«Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?» (Слово). Правильно, ребята, это слово.
? А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
- А сейчас послушайте отрывок из стихотворения поэта Вадима Шефнера «Слово», подумайте и скажите, о чем же автор предупреждает в нем людей?
«Много слов на земле …
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование по русскому языку в 4 классе »
Урок русского языка в 4 классе
«Делать хорошее людям – хорошеть самому!»
(составила и провела Ихсанова М.Г., учитель начальных классов МОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан)
Тема: Исследование слова «Доброта»
Цели урока:
Образовательные:
1. Проверить знания учащихся и понимание ими изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие или несоответствие языковым нормам.
2. Обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о различных разделах науки о языке: лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе; знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.
совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки. Воспитательные: воспитывать чувство доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки.
Оборудование:
плакат с буквами для составления слова «Доброта»;
карточки с названиями разделов науки о языке;
«Толковый словарь русского языка» (автор Д.Н.Ушаков)
индивидуальные кодовые таблицы для самооценки знаний;
Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.
А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
Потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование. Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое).
- Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями? (Да).
Постановка темы и цели урока.
- Чтобы назвать предмет нашего исследования, вам нужно отгадать загадку:
«Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?» (Слово). Правильно, ребята, это слово.
А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
- А сейчас послушайте отрывок из стихотворения поэта Вадима Шефнера «Слово», подумайте и скажите, о чем же автор предупреждает в нем людей?
«Много слов на земле …
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить. (Об осторожном и бережном обращении со словами).
- Правильно, ребята! Слова бывают разные: и добрые, и злые. Поэтому нужно всегда следить за своей речью. Ведь не зря говорится в пословице, что «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».
- Итак, тема нашего исследования «Слово». Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово.
О Д Б О Р Т А
- Верно, ребята, это слово «Доброта». И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка.
Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.
- Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого вам нужно сейчас разделиться на две группы, назвать по 2 пословицы о доброте и объяснить их. (Дети совещаются, называют и комментируют свои пословицы).
- Молодцы, справились с заданием. Всем вручаются карточки – разрешения для исследовательской работы на уроке. (Раздаются карточки-разрешения).
- А теперь, ребята, припомните, пожалуйста, с какими разделами науки о языке мы уже знакомы? (Лексика, орфография, морфемика, морфология, фонетика, синтаксис).
Исследование слова «Доброта».
- Итак, путь к исследованиям открыт, и мы отправляемся в I раздел науки о языке – ЛЕКСИКУ.
- Скажите, пожалуйста, что изучает раздел науки лексика? (Лексика изучает словарный состав языка).
- А что такое слово? (Слово – это минимальная, значимая единица речи).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки на письме обозначаются буквами).
- Но как вы думаете, могут ли любые звуки, взятые вместе, быть словом? (Мнения детей.)
- Хорошо. Вот сейчас мы с вами и исследуем это.
Работа в группах по карточкам.
Первая группа исследует «парам-пам-пам», вторая группа - «доброта». (Приложение 2)
Карточка № 1.
1. «Парам - пам - пам» является словом.
2. «Парам - пам - пам» не является словом.
Выберите верное утверждение и докажите свой выбор.
Карточка № 2.
«Доброта» – это слово. Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите и объясните, почему?
(После работы по карточкам руководители каждой группы сообщают результаты своих исследований).
Предполагаемые ответы учащихся:
1. «Парам-пам пам» не является словом, так как оно не называет предмета, признака, действия; оно неустойчиво, потому что можно заменить некоторые звуки, ударение «пурум-пум-пум»).
2. «Доброта» – это слово, так как мы не создаем его заново, а лишь воспроизводим в памяти, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, может использоваться как в предложении, так и вне предложения.
- Ребята, а как вы думаете, могут ли быть словом любые звуки, взятые вместе?(Ответы детей).
- Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.
Например, можно ли одну корочку книги без внутренней ее части назвать книгой? (Нет). Почему? (Потому что самое главное в книге не корочка, а ее внутреннее содержание.)
- Правильно, ребята, так и слово, помимо внешней звуковой оболочки, должно иметь внутреннее содержание. А внутренним содержанием слова является всегда его лексическое значение.
А раскрыть лексическое значение нашего исследуемого слова вы уже попытались в своих сочинениях – рассуждениях на тему: «Что такое доброта?» на уроке развития. Давайте послушаем некоторые отрывки из них. (Чтение отрывков из нескольких сочинений).
Исследование лексического значения слова «Доброта».
