Урок математики
"О вреде курения – языком математики"
Тема урока: Производная.
Тип урока: урок-исследование Урок решения задач с применением элементов проектной технологии.
Цели:
• Образовательная – отработка практических умений и навыков нахож-дения производных.
• Воспитательная – пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.
• Развивающая – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую си-туацию, развитию внимания и памяти.
Оборудование: слайды, слайдовые презентации, девиз урока «Я выбираю здоровый образ жизни», сердечки, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы «Производная», на уроке мы будем решать задачи по данной теме. Наш урок называется: «О вреде курения – математическим языком». Класс наш предварительно был разделен на группы, вы провели исследование по определенной теме, подготовили вы-ступления и презентации, их мы посмотрим по ходу урока.
Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жиз-ни», я его специально сделала крупными буквами, потому что это главная тема всего человеческого общества, нашей Республики Казахстан и нашего детского дома.
Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:
1. вы можете справиться с задачами данного урока;
2. тема «Производная» усвоена вами ;
3. умеем готовить презентации;
4. табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации.
II. Устная работа.
Раздаются сердечки, на них с обратной стороны написаны примеры, их надо решить и на доске найти правильный ответ и прикрепить сердечко на большое сердце, нарисованное на доске. По окончании устного счета учитель говорит: «Это большое сердце мы дарим сегодня друг другу, всем нашим гостям».
III. Решение задач.
Решив следующие примеры, мы узнаем, какие слова, спрятаны на обратной стороне листа. (На доске листы с номерами 1, 2, 3)
1 задание:
• f (x) = 3x2 + 4x,
• у =7x6 - 2x2 + 3x – 1
Открываем первую таблицу (сердце). По окончании 1 группа показывает ре-зультаты своего исследования на тему «О влиянии курения на сердце». (Вы-ступления учащихся с демонстрацией слайдов).
Итог: Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по пе-рекачиванию крови более трудной
2 задание:
Производная частного
• у =(2x – 3) / (x + 4)
• y = (4x + 1) / (2 – x)
Открываем вторую таблицу (легкие и кожа). По окончании 2 группа показы-вает результаты своего исследования на тему «О влиянии курения на легкие и кожу»
Итог: Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
3 задание:
Производная тригонометрических функций
• f(x)=2 sin x – 4х;
f(x)=cos(2x-4).
Открываем третью таблицу (уши, глаза, рот).
По окончании 3 группа показывает результаты своего исследования на тему «О влиянии курения на уши, глаза, рот»
Итог: Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.Глаза – делает глаза красными и может служит причиной сни-жения зрения.
Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развива-ются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раз-дражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость, поэтому курение особенно вредно в подростковом и юношеском возрасте.
Поговорим теперь о тех препаратах, которые нам более полезны, чем нико-тин, курение. С помощью следующей таблицы вы сможете узнать названия веществ, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопро-тивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повы-шают работоспособность.
A B C D E
1 а е л с ч
2 б ё н х э
3 в з о т я
4 г и п у ы
5 д к р ц м
Нужно выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток:
A3; B4; D3; A1; E5; B4; C2; E4
(Ученики ищут и находят слово «витамины»)
Итак, моими помощниками будут сегодня витамины, они принесли для вас задачи.
Ребята, а вы знаете, что означает слово « витамин»?
Вита – жизнь, мин – остаток аммиака.
А кто придумал слово «витамин»?
В 1912 году польский биохимик Казимеж Функ получил из рисовых отрубей кристаллическое вещество, которому дал название витамин.
III. Решение задач.
№1. Первый мой помощник – витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Сколько процентов курящих страдают заболеванием легких?
• f(x) = (2x +1)3, x0 = 1
f |(x) = 3(2x + 1)2 2 = 6(2x + 1)2 f |(1) = 6(2*1+ 1)2 = 6*9=54
Ответ: 54 % курящих страдают заболеванием легких.
№2. Второй помощник - витамин В1. В1 способствует росту ребёнка. Не-достаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умствен-ной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердце-биение.
Какова смертельная доза никотина для человека?
Производная произведения.
• f(x) =(4x + 1) * (x - 3), x0 = 7
• у =(5x - 2) * (x + 3), х= 9
Ответ: Смертельная доза никотина для человека составляет от 45 до 113 мг.
№3. Третий помощник – витамин С. Витамин С предохраняет от про-студных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.
Вопрос 1: Какова суточная норма потребности учащихся в различных вита-минах?
Вопрос 2: Сколько процентов витаминов уничтожает одна выкуренная сига-рета?
Найдите производную и решите уравнение
• у =5x4 - 2x2 + 3x – 1
y / (2) - ?
Ответ: 155 мг суточная норма в витаминах
• у = 1/3 x3 – 4x + 6
y / (5) - ?
Ответ: 20% витаминов уничтожает одна выкуренная сигарета, это составляет 31 мг витамина.
№4. Четвёртый помощник – витамин Р. Недостаток витамина Р вызы-вает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благо-творное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.
В последнем Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева ска-зано, что средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась с 65 до 67 лет. Но каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжи-тельность жизни в Казахстане 67 лет?
Ребята, вы узнали о пользе витаминов для организма, и давайте укрепим наше здоровье витаминами (раздает учитель витаминки ученикам и гостям)
IV. Рефлексия. Повернитесь все к гостям и прочитаем такое стихотворение, сопровождаем движением рук.
Любви лучик направляю
Всем здоровья я желаю
Любви лучик направляю
Всем счастья я желаю.
Любви лучик направляю
Спорт любить я всем желаю.
Любви лучик направляю
Всех всегда я защищаю
Итак, ребята, давайте этими словами, подведём итог нашего урока.
V. Итог урока.
1. Какую тему мы повторили по алгебре?
2. Как бы вы продолжили предложение?
• Прежде чем закурить - … (подумай)
• Курить - … (или не курить) (здоровью вредить) (не модно).
• Капля никотина убивает – ( лошадь!)
Итак, прежде чем закурить – ПОДУМАЙ!
И еще раз обратимся к нашему девизу «Я выбираю здоровый образ жиз-ни!»
Оценки за урок.
V. Домашнее задание.