kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку тема лексика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Лексика. Повторение

Цели: систематизировать знания учащихся по теме «Лексика»

Развивать творческое мышление, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;

Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества; аккуратность, самостоятельность.

Оборудование: карточки «Грамматическое лото», пары слов, распечатанные листы со стихотворением, тесты, учебник.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент

 

 

 

Сообщение темы и цели.

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа по теме

 

Прямое и переносное значение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многозначные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синонимы , антонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самостоятельная работа. Тест

 

  1.  Итог

 

 

 

 

 

6.Дом.задание

Слушаем внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить:

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На  « Отлично» напишу!

 

На доске Тема: Лексика

-Чему будем сегодня учиться на уроке?

Урок у нас сегодня необычный: мы будем сегодня открывателями планет в системе Лексика и проведем исследование: для чего мы изучаем  этот раздел.

А для того чтобы начать исследование планет, мы должны повторить понятия, которые изучили.

 

Игра «Грамматическое лото»

 

Слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению ….

 

синонимы

Слова, противоположные по значению ….

 

 

антонимы

Слово, имеющее несколько значений….

 

 

Многозначные

слова

Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение ….

 

 

омонимы

 

Слова могут иметь прямое и …..

 

 

Переносное

 значение

Весь словарный состав языка называется ….

 

 

Лексика

 

  1. Словарная работа

Работа по учебнику упр.778 с .244

Прочитайте стихотворение

 О. Аскарова «Домбрист»

- О ком это стихотворение?

- На какие правила пропущены орфограммы?

 - Какое новое словарное слово ?

Сейчас мы запишем это слово в транскрипции.

Объяснить правописание пропущенных орфограмм.

-   В каком значении поэт употребил слово играть?

- Приведите примеры  словосочетаний со словом играть

- Когда слова могут иметь переносное значение?

Запишите в два столбика словосочетания: играть в шахматы, играть на домбре, играть на нервах, играть  в игрушки, играть с огнем.

Итак, мы исследовали планету «Прямое и переносное значение слов»  Скажите, а для чего нужно уметь распознавать слова  в переносном значении? ( чтобы понимать произведения, которые читаем., чтобы речь была ярче, интересней.)

  1. Чтение стихотворения «Хвосты» Ю.Коринец

Хвосты

Ю.Коринец

Есть хвост                        Хвостом корова
У падающих звёзд,        бьёт слепней,
У семян бывает хвост,   когда они кусаются.
У птиц,                               Для скорпионов
У самолёта –                     хвост важней -
Он нужен для полёта.    Они хвостом сражаются

- Что вы скажете о слове хвост , прочитав это стихотворение?

- Какие слова называются многозначными? --- -Сколько значений имеет слово хвост в стихотворении? Исследуйте в группах и запишите цифрой на обратной стороне листочка.

Где мы можем посмотреть значение слова?

- Запишите слово хвост и образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов, обозначающих маленький и большой предметы.

Мы открыли еще одну планету.

  

  1. Ответьте на шуточные вопросы:

- Из какого крана не льется вода?

- Какой лук не кладут в суп?

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

- Какая коса нужна в поле?

- Как называются эти слова? Как отличить многозначные слова от омонимов?

- Составьте с каждой парой слов предложения.

Коса – коса

Кран – кран

Кто составит, может перейти на более сложный уровень: Назвать омонимы и составить с ними предложения.

Скамья – магазин         рыба – инструмент

Какие слова называются омонимами? Для чего мы их изучаем? (расширяем свой словарный запас)

Послушайте стихотворение и закончите словами по смыслу:

Простое слово – промежуток:

В театре несколько минут,

Пока начнется первый акт

Мы называем все …. ( антракт)

В борьбе, в труде устали слишком

Дают уставшим … передышку

После урока непременно нужна ребятам 

На время что- то прекратив ,

Мы объявляем…  перерыв

 

Повороты влево – вправо,

Это легкая забава

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты.