Представление учащимися своих творческих работ.
1 ученик: «Я считаю, что доброта – это душа и чувства человека, это ключ к общению людей друг с другом, это путь к светлой жизни не только своей, но и чужой. При помощи доброты мы помогаем здоровым и больным людям».
2 ученик: «Я думаю, что доброта – это самое дорогое на свете слово и дело. Люди иногда могут оказаться в бедственной ситуации, а мы в это время можем помочь им добрым словом или делом.
3 ученик: «Я уверен, что доброта – это помощь людей друг другу в трудные минуты».
4 ученик: «Я убежден, что слово доброта – не только доброе слово, но и целое хорошее чувство: большое чувство милосердия, отзывчивости и желания помогать другим. Я уже испытал на себе, что от моей доброты, хорошо не только тем людям, которым я помогаю, но и мне самому становится очень хорошо, радостно и спокойно на душе!»
- Спасибо, ребята. Значит, слово доброта, по вашим рассуждениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.
Но как же узнать, правы вы ли вы в своих суждениях? Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей). Правильно, в толковом словаре.
Работа с научной литературой.
- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова «Доброта», данное в толковом словаре Д. Н. Ушакова (Дети находят значение слова в словаре, читают вслух):
Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова «Доброта» и понять его? (Да). Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько). Значит, каким оно будет? (Многозначным).
А теперь попробуйте, составить предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях. (Называют предложения).
А можно ли к нашему слову «доброта» подобрать синонимы и антонимы?
Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – этослова близкие по значению).
Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
Итак, какие же синонимы и антонимы можно подобрать к нашему слову?
- Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?
1. Не любые звуки, взятые вместе, являются словом. 2. «Доброта» - это слово; - оно имеет лексическое значение, многозначное; - к нему можно подобрать синонимы и антонимы;
- с данным словом можно составить любые предложения.
Самооценка знаний по разделу лексики в кодовой таблице.
- Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.
- Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?
(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).
- Что могут обозначать эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4, 2?
- А как вы думаете, всегда ли звуки и буквы в словах совпадают? (Ответы детей).
- Ребята, вот и постараемся мы сейчас это выяснить.
Физминутка: «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь».
Запись пословицы под диктовку на доске и в тетрадях.
(Один ученик пишет на доске, а остальные в тетрадях).
ДОБРОМУ – ДОБРАЯ ПАМЯТЬ.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
- Поставьте над словами знак ударения, разделите слова на слоги.
Коллективная устная работа.
- А сейчас давайте выясним, всегда ли звуки и буквы в словах данного предложения будут совпадать?
«Как вы считаете ...»
- Есть ли в данном предложении слово, в котором больше букв, чем звуков? (Память)
А есть ли слово, в котором больше звуков, чем букв? (Добрая)
А есть ли здесь слово, в которомколичество звуков и букв совпадает?(Доброму)
- Верноли утверждение, что в слове ДОБРАЯ все звукитвердые и почему? (Нет – звук [й]- всегда мягкий).
- В каком слове все согласные звуки твердые? (Доброму)
- Какое из этих слов может быть «лишним» и по какому признаку? (Память – оканчивается на Ь, не является родственным, в первом слоге пишется буква А. Добрая – три гласные, три слог).
Можно ли объединить все эти 3 слова в одну группу и по какому признаку? (Первые слоги ударные; имеют один вариант переноса).
Молодцы! Итак, вывод: количество звуков и букв в слове совпадают не всегда.
Теперь исследуем наше слово «доброта» и выясним, совпадают ли звуки и буквы в нем?
Звуко – буквенный анализ слова «доброта».- А сейчас скажите, пожалуйста, сколько звуков [о] вы слышите в слове ДОБРОТА? (Ответы детей).
Давайте, выполним транскрипцию данного слова и выясним, правы ли мы?
(Один ученик выполняет фонетический разбор в виде транскрипции, другой выполняет звуко-буквенный анализ слова – у доски, затем комментируют свои работы;
- Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет).
- Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? (Они безударные, в слабой позиции).
- А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова?
(Орфография).
- Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов).
Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило). Напомните, пожалуйста, это правило. (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением).
Дети приводят алгоритм проверки слова:«Доброта»: - ударение падает на III слог;
- безударные гласные в I и II слогах; - первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом «добрый»; - вторую безударную О в суффиксе проверяю словом «добро».
Молодцы!
Самооценка знаний по разделу «Фонетика».
