилагательные. Ответы учащихся: ранняя, красивая, долгожданная, живая, цветущая, зеленая, солнечная, радостная, юная и т.д.
- Проверка домашнего задания. Упр. 407.
Домашнее задание на следующий урок: §57, упр. 405.
- Изучение нового материала. Исследование по теме урока.
- Запись даты и темы в тетрадь (слайд 3).
Учитель. Ребята, сегодня у нас урок-исследование, а вы юные исследователи. Определим цели урока.
Ученики определяют цели урока и сопоставляют их с целями на экране (слайд 4).
Учитель. Любое исследование имеет гипотезу. Вспомним, что такое гипотеза.
Запись на доске: «Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; предположение, требующее подтверждения (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – Москва: Азбуковник, 2003).
Ученики выдвигают свои гипотезы и сопоставляют с гипотезой на экране.
Гипотеза: Н и НН в суффиксах прилагательных пишутся в зависимости от основы слова и гласной, стоящей перед Н
Физкультминутка. Учитель. «Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно», – так сказал Рене Декарт.
Упражнение 1. Стряхиваем воду с пальцев (5–6 раз).
Упражнение 2. Деревянные и тряпичные куклы. Показываем движения этих кукол (5–6 раз).
Упражнение 3. К солнцу. Тянемся к весеннему солнцу (5–6 раз).
Садимся на свои места и выполняем гимнастику для глаз.
- Работа с раздаточным материалом. (Учебники закрыты.)
Задания выполняются последовательно. После выполнения каждого задания делаются выводы.
Задание 1. Распределите слова по группам в зависимости от написания н и нн в них.
Ледяной, ржаной, бараний, утренний, весенний, серебряный, гостиный, синий, юный, оловянный, ветреный, ветряной, свиной, румяный, глиняный, стеклянный, кожаный, пряный, единый, масляный, туманный, лекционный, деревянный.
Проверка задания 1.
Задание 2. Выделите суффиксы с н и нн в данных именах прилагательных (Н:-ян-,-ан-,-ин-, -ен-,н; НН: -енн-,-онн-,-янн-)
Задание 3. Определите, от каких слов образованы данные прилагательные. Проверяем вместе.
Ученик. Лед, рожь, утро, весна, серебро, гость, олово, ветер, глина, стекло, кожа, масло, туман, лекция, дерево.
Задание 4. Найдите среди этих прилагательных лишние: зеленый, павлиний, свиной, богряный, синий, пряный, юный, бараний, румяный, тюлений, фазаний. Обоснуйте свой выбор.
Ученик. В данных словах буква н входит в корень слова, а не в суффикс, прилагательные бараний, тюлений, фазаний, павлиний имеют суффикс -ий-.
Задание 5. Дополните алгоритм.
н нн
-ан- -енн-
-ян- …
… основа на …
Исключения: стеклянный, …, оловянный, ветреный.
Непроизводные имена прилагательные: ?
Все слова-исключения записываются в тетрадь и выделяются суффиксы.
- Развивающая минутка.
Учитель. Объясните значение данных словосочетаний
ветреный день ветряной двигатель
ветреная погода ветряная оспа
ветреный человек ветряная мельница
масленый блин масляные краски
масленая неделя масляное пятно
соленые пельмени соляные пласты
- Этап самоконтроля.
Чтение §57 учебника (с. 198).
Учитель. Верна ли наша гипотеза?
Ученики. Гипотеза верна, потому что одна н пишется в суффиксах прилагательных, если перед ним стоят гласные и, а, я или основа заканчивается на н. Две н пишется, если перед ними стоят гласные е или о.
- Закрепление изученного. Выполнение упр. 402 (устно). Назовите суффиксы прилагательных и слова, от которых они образованы.
Выполнение упражнения 403 (письменно) с последующей взаимопроверкой. Учащиеся выделяют и называют суффиксы имен прилагательных.
Учитель. Обратим внимание на правописание слова безветренный. Оно образовано от ‘без ветра’, существительного с предлогом, и пишется с двумя н в суффиксе. Определите способ образования данного прилагательного.
Ученик. Приставочно-суффиксальный способ образования.
- Контроль знаний. Блиц-опрос.
Игра «Да – нет». (За каждый правильный ответ получаете 1 балл.)
Верно ли утверждение:
- что в суффиксах прилагательных пишется как одна, так и две н? (Да.)
- что суффиксы ин, ан, ян пишутся с одной н? (Да.)
- что оловянный, деревянный, стеклянный – слова-исключения? (Да.)
- что основа в слове лунный заканчивается на одну н? (Нет.)
- что слово ветреный является исключением? (Да.)
- что в словах юный, свиной, румяный нет суффикса н? (Да.)
- что слова с суффиксами енн и онн пишутся с двумя н? (Да.)
- что прилагательное весенний образовано с помощью суффикса н? (Да.)
- что прилагательные с суффиксами ян, ин, ан образуются от существительных? (Да.)
- что слово безветренный образовано приставочно-суффиксальным способом? (Да.)
- Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Рефлексия. Подойдите к доске и нарисуйте листья на дереве.
Не усвоил тему, метод не понравился (красные)
Не совсем усвоил тему, трудно было на отдельных этапах урока(желтые)
Усвоил тему, метод понравился(зеленые)