Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, товарищам.
Прививать любовь к сказкам.
Тип урока: интегрированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс:
Обучение грамоте у нас.
Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь
Там добрые герои - ты только в это верь.
Чудес на свете много, и в нашей сказке есть.
Ну что ж, друзья, в дорогу,
Войдем в волшебный лес!
Здесь встретится старое с новым -
Так было и будет впредь.
Вы скажете: "Что тут такого?",
Так вместе давайте смотреть!
1. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать по сказкам. Какие бывают сказки? Кто их пишет? Сегодня мы окажемся в сказке.
Где играют дружно,
Пишут все умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
2. Звучит "Песенка Красной Шапочки".
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали её?
учитель: Все вы знаете сказку про Красную Шапочку. Это умная, способная, добрая, любознательная девочка. Сейчас мы с вами отправимся вместе с Красной Шапочкой навестить бабушку, которая живет на опушке леса.
По сказке с Красной Шапочкой
Мы в дальний путь пойдем.
Пройдем мы между елочек
И буквы назовем.
II. Минутка чистописания.
1. Проговаривание чистоговорки.
Ро - ро -ро! Ро - ро - ро!
У Мальвины друг... (Пьеро)
Ру - ру - ру! Ру - ру - ру!
Сосны стройные в ... (бору).
2. Прописывание буквы Рр, Ро, Ру
III. Работа по теме урока.
1. За разговорами легко и весело шагали
И незаметно для себя верст десять отмахали.
И вышли на поляну большую
Нарядную, светлую, солнцем залитую.
На поляне растут цветочки. На цветочказ - задания. Помогите их выполнить Красной Шапочке. Прочитай. Послушай, какой слог звучит сильнее. Поставь знак ударения.
За правильно выполненные задания дети получают цветы.
2. Сообщение учителя:
Слог, на который падает ударение, называется ударным. Остальные слоги - безударные.
А зайчишки, взяв корзинки,
В лес помчались по тропинке,
За грибком - боровиком,
Груздем, подберезовиком.
3. Веселая задача.
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
2 - 1 = 1
По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
Сосчитайте, дети,
Все грибочки эти!
1 + 1 = 2
Задания на грибочках. Прочитай. Спиши. Выдели голосом ударный слог. Поставь знак ударения.
Поле - поля,море - моря, грозы - гроза, горы - гора, овцы - овца, козы - коза.
За правильно выполненное задание - цветы.
IV. Физминутка.
1. Долго ль, коротко бежали -
Притомилися, устали.
До полянки добрались
И на травке улеглись.
2. На носочки встанем,
Потолок достанем,
Поклонились столько раз,
сколько розочек у нас.
Сколько прыжков - столько кружков.
Сколько хлопков - столько грибков,
Приседаем столько раз,
Сколько яблочек у нас.
Сколько елочек зеленых -
Столько сделаем поклонов.
3. Пойдем вперед по сказке мы,
Нам весело идти.
И ежика колючего мы встретим по пути.
4. Веселая задача.
Три яблока из сада ежик притащил
самое румяное белке подарил
с радостью подарок получила белка
сосчитайте яблоки у ежика на спинке.
3 - 1 = 2
три яблока.
одно сорвать
ручонка так и тянется.
но прежде надо сосчитать -
а сколько же останется?
3 - 1 = 2
V. Работа по учебнику.
с Пятачком он ходит в гости,
любит мед, варенье просит...
Это кто? Скажите вслух!
Медвежонок.... (Винни - Пух)
учитель: Пока мы с вами собирали грибочки, да цветочки, мы зашли далеко в лес. В лесу нам повстречались Винни - Пух и Пятачок. Следующее задание от них. Прочитай сказку по учебнику "Пироги".
На доске слова: пироги
пироги
Чем они отличаются друг от друга? Сделай вывод о значении ударения в слове.
дети: От ударения меняется значеник слова.
VI. Физминутка.
1. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом?
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... ("Три поросенка").
2. Вот светлая поляночка,
Цветочки там и тут
И три веселых поросенка играют и поют.
3. Веселая задача.
Однажды три цыпленка,
А с ними три лисенка,
А с ними три веселых
Умытых поросенка
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Посчитай скорей,
Сколько было всех друзей,
Что утром спозаранку
Играли на полянке?
3 + 3 + 3 = 9
4. Задание от поросят.
Сравни, чем отличаются подчеркнутые слова. Поставь знак ударения.
1. Поля учится. Поля зазеленели.
2. Жучка лает. Мы поймали жучка.
3. Лодку прибило к берегу. Я берегу книги.
Инсценирование казахской народной сказки "Алдар - Косе и хвастливый бай".
Учитель: Что высмеивает эта сказка?
Дети: Хвастливость, глупость.
всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей!
Он известен, знаменит.
Добрый доктор.... (Айболит).
Учитель: Правильно, это доктор Айболит. У этого доктора необычные лекарства - заколдованные. Догадайтесь, чем же лечит зверей Айболит?
4. На елочках слова:
самохар
пелодченье
хацылва
вауренье
гручеши
конинфеты
пикирожки
Задание: Найти слова - лекарства, поставить ударение, а из "лишних" частей составить фразу. (Должно получиться: "Молодцы, ученики!").
VII. Подведение итогов урока.
Мы славно поработали,
Урок к концу идет.
Вон, на крылечке, видите,
Бабуля внучку ждет?
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Дети: 1) Слог, на который падает ударение, называется, ударным.
2) Ударение - выделение голосом ударного слога.
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что Шапочке Красной вы так пригодились.
Подсчет цветочков. Домашнее задание - в зеленых воздушных шариках Винни - Пуха и Пятачка.
Самоанализ урока.
Тема: "Ударение"
Место урока в теме: второй час изучения темы.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: коллективная.
Цель: учить видеть социальный и личностный аспект воспитания в содержании сказок.
Задачи урока: научить слышать ударный слог, умение находить его в тексте; развивать умение распознавать интонацию голоса, мимику, жесты.
Оборудование: плакаты,картинки с изображением сказочных героев,счетный материал, карточки для индивидуальной и коллективной работы, сценические костюмы, магнитная доска, наглядные пособия, выполненные своими руками.
При проведении урока руководствовалась следующими требованиями: доступность, повторение пройденного материала, в игровой, непринужденной форме, связь со старым материалом,
межпредметные связи (литературное чтение, математика), занимательный материал.
Деятельность учащихся: работают по индивидуальным карточкам в виде грибочков и цветочков, по шаблону, заготовленному заранее учителем.
Методы: словесные (беседа, объяснение учителем материала), наглядные, практические.
Развитию мыслительной активности была подчинена нестандартная форма заданий, интересный иллюстративный материал.