- Следующий раздел науки о языке – МОРФЕМИКА или СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
- Ребята, а что изучает этот раздел науки? (Раздел науки морфемика изучает состав слова).
- Из каких частей может состоять слово? (Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания).
- Три ученика на доске разбирают по составу слова (доброму, добрая, память), а остальные …
Внимание! Блиц – опрос «Вспоминай, быстро хором отвечай!».
- Часть слова перед корнем - (Приставка).
- После корня ... - (Суффикс).
- Для чего служат приставка и суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие части слова образуют новые слова ? (Суффиксы и приставки).
- Окончание – это часть речи или часть слова? (Часть слова).
- Назовите изменяемую часть слова. (Окончание).
- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).
- Как называется часть слова без окончания? (Основа слова).
- Может ли слово существовать без окончания? Суффикса? Приставки? (Да).
- Без чего не может существовать слово? (Без корня). Молодцы!
- Теперь включаем «светофорики» для проверки заданий с доски. Хорошо!
– Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово «ДОБРОТА» и при помощи чего оно образовано?
Морфемный разбор слова ( устно цепочкой):
1. (Что?) доброта, обозначает предмет, значит, это имя существительное.
2. Чтобы определить окончание, изменяю существительное по падежам: (чего?) доброты, (чему?) доброте. Изменяется часть слова - А. Это будет окончание.
3. Часть слова без окончания ДОБРОТ - основа слова.
4. Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк; общая часть ДОБР будет корнем слова.
5. Часть слова после корня - ОТ, будет суффиксом. Приставки нет.
- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).
Итак, слово «доброта» образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания.
Самооценка по разделу «Словообразование»
- Ну, а теперь я приглашаю вас в раздел науки - МОРФОЛОГИЮ.
- Что исследует раздел науки МОРФОЛОГИЯ? (Части речи).
- На какие 2 группы можно разделить все части речи этого предложения? (Знаменательные и служебные).
- Назовите только служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).
- А какой частью речи является наше слово доброта: знаменательной или служебной?
- Теперь исследуем наше слово «Доброта» как часть речи. Исследование ведем «цепочкой» по алгоритму: - Доброта – (что?), обозначает предмет, имя существительное.
2. В ед. числе, жен. рода, 1 склонения, в И. падеже.
3. В предложении может быть главным и второстепенным членом.
Самооценка по морфологии.
Физминутка «Пчелки».
Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят,
Порезвиться захотели, друг за другом полетели: «З-з-з-з ...»
Полетали, прилетели и на место свое сели.
- Ребята, какой раздел науки о языке изучает предложения и словосочетания? Правильно, это синтаксис.
- Запишем такое предложение: Доброго человека добрые дела славят. (Один ученик пишет на доске, а остальные в тетрадях).
Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
Синтаксический разбор предложения выполним в форме игры«Незаконченное предложение».
Я начну предложение, а вы его закончите:
А) По цели высказывания это предложение … (повествовательное); Б) По интонации - … (невосклицательное);
В) Главные члены … (дела славят), значит, это – … (основа предложения);
Г) Если в предложении есть и главные, и второстепенные члены, то это предложение … (распространенное);
Д) Если предложение состоит из подлежащего и сказуемого, то оно …(двусоставное);
Е) В состав какого члена предложения входят слова (доброго, добрые), назовите эти словосочетании: дела (какие?) добрые, славят (кого?) человека, человека (какого?) доброго.
Прекрасно! Оцените свои знания по разделу «Синтаксис». (Самооценка).
- Ребята, вот и закончились наши исследования. Понравилось ли вам быть исследователями?
Что же интересного, нового вы узнали из наших исследований о слове?
Предполагаемые ответы детей:
А) не любые звуки могут быть словом;
Б) слова помимо звукового состава, всегда имеют внутреннее содержание или лексическое значение;
В) каждый раздел науки о языке изучает только свои определенные признаки слова.
Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Ответы детей).
Сейчас в кодовой таблице поставьте себе общую отметку за урок, прокомментируйте ее и скажите, над какими разделами науки о языке вам нужно еще поработать? (Ответы детей).
- Ребята, а чтобы узнать мою оценку вашему труду, вам нужно из вторых слогов данных слов составить новое слово.
Клеймо, холод, щипцы – (молодцы).
Да, ребята, вы молодцы! Спасибо вам за ваш огромный интерес к научным знаниям и приятное сотрудничество на уроке. Так держать!
- А в завершение наших исследований мне очень хочется рассказать вам об одном случае, связанном с темой нашего урока. Хотите послушать? (Да). Тогда слушайте...
