Тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи и ее ролью в русском языке.
Планируемые результаты: научиться распознавать имя прилагательное среди других частей речи и использовать прилагательные в устной и письменной речи.
- Организационный момент.
Солнышко! Солнышко!
Мы твои лучи,
Быть хорошими людьми
Ты нас научи!
- Актуализация знаний. Нам сегодня предстоит путем исследования выяснить, какую роль играют слова-признаки в речи?
Сравните два текста
Наступила зима Наступила холодная зима
Выпал снег Выпал пушистый снег
Ударили морозы Ударили сильные морозы
Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река!
Учитель-Какой текст удачнее?
Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.
Учитель - Для чего нужны эти слова?
Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.
-Прочитайте предложения. Найдите и объясните орфограммы. (сочитание жи-ши пиши с И, СНЕГ-парные согласные, РЕКА-безударные гласные).
-Запишите эти предложения в тетрадь. Найдите и подчеркните волнистой линией словоа– признаки.
2. Сообщение темы. - Что обозначают слова, которые помогли описать время года-зиму? (Признак предмета)
-Группа слов, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Я ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ !
3. Упражнения в распознавании ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
Какие слова используются здесь в переносном значении?
Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»
Самостоятельная работа. в тетрадях. 1 вариант. Какая бывает осень?
2 вариант. Какая бывает весна?
Проверка. Какие самые выразительные имена прилагательные вы нашли?
- Для чего нужны прилагательные в нашей речи?
ВЫВОД: Имена прилагательные нужны в речи для точности описания предмета
РАБОТА В ПАРАХ.
Учитель - Догадайтесь, о чем идет речь?
Круглое, сочное, румяное (яблоко)
Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)
Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)
Учитель - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.?
Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая? (имя прилагательное)
СОСТАВЬТЕ и ЗАПИШИТЕ ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, подчеркните грамматическую основу, а : имена прилагательные подчеркните волнистой линией.
ФИЗМИНУТКА
Работа в группах
ВСПОМНИТЕ, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам прилагательные. Составьте с ними предложения, прилагательные подчеркните волнистой линией, выпишите словосочетания, обозначьте главное слово и зависимое слово (слово-предмет+слово признак). .
Заяц (какой?) Ворона (какая?)
Волк (какой?) Сорока (какая?)
Медведь (какой?) Лиса. какая?
Слова для справок: болтливая,трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая,, глупая.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Работа с учебником.
6. Итог урока.
- Над какой темой работали?
- Что запомнили?