Кто заметил слова антонимы? Чем являются слова антракт, передышка , перерыв, перемена?

Какие слова называются синонимами? Антонимами?

Распределите пары слов по столбикам. объяснить свой выбор

зима – лето, огонь – пламя, конец–начало, дело – занятие, грусть– веселье, смелый – храбрый.

Прочитайте, какие слова записали в каждый столбик. Подпишите.

Какой будет наша речь без синонимов и антонимов? (скупой и бесцветной) Они нужны, чтобы сделать нашу речь точной и выразительной; обогащают ее.

 

На доске ответы.  самопроверка

(многозначные, синонимы, антонимы)

 

 

 

Чему учились на уроке? Зачем нужно знать много слов? (чем больше знает слов человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Хороший словарный запас – это хорошая и богатая речь)

 

Упр. №775  Можно составить свой словарь синонимов на тему , например, «Космос»

 

 

Записывают число, классная работа, графическая минутка.

 

 

 

 

 

 

Будем повторять все по теме «Лексика», учиться правильно употреблять слова.

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударная гласная в корне и приставке, написание предлогов

Один ученик записывает слово и объясняет звуки.

 

В прямом

 

 

 

Учащиеся читают и объясняют , что значит играть на нервах, играть с огнем (обращаться легкомысленно , с чем-то опасным)

 

 

 

 

 

Слово хвост здесь имеет 4 значения:

1)хвост у животных;

2)хвост у летательных аппаратов;

3)хвост чего-то движущегося

4)хвост у семени –росток – удлиненная оконечность чего –нибудь

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают предложения.

 Сильные учащиеся выполняют задание на сложном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально работа по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По выбору

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку тема лексика »

1


Русский язык 3 класс

Автор: Ананьева Татьяна Николаевна , учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №1 г.Серебрянска имени М.В.Инюшина» Казахстан

Тема: Лексика. Повторение

Цели: систематизировать знания учащихся по теме «Лексика»

Развивать творческое мышление, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;

Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества; аккуратность, самостоятельность.

Оборудование: карточки «Грамматическое лото», пары слов, распечатанные листы со стихотворением, тесты, учебник.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент








  1. Сообщение темы и цели.








3. Актуализация


























  1. Работа по теме


Прямое и переносное значение слов




















Многозначные слова


























Омонимы

















Физминутка





















Синонимы , антонимы
















  1. Самостоятельная работа. Тест


  1. Итог






6.Дом.задание

Слушаем внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить:

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На « Отлично» напишу!


На доске Тема: Лексика

-Чему будем сегодня учиться на уроке?

Урок у нас сегодня необычный: мы будем сегодня открывателями планет в системе Лексика и проведем исследование: для чего мы изучаем этот раздел.

А для того чтобы начать исследование планет, мы должны повторить понятия, которые изучили.


Игра «Грамматическое лото»


Слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению ….


синонимы

Слова, противоположные по значению ….



антонимы

Слово, имеющее несколько значений….



Многозначные

слова

Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение ….



омонимы


Слова могут иметь прямое и …..



Переносное

значение

Весь словарный состав языка называется ….



Лексика


  1. Словарная работа

Работа по учебнику упр.778 с .244

Прочитайте стихотворение

О. Аскарова «Домбрист»

- О ком это стихотворение?

- На какие правила пропущены орфограммы?

- Какое новое словарное слово ?

Сейчас мы запишем это слово в транскрипции.

Объяснить правописание пропущенных орфограмм.

- В каком значении поэт употребил слово играть?

- Приведите примеры словосочетаний со словом играть

- Когда слова могут иметь переносное значение?

Запишите в два столбика словосочетания: играть в шахматы, играть на домбре, играть на нервах, играть в игрушки, играть с огнем.

