Тема:Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.
 
 
 Цель:  
  - отрабатывать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже
  -развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать с толковым словарём; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.
 - воспитывать интерес к языку, любовь к слову
 
 
 
 
 Формируемые УУД:  
 п. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;  
 
 
 к. – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  
 
 
 р. – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;  
 
 
 л.- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
 
 
  
 
 Ход урока
 I Организационный момент
 Успокоились. Посмотрели друг на друга, на гостей, улыбнулись. Тихонько сели.
 II Актуализация знаний
 - Откройте тетради и запишите дату.
 (Учитель читает название горожан, а дети записывают где они живут, т.е. учащиеся записывают название города в форме предложного падежа)
 Куряне – в Курске, рязанцы – в Рязани, севастопольцы – в Севастополе, москвичи – в Москве, петербуржцы – в Петербурге, новгородцы – в Новгороде, пермяки - в Перми, киевляне – в Киеве.
 - Что вы можете сказать о записанных вами словах? (это имена сущ, собственные) Как мы их пишем?
 IIIСамостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.
 На экране – правильные ответы.
  СЛАЙД 1
 В Курске, в Рязани, в Севастополе, в Москве, в Петербурге, в Новгороде, в Перми, в Киеве
 IV Самоопределение к деятельности
 Прочитайте слова. Запишите, вставляя пропущенные окончания
 СЛАЙД 2
 В рощ…, на тетрад…, о дочер.., при солнышк.., об Иван..
 - Что вы можете сказать об этих словах?
 - На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? Что еще помогло вам определить падеж существительных? (предлоги)
 - Какие предлоги употребляются с предложным падежом? (о, об, в, на, при)
 - Одинаковые ли окончания у этих существительных? Почему? (разное склонение)
 - Что надо сделать, чтобы определить склонение?
 - Легко ли вам определить окончания? Почему?(безударные)
 -Давайте вспомним способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
 СЛАЙД 3
     |   1 способ   |    2 способ   |  
    Определить падеж.  Определить склонение  Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже     |    Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже   |  
 
 
 
 - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Чем мы будем заниматься.
 - Назовите начальную форму слова (о) дочери.(дочь)
 - Какое языковое явление вы наблюдаете? Какая часть добавилась в основу в форме предложного падежа?
 V Первичное закрепление во внешней речи
 - Откройте учебник на с. 123, прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
 - В каком слове, в каких ещё падежах появляется суффикс –ер?
 Упражнение 232.
 - Прочитайте отрывок, назовите сказку.
 - Что вы можете сказать о выделенных словах? Есть ли различия в лексическом значении выделенных слов?
 Что может нам помочь? (Толковый словарь)
 СЛАЙДЫ
 Ушат – небольшая кадка с «ушами»
 Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна или железа для стирки белья и других надобностей
 Лохань - деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья
 Ванна – большой продолговатый сосуд для купания, мытья
 - Объясните написание слов с пропущенным окончаниями, выпишем их.
 - Почему в некоторых именах существительных в предложном падеже окончания не пропущены? (ударные)
 Откройте рабочую тетрадь на с. 66 упр. 155
 1 вариант выполняет под цифрой 1, 2 – под цифрой 2.
 Обменяйтесь тетрадями - взаимопроверка
 VI Физкультминутка
 С неба падают снежинки
 Как на сказочной картинке.
 Будем их ловить руками
 И покажем дома маме.
 А вокруг лежат сугробы,
 Снегом замело дороги.
 Не завязнуть в поле чтобы,
 Поднимаем выше ноги.
 Вот лисица в поле скачет.
 Словно мягкий рыжий мячик.
 Ну а мы идем, идем
 И к себе приходим в дом.
 
 
 
 
 VII Включение в систему знаний и повторение
 Упр. 233 (с.124)
 - Прочитайте текст. Определите тему, его тип. Как вы поняли?
 - Выпишем словосочетания с именами существительными в предложном падеже
 - Окончание какого существительного отличается от остальных? Почему?
 (Один ученик на доске выполняет разбор слова тёпленькая по составу)
 - Какой суффикс вы выделили в слове? Какое значение имеет этот суффикс?
 VII Закрепление изученного материала
 Самостоятельная проверка с проверкой по эталону
 - Возьмите пособия с эластичными элементами для проверочных работ
    
 
    VIII Рефлексия учебной деятельности
  - Какое задание оказалось наиболее трудным?
  - Какое интересным?
  - Попробуйте оценить свою работу на уроке.
  Я узнал…
  Я понял…
  На уроке мне было…
  Я доволен…
  Мне надо еще поработать…
  IX Подведение итога урока
  - Что вы узнали о существительных в форме предложного падежа?
  - какой бы вы дали совет как найти имя существительное в предложном падеже? Какие окончания могут быть у существительных в предложном падеже?
  X Домашнее задание
  Для тех, кто хорошо разобрался в написании окончаний - с. 123 упр. 231
  Кому еще трудно - РТ с.66 упр. 154