- Тема: «Культура речи. Правильное употребление имён числительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами»
- Цель.Способствовать правильному использованию числительных в устной и письменной речи обучающихся
- Развивать умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных
- Развивать речевые навыки
- Закрепить устойчивые навыки правильного употребления числительных в речи
- Воспитывать любовь к слову, стремление к совершенствованию собственной речи
- Содержание урока
- АОЗ. Проверка дом
- 3. Мотивация учебной деятельности.
- Для чего нам нужно : правильное использование числительных в устной и письменной речи
- умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных
- развивать речевые навыки
- стремиться к совершенствованию собственной речи
- для умения правильно излагать свои мысли,
- для сдачи экзамена по русскому языку,
- для умения аргументировать факты и т.д.
- для владения нормами устного и письменного литературного языка
- Владение нормами устного и письменного литературного языка называется культурой речи Культура речи
- Вывод: всякое нарушение орфоэпических, лексических и грамматическими норм, связанное с искажением строения слов, их произношением и употреблением является отклонением от норм литературного языка.
- Неправильное образование форм числительного – основное нарушение грамматической нормы
- 6. Работа по теме « Имя числительное»
- Отличие имени числительного от других частей речи
- Работа в тетрадях ( учитель читает слова, ученики записывают в 4 колонки: сущ. прил., числ., глагол)
- Распределите данные слова на 4 группы: удвоить, двойка, двойной, второй, тройка, пятидневный, три, удесятерить, восьмёрка, двадцать пять, седьмой, односторонний, сотня,пятилетка, сто, сороковой, тройной, семиборье, пятёрочка, трёхчасовой, десятка, однокомнатный, пятиэтажный, одиннадцать.
- Проверка Слайд №5 Проверяю свои знания
- Устно. « Кто быстрее?» Я знаю…
- 1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает:
- а) количество предметов;
- б) качество предметов;
- в) признак предметов
- 2.Имена числительные бывают:
- а) качественные и беспорядочные;
- б) количественные и порядковые;
- в) суммарные и результативные.
- 3. Имена числительные, обозначающие целые числа:
- а) не изменяются по падежам;
- б) изменяются по падежам.
- 4У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются:
- а) все слова, из которых оно состоит;
- б) не все слова, из которых оно состоит.
- 5. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются (найдите неверное утверждение):
- а) по падежам;
- б) числам;
- в) временам;
- г) родам.
- 6.Выберите варианты ответов с количественными числительными:
- а) седьмой ученик; б) трое друзей; в) три дома; г) двадцать пять страниц; д) четырнадцать.
- 7.В каких из числительных в середине пишется ь:
- а) 60, б) 16, в) 700; г) 18; д) 800?
- 7.Культура речи
- Правильное употребление количественных имён числительных.
- Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.
- Говорите правильно, точно, экономно».Для выполнения рекомендаций Лихачёва нужно много трудиться. Итак, сегодняшний урок мы посвятим количественным числительным, произношение и написание которых вызывает у учащихся затруднения. Материал работы на уроке взят из тренировочных тестов по русскому языку для сдачи ЕГЭ.
- Сопровождающие вопросы :
- 1) Особенности написания числительных от 5 до 20 и 30.
- 2) От 50 до 80.
- 3) от 500 до 900.
- 4) 40 90 100.
- Сложное числительное 80. Письменно просклонять в тетрадях
- И. п.
- Восемьдесят рублей
- Р.п.
- Восьмидесяти рублей
- Д.п.
- Восьмидесяти рублям
- В.п.
- Восемьдесят рублей
- Т.п.
- Восьмьюдесятью восемьюдесятью рублями
- П.п.
- О в осьмидесяти рублях
- Вывод
- У сложных числительных склоняются обе части
- Числительное 853
- Задание 2. Запишите числительные в Т. П.Р. падежах в исправленном виде.
- Т.п.
- Восьмьюстами пятьюдесятью тремя
- П.п.
- О восьмистах пятидесяти трёх
- Р.п.
- Восьмисот пятидесяти трёх
- учимся говорить правильно Устно
- Он жалеет о потерянных пятистах девяноста рублях.
- Командир с семьюдесятью солдатами отправился на поиски ребенка.
- У меня был кошелек с восьмьюстами рублями.
- Мы проехали около пятисот километров.
- В книге около ста страниц
- Вывод: у составных количественных числительных склоняются все части
- Грамматические ошибки количественных собирательных числительных
- Слайд № 12
- Наибольшее количество ошибок многие учащиеся допускают при использовании собирательных ошибок. Давайте обратим внимание на слайд
- Повторяем употребление собирательных числительных
- Запомните,
- им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных, употребляются только с целыми числительными.
- Особенности склонения собирательных числительных двое, трое, четверо
- Двое мужчин малышей бельчат ворот двоемашинистов ( разговорный стиль), зайчат, ножниц
- Трое учеников,, саней
- Четверо друзей, котят, детей
- Тренируемся в тетрадях письменно
- В семье старого охотника было ( четыре сына – четверо сыновей). 2 варианта возможны
- Радостно встретились после разлуки (два - двое) друзей. 2варианта возможны 3)Буря не утихала в течение (– троих) суток. 4)Трое приехали в Сочи. 5) Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях. 6)Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.
- Найди строчку, в которой всесобирательные числительные:
- а) пятнадцать, три вторых, семеро;
- б) двое, три, четверо
- в) трое, шестеро, семеро.
- 2. Найди ошибку:
- а) семеро козлят;
- б) пятеро девчат;
- в) четверо друзей.
- 3. Найди правильное сочетание собиратель-
- ного числительного с существительным:
- а) двое подруг;
- б) двое котят;
- в) двое фигуристок.
- 4. Найди ошибку в употреблении числи-
- тельных оба / обе:
- а) на обоих журналах;
- б) на обоих катках;
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Иван Сергеевич Тургенев