Тема: «Культура речи. Правильное употребление имён числительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами»
Цель.Способствовать правильному использованию числительных в устной и письменной речи обучающихся
Развивать умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных
Развивать речевые навыки
Закрепить устойчивые навыки правильного употребления числительных в речи
Воспитывать любовь к слову, стремление к совершенствованию собственной речи
Содержание урока
АОЗ. Проверка дом
3. Мотивация учебной деятельности.
Для чего нам нужно : правильное использование числительных в устной и письменной речи
умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных
развивать речевые навыки
стремиться к совершенствованию собственной речи
для умения правильно излагать свои мысли,
для сдачи экзамена по русскому языку,
для умения аргументировать факты и т.д.
для владения нормами устного и письменного литературного языка
Владение нормами устного и письменного литературного языка называется культурой речи Культура речи
Вывод:всякое нарушение орфоэпических, лексических и грамматическими норм, связанное с искажением строения слов, их произношением и употреблением является отклонением от норм литературного языка.
Неправильное образование форм числительного – основное нарушение грамматической нормы
6. Работа по теме « Имя числительное»
Отличие имени числительного от других частей речи
Работа в тетрадях ( учитель читает слова, ученики записывают в 4 колонки: сущ. прил., числ., глагол)
Распределите данные слова на 4 группы: удвоить, двойка, двойной, второй, тройка, пятидневный, три, удесятерить, восьмёрка, двадцать пять, седьмой, односторонний, сотня,пятилетка, сто, сороковой, тройной, семиборье, пятёрочка, трёхчасовой, десятка, однокомнатный, пятиэтажный, одиннадцать.
Проверка Слайд №5 Проверяю свои знания
Устно. « Кто быстрее?» Я знаю…
1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает:
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.
Говорите правильно, точно, экономно».Для выполнения рекомендаций Лихачёва нужно много трудиться. Итак, сегодняшний урок мы посвятим количественным числительным, произношение и написание которых вызывает у учащихся затруднения. Материал работы на уроке взят из тренировочных тестов по русскому языку для сдачи ЕГЭ.
Сопровождающие вопросы :
1) Особенности написания числительных от 5 до 20 и 30.
2) От 50 до 80.
3) от 500 до 900.
4) 40 90 100.
Сложное числительное 80. Письменно просклонять в тетрадях
И. п.
Восемьдесят рублей
Р.п.
Восьмидесяти рублей
Д.п.
Восьмидесяти рублям
В.п.
Восемьдесят рублей
Т.п.
Восьмьюдесятью восемьюдесятью рублями
П.п.
О в осьмидесяти рублях
Вывод
У сложных числительных склоняются обе части
Числительное 853
Задание 2. Запишите числительные в Т. П.Р. падежах в исправленном виде.
Т.п.
Восьмьюстами пятьюдесятью тремя
П.п.
О восьмистах пятидесяти трёх
Р.п.
Восьмисот пятидесяти трёх
учимся говорить правильно Устно
Он жалеет о потерянных пятистах девяноста рублях.
Командир с семьюдесятью солдатами отправился на поиски ребенка.
У меня был кошелек с восьмьюстами рублями.
Мы проехали около пятисот километров.
В книге около ста страниц
Вывод: у составных количественных числительных склоняются все части
Наибольшее количество ошибок многие учащиеся допускают при использовании собирательных ошибок. Давайте обратим внимание на слайд
Повторяем употребление собирательных числительных
Запомните,
им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных, употребляются только с целыми числительными.
Особенности склонения собирательных числительных двое, трое, четверо
Двое мужчин малышей бельчат ворот двоемашинистов ( разговорный стиль), зайчат, ножниц
Трое учеников,, саней
Четверо друзей, котят, детей
Тренируемся в тетрадях письменно
В семье старого охотника было ( четыре сына – четверо сыновей). 2 варианта возможны
Радостно встретились после разлуки (два - двое) друзей. 2варианта возможны 3)Буря не утихала в течение (– троих) суток. 4)Трое приехали в Сочи. 5) Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях. 6)Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.
Найди строчку, в которой всесобирательные числительные:
а) пятнадцать, три вторых, семеро;
б) двое, три, четверо
в) трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б) пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собиратель-
ного числительного с существительным:
а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое фигуристок.
4. Найди ошибку в употреблении числи-
тельных оба / обе:
а) на обоих журналах;
б) на обоих катках;
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.Иван Сергеевич Тургенев