Оргмомент.
Орфографическая минутка.
- Прочитайте строки из стихотворения А. Балонского. Какую картину представили?
- Сколько предложений здесь записано?
- Найдите основу этого предложения.
- Поставьте ударение, назовите безударные гласные.
- прочитайте стихотворение так, как записано.
- Проговорите шепотом, расскажите соседу.
- Все вместе проговорим так, как будем писать.
- Запишите.
- Проверим.
3. Самоопределение к деятельности.
- я читаю вы следите, слова в которых стоит ударение произносим все вместе.
- Назовите похожие пары слов.
- Чем различаются эти пары слов?
- Отличаются ли слова по смыслу?
(замок – строение, замок – приспособление, чтобы что-то закрывать. Пироги – индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пироги – кулинарное блюдо)
- Почему важно правильно ставить ударение?
(неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова)
Работа по теме урока.
- Упражнение 103
- Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (поставить правильно ударение)
- Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? (на 3)
- Объясните значение этого слова (картина вызывает приятные воспоминания, имеет ценность)
- Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение? (на 2)
- Подберите синонимы к этому слову? (тропинка, шоссе)
(вариант 1 записывает предложения под пунктом 2, вариант 2 – предложения под пунктом 3).
Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
- Упражнение 105.
- Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным)
- Прочитайте слова которые записаны. Сколько предметов они обозначают?
- Измените слово так, чтобы слова обозначали много предметов.
- На какую букву падает ударение?
- Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.
- Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.
- Прочитаем на что нужно обратить внимание.
- Что значит подвижное ударение? ( это ударение, которое может переходить с одного слога на другой).
6. Рефлексия.
- Упражнение 106.
7. Подведение итогов урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Какова роль ударения в русском языке? (ударение помогает различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение)
Домашнее задание
С. 69 упр. 104.