Пришли мы однажды в детский дом и с радостью стали раздавать детям шоколадки, конфеты, игрушки. Один маленький мальчик бросил игрушки и конфеты на пол, протянул к нам свои худенькие ручонки и тихо сказал: «Не надо, лучше возьмите меня на ручки ...».
- Ребята, как вы думаете, что для него оказалось важнее? (Не конфеты и шоколадки, а любовь, внимание, ласка, доброе слово).
- Значит, легко ли понять другого человека, в чем он нуждается? (Нет).
- Правильно, трудно. Ведь все люди разные: кто-то нуждается в материальной помощи, кто-то в любви и ласке, а кто-то просто в добром слове. Ведь доброе слово – это тоже доброе дело.
А легко ли в жизни быть добрым? (Ответы детей).
Значит, помимо знаний по русскому языку, чему нам еще нужно учиться? (Доброте).
Безусловно, доброте тоже нужно учиться. Нужно учиться понимать душу человека, хотя это и нелегкое дело.
Стихотворение (читает ученица).
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела, –
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей!
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле!
- Так давайте, ребята, будем всегда добрыми и внимательными, отзывчивыми и милосердными друг к другу. И всегда будем помнить, что «Делать хорошее людям – хорошеть самому»!
(Звучит песня о доброте. Вручаются грамоты за активное участие в научно-исследовательской работе и призы – книги).
Приложение 1
Таблица самооценки.
Ф. И. О. ученика…………………………………………………………
Раздел
Лексика
(словарный состав языка)
Фонетика
(звуки речи)
Словообразование
(состав слова)
Орфография
(правильное написание слов)
Морфология
(части речи)
Синтаксис
(предложение и словосочетание)
Самооценка
(отметка)
Общая отметка ………………………..
Приложение 2.
Карточка №1.
Исследовать, является ли «Парам – пам – пам» словом? Для этого отметить в таблице подходящие утверждения словами «Да» или «Нет» и сделать вывод.
№
Наиболее существенные признаки слова
Да, присутствуют
Нет, не присутствуют
1
Называет предмет, признак, действие реальной действительности
2
Может использоваться и в предложении и вне предложения.
3
Мы не создаем его заново, а только вспоминаем и воспроизводим в памяти.
4
Имеет постоянное, неизменяемое количество и порядок звуков, которые нельзя переставлять, убирать, добавлять, заменять.
5
Ударение падает только на один слог.
Вывод
Значит, это слово.
Значит, это не будет словом
Карточка №2.
Исследовать, является ли «Доброта» словом? Для этого отметить в таблице подходящие утверждения словами «Да» или «Нет», и сделать вывод.
№
Наиболее существенные признаки слова
Да, присутствуют
Нет, не присутствуют
1
Называет предмет, признак, действие реальной действительности
2
Может использоваться и в предложении и вне предложения.
3
Мы не создаем его заново, а только вспоминаем и воспроизводим в памяти.
4
Имеет постоянное, неизменяемое количество и порядок звуков, которые нельзя переставлять, убирать, добавлять, заменять.
5
Ударение падает только на один слог.
Вывод
Значит, это слово.
Значит, это не будет словом
Литература
Петрова И.А. и др. Настольная книга учителя начальной школы. - Изд. Астрель, 2003, 430 с.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.Н. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989. - 320 с.
Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - ТЦ "Сфера", 2001 - 128 с.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 288 с.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: "Академия развития", 1998. 240 с.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль Академия развития, 2002. - 144 с.
Личностно-ориентированный подход в работе педагога разработка и использование. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2003. - 128 с.
"Начальная школа: плюс-минус", 3 / 2002.
Погосова Н.М. Цветова. Игротренинг. - СПб.: Речь, 2003. 152 с.
Большая энциклопедия игр./ Оформл. А.Ю. Литвиненко, - М.: ООО "Издательство "РОСМЭН- ПРЕСС", 2002. - 352 с.
Петрова И.А. «Настольная книга учителя начальной школы», 2003.
О. Холодова. Развитие познавательных способностей, 2007.
Т. А. Мирошниченко. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, 2007.
В. С. Безрукова. Технологии современного урока, 2004.
И. В. Никишина. Инновационная деятельность современного педагога, 2007.
Е. В. Меттус. Комплексное сопровождение развития учащихся, 2007.
В. Г. Кирсанова. Педагогическая поддержка учебного процесса, 2008.