Тема: Предложный падеж имени существительного
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями предложного падежа существительного. Научить их распознавать существительные в предложном падеже и осознанно употреблять их в речи;
Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, любознательность и обогащать словарный запас;
Воспитательная: проявить интерес и активность к уроку.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: интерактивная доска, учебное пособие, слайды
Ход урока
І. Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
ІІ. Проверка домашнего задания
Упражнение 275 стр. 120
- Скажите, когда после шипящих в окончаниях существительных Т. п. пишется буква о,
а когда– е?
ІІІ. Обобщение пройденного материала
1. Вопросы:
- Что такое имя существительное?
- Какие бывают имена существительные?
- К какому роду относятся существительные?
- Сколько чисел имеют существительные? Назовите их.
- Как изменяются существительные?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- На какие вопросы отвечают падежи имен существительных?
- Что называется склонением?
- Какими членами предложения являются существительные в предложении?
2. Игра «Заказ». В подчеркнутых словах определите падеж.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь пшеницы.
3. Опираясь на таблицу, просклонять существительные «зима», «снег».
(Учащимся раздаются карточки)
IV. Объяснение новой темы
Звучит тема и цель урока.
Предложный падеж имени существительного отвечают на вопросы кто? что? где?
Существительные женского рода на (- а,- я), мужского и среднего рода
в П. п. имеют окончание – е:
о брате, на елке, в море
Предложный падеж всегда употребляется с предлогами о, об, в, во, на, при:
говорить об учёбе, думать о маме, играть во дворе, греться на солнце,
построить при школе.
Правописание предлогов о, об:
v Если существительное начинается с согласной буквы, то в предложном падеже употребляется предлог о
о школе, о Маше, о дружбе
v Если существительное начинается с гласной буквы
(а, о, у, и, э), то в предложном падеже употребляется предлог об
об Ане, об осени, об учебе, об Илье, об экскурсии
Существительные в предложном падеже являются второстепенным членом: дополнением или обстоятельством.
о чем? сущ. П. п.
Ребята вспоминали о лете.
где? сущ. П. п.
Дети играли во дворе.
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Угадай - ка».
Напишите существительные в предложном падеже, употребляя по смыслу предлоги. Определите род, выделите окончание.
Гулять …парк…, играть… домбр…, заботиться …мам….,
говорить …мир…, писать … тетрад….
2. Задание: Добавьте предлоги о или об к данным существительным
и запишите их в два столбика.
Зима, школа, ученик, праздник, Оля, артист
- С какими словами употребляется предлог о, а какими – об?
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.