Тема:Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.
Цель:
- отрабатывать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже
-развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать с толковым словарём; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.
- воспитывать интерес к языку, любовь к слову
Формируемые УУД:
п. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
к. – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л.- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I Организационный момент
Успокоились. Посмотрели друг на друга, на гостей, улыбнулись. Тихонько сели.
II Актуализация знаний
- Откройте тетради и запишите дату.
(Учитель читает название горожан, а дети записывают где они живут, т.е. учащиеся записывают название города в форме предложного падежа)
Куряне – в Курске, рязанцы – в Рязани, севастопольцы – в Севастополе, москвичи – в Москве, петербуржцы – в Петербурге, новгородцы – в Новгороде, пермяки - в Перми, киевляне – в Киеве.
- Что вы можете сказать о записанных вами словах? (это имена сущ, собственные) Как мы их пишем?
IIIСамостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.
На экране – правильные ответы.
СЛАЙД 1
В Курске, в Рязани, в Севастополе, в Москве, в Петербурге, в Новгороде, в Перми, в Киеве
IV Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова. Запишите, вставляя пропущенные окончания
СЛАЙД 2
В рощ…, на тетрад…, о дочер.., при солнышк.., об Иван..
- Что вы можете сказать об этих словах?
- На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? Что еще помогло вам определить падеж существительных? (предлоги)
- Какие предлоги употребляются с предложным падежом? (о, об, в, на, при)
- Одинаковые ли окончания у этих существительных? Почему? (разное склонение)
- Что надо сделать, чтобы определить склонение?
- Легко ли вам определить окончания? Почему?(безударные)
-Давайте вспомним способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
СЛАЙД 3
1 способ | 2 способ |
Определить падеж. Определить склонение Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже | Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже |
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Чем мы будем заниматься.
- Назовите начальную форму слова (о) дочери.(дочь)
- Какое языковое явление вы наблюдаете? Какая часть добавилась в основу в форме предложного падежа?
V Первичное закрепление во внешней речи
- Откройте учебник на с. 123, прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- В каком слове, в каких ещё падежах появляется суффикс –ер?
Упражнение 232.
- Прочитайте отрывок, назовите сказку.
- Что вы можете сказать о выделенных словах? Есть ли различия в лексическом значении выделенных слов?
Что может нам помочь? (Толковый словарь)
СЛАЙДЫ
Ушат – небольшая кадка с «ушами»
Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна или железа для стирки белья и других надобностей
Лохань - деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья
Ванна – большой продолговатый сосуд для купания, мытья
- Объясните написание слов с пропущенным окончаниями, выпишем их.
- Почему в некоторых именах существительных в предложном падеже окончания не пропущены? (ударные)
Откройте рабочую тетрадь на с. 66 упр. 155
1 вариант выполняет под цифрой 1, 2 – под цифрой 2.
Обменяйтесь тетрадями - взаимопроверка
VI Физкультминутка
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вот лисица в поле скачет.
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идем, идем
И к себе приходим в дом.
VII Включение в систему знаний и повторение
Упр. 233 (с.124)
- Прочитайте текст. Определите тему, его тип. Как вы поняли?
- Выпишем словосочетания с именами существительными в предложном падеже
- Окончание какого существительного отличается от остальных? Почему?
(Один ученик на доске выполняет разбор слова тёпленькая по составу)
- Какой суффикс вы выделили в слове? Какое значение имеет этот суффикс?
VII Закрепление изученного материала
Самостоятельная проверка с проверкой по эталону
- Возьмите пособия с эластичными элементами для проверочных работ
VIII Рефлексия учебной деятельности
- Какое задание оказалось наиболее трудным?
- Какое интересным?
- Попробуйте оценить свою работу на уроке.
Я узнал…
Я понял…
На уроке мне было…
Я доволен…
Мне надо еще поработать…
IX Подведение итога урока
- Что вы узнали о существительных в форме предложного падежа?
- какой бы вы дали совет как найти имя существительное в предложном падеже? Какие окончания могут быть у существительных в предложном падеже?
X Домашнее задание
Для тех, кто хорошо разобрался в написании окончаний - с. 123 упр. 231
Кому еще трудно - РТ с.66 упр. 154