"Употребление в речи и правописание числительных 5-30" урок русского языка.
"Употребление в речи и правописание числительных 5-30" урок русского языка.
Урок разработан для 4 класса по русскому языку по теме "Употребление в речи и правописание числительных 5-30".Словарная работа составлена по теме. Работа в группах, взаимопроверка. Работа по учебнику, по заданию. Урок построен в основном на самостоятельную работу! урок был интересным, детям должно понравиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, посмотрите на запись. Какое правило необходимо вспомнить, чтобы грамотно записать числительные в сочетаниях слов?(Правописание мягкого знака в числительных).
- Где пишется мягкий знак в простых числительных?
(В простых числительных ь знак пишется в конце. Н-р: пятнадцать, шесть, восемь).
- Где пишется ь знак в сложных числительных?
(В сложных числительных ь знак пишется в середине. Н-р: шестьсот, восемьдесят).
- Какую функцию выполняет мягкий знак в этих числительных?(Функцию смягчения).
-Какую еще функцию может выполнять ь знак? Приведите примеры.
(Функцию разделения. Н-р: десятью секундами).
- А какие еще числительные вы знаете?
(Составные, порядковые, количественные. Н-р: двадцать два, девятый).
- Как пишутся составные порядковые числительные? (Раздельно).
- А количественные?(Тоже раздельно).
- Тогда какие числительные пишутся слитно?(Сложные количественные и порядковые).
Постановка учебных задач
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Мы будем повторять правописание числительных).
Фонетическая зарядка.
- Посмотрите еще раз на числительные Семьдесят, семнадцать, семью.
-Что объединяет эти слова?(То, что они числительные, есть один корень – семь -).
- А какое слово может быть лишним?
Семьдесят – оно сложное числительное, а остальные простые числительные.
Семнадцать – в основе слова есть суффикс, а в остальных случаях нет суффикса.
Семью – ь знак выполняет функцию разделения.
- Ребята, скажите, есть ли среди этих имен числительных слова, в которых звуков меньше, чем букв?(Да, это числительное семьдесят, семнадцать).
- Почему?(Потому что мягкий знак не имеет звука).
-Тогда почему вы не назвали числительное «семью», там тоже есть ь знак?
(В транскрипции буква Ю имеет два звука [й] [у]).
- Есть ли среди этих им.числительных такое слово, в котором звуков столько же, сколько и букв? (Да. Это числительное семью).
Каллиграфическая минутка.
Закрепление правописания им.числительных.
№273 с.90
- Запишите числительные в два столбика:
а) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, на конце;
б) без мягкого знака
Вывод: у числительных от 5 до 30 на конце пишется ь;
у числительных от 15 до 19 ь не пишется
числительное 11 пишется с нн
После проверки этого задания ученики выполняют самооценку.
Физминутка.
Комплекс упражнений для развития.
Словарная работа.
– Ребята, скажите, пожалуйста, в каком году вы родились?(Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).
- Какое числительное обозначает разряд единиц тысяч?(Тысяча).
- Произнесем его. Какой звук вы услышали после свистящего согласного звука?([и])
- Может быть кто-то знает какой букве на письме будет обозначаться этот звук в этом слове? (Варианты ответов).
- Сегодня мы познакомимся с правописанием еще одного числительного, которое нужно запомнить. Это числительное - ТЫСЯЧА.
- Как будет называться орфограмма? (Непроверяемая гласная Я).
- Подберите однокоренные слова к этому числительному.
- Выполните морфемный анализ. Что значит выполнить морфемный анализ?
(Это значит – разобрать слово по составу).
- А теперь письменно ответьте, используя имена числительные, на вопрос: «В каком году ты родился?» (Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).
- Выделите грамматическую основу.
- Как вы думаете, каким членом предложения будут имена числительные в этом предложении? (Обстоятельством)
- Совершенно верно. Мы это еще не изучали, об этом мы будем говорить на следующем уроке.