Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Доброе день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого я вам предлагаю назвать самостоятельно, исходя из моего к вам вступительного слова. - У вас на партах лежит оценочный лист, где вы будете оценивать свою деятельность на каждом этапе урока. | Встают, здороваются. |
Мотивация. | «Итак, сегодня первое марта две тысячи шестнадцатого года. Второй день недели. Через три месяца завершится 2015-2016 учебный год. Три прекрасных месяца летних каникул пройдут как один день. И вы, подросшие сантиметров на десять и поправившиеся от полутора до двух килограммов, на правах учащихся седьмого класса первого сентября без пятнадцати девять соберетесь в двадцать третьем кабинете. И я, придя к вам на первый урок в новом учебном году, скажу: «А помните ли вы наш урок по теме…». | Называют тему урока «Употребление числительных в речи». Открывают тетради, записывают число и классная работа, тему урока. |
Цель. | – Кто запомнил, какие числительные я употребила в своем обращении к вам? – К какому стилю речи можно отнести мое вступительное слово? – Назовите тип речи. Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока. | Отвечают на вопросы. Определяют цель урока: - в каких речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете. - Оценивают свою работу. |
Актуализация знаний. | Для того, чтобы не допустить ошибку в правописании имен числительных и воспользоваться необходимым правилом, нужно уметь отличать их от других частей речи. Проверим, как мы справляемся с этой задачей? Задание «Четвертое Лишнее»: Преодолеть впервые, Первоклассный талант, звезда первой величины, изучать по первоисточникам. | Дают ответ, подтверждают его изученными определениями и правилами. - Оценивают свою работу. |
Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях. | Проверка домашнего задания. - С именами числительными вы работали дома. Вам было предложено поисковое задание: найти интересные факты и события, связанные с историей нашего города Перми. - Выясняют синтаксическую роль числительного, выполняют синтаксический разбор предложения. | 1.Индивидуальный опрос (3-4 ученика): один ученик читает – класс находит числительные, классифицирует разряд и состав.
- Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм корпусная пушка А-19 № 501, сделанная в Перми. - Оценивают свою работу. |
- Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. - Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад. - Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены? - Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них орфограммы. - Какой вывод вы можете сделать. | Отвечают на вопросы: - В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи. - Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности. - До тридцати пяти килограммов, около четырех тысяч, девять процентов. - Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать. - Оценивают свою работу. |
- Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится. «Уважаемые жители д. Федорки! Со 2 по 25 марта аптека № 1 закрыта на ремонт. Ближайшая дежурная аптека находится по адресу: ул. Гагарина, 5 и работает круглосуточно. Администрация аптеки № 1». - Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? | Отвечают на вопросы: - Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей. Этот текст относится к официально-деловому стилю речи. - Обозначение даты, адреса, № аптеки. Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности. - Оценивают свою работу. |
Фузминутка. | - Я буду называть вам слово, если это будет имя числительное, то вы хлопайте в ладоши, если другая часть речи – садитесь. - Тройка, третий, четырнадцать, пятиэтажный, шестьдесят седьмой, девять, трижды, столетие, пятидневка, сто, двадцать, сто четыре, полтора, полтораста, семимильный, шестидесятый, семеро товарищей, три девочки, обеим книгам, обоих друзей. | Хлопают и садятся. - Оценивают свою работу. |
Самостоятельная работа. | Объединяйтесь по парам. - Представьте, что вам необходимо провести экскурсию для гостей школы. Составьте текст, где будете использовать числительные в нужном падеже. - Какие правила склонения имен числительных вы вспомнили, выполняя задание? | Объединяются по парам, составляют текст, числительные записывают в нужном падеже. Отвечают на вопрос учителя. - Оценивают свою работу. |
Рефлексия деятельности. | - Интересно вам было сегодня на уроке? - Что понравилось? - О чём бы вы хотели еще поговорить? - Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком? | Отвечают на вопросы. Подводят итоги. |
Домашнее задание. | Учитель комментирует домашнее задание. | Выбирают тему: 1) Сочинение – миниатюра «Моё любимое место в родных местах». 2) Найти в СМИ текст с использованием числительных 3) Сочинение – рассуждение «Нужны ли нам имена числительные?» |