Итак, мы исследовали планету «Прямое и переносное значение слов» Скажите, а для чего нужно уметь распознавать слова в переносном значении? ( чтобы понимать произведения, которые читаем., чтобы речь была ярче, интересней.)

  1. Чтение стихотворения «Хвосты» Ю.Коринец

Хвосты

Ю.Коринец

Есть хвост Хвостом корова
У падающих звёзд, бьёт слепней,
У семян бывает хвост, когда они кусаются.
У птиц, Для скорпионов
У самолёта – хвост важней -
Он нужен для полёта. Они хвостом сражаются

- Что вы скажете о слове хвост , прочитав это стихотворение?

- Какие слова называются многозначными? --- -Сколько значений имеет слово хвост в стихотворении? Исследуйте в группах и запишите цифрой на обратной стороне листочка.

Где мы можем посмотреть значение слова?

- Запишите слово хвост и образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов, обозначающих маленький и большой предметы.

Мы открыли еще одну планету.

  1. Ответьте на шуточные вопросы:

- Из какого крана не льется вода?

- Какой лук не кладут в суп?

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

- Какая коса нужна в поле?

- Как называются эти слова? Как отличить многозначные слова от омонимов?

- Составьте с каждой парой слов предложения.

Коса – коса

Кран – кран

Кто составит, может перейти на более сложный уровень: Назвать омонимы и составить с ними предложения.

Скамья – магазин рыба – инструмент

Какие слова называются омонимами? Для чего мы их изучаем? (расширяем свой словарный запас)

Послушайте стихотворение и закончите словами по смыслу:

Простое слово – промежуток:

В театре несколько минут,

Пока начнется первый акт

Мы называем все …. ( антракт)

В борьбе, в труде устали слишком

Дают уставшим … передышку

После урока непременно нужна ребятам

На время что- то прекратив ,

Мы объявляем… перерыв


Повороты влево – вправо,

Это легкая забава

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты.

Кто заметил слова антонимы? Чем являются слова антракт, передышка , перерыв, перемена?

Какие слова называются синонимами? Антонимами?

Распределите пары слов по столбикам. объяснить свой выбор

зима – лето, огонь – пламя, конец–начало, дело – занятие, грусть– веселье, смелый – храбрый.

Прочитайте, какие слова записали в каждый столбик. Подпишите.

Какой будет наша речь без синонимов и антонимов? (скупой и бесцветной) Они нужны, чтобы сделать нашу речь точной и выразительной; обогащают ее.


На доске ответы. самопроверка

(многозначные, синонимы, антонимы)




Чему учились на уроке? Зачем нужно знать много слов? (чем больше знает слов человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Хороший словарный запас – это хорошая и богатая речь)


Упр. №775 Можно составить свой словарь синонимов на тему , например, «Космос»



Записывают число, классная работа, графическая минутка.







Будем повторять все по теме «Лексика», учиться правильно употреблять слова.





Работа в группах






























Безударная гласная в корне и приставке, написание предлогов

Один ученик записывает слово и объясняет звуки.


В прямом




Учащиеся читают и объясняют , что значит играть на нервах, играть с огнем (обращаться легкомысленно , с чем-то опасным)






Слово хвост здесь имеет 4 значения:

1)хвост у животных;

2)хвост у летательных аппаратов;

3)хвост чего-то движущегося

4)хвост у семени –росток – удлиненная оконечность чего –нибудь


Работа в группах



















Читают предложения.

Сильные учащиеся выполняют задание на сложном уровне.




































Индивидуально работа по карточкам

















По выбору




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
конспект урока по русскому языку тема лексика

Автор: Ананьева Татьяна Николаевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119098

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока английского языка  «Совершенствование  лексико – грамматических  навыков  по  теме «Животные в  зоопарке». "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-soviershienstvovaniie-lieksiko-ghrammatichieskikh-navykov-po-tiemie-zhivotnyie-v-zooparkie"
    ["file_id"] => string(6) "189303"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426863714"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства