Технологическая карта урока
Класс: 6 класс
УМК: учебник « Русский язык. Практика.» под редакцией В.В. Бабайцевой
Тема урока: "Имя числительное: особенности правописания и употребления в речи"
Тип урока: совершенствование умений и навыков
Форма урока: урок-практикум
Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки с дифференцированным заданием , интерактивная доска
Цели урока:
Деятельностные: совершенствовать навыки нахождения имен числительных среди других частей речи, повторить правила склонения и правописания числительных, закрепить изученные теоретические сведения об этой части речи, показать роль числительных в речи
Образовательные: сформировать представление об имени числительном как части речи, его грамматических признаках и роли в речи. Попутно вспомнить изученные правила орфографии и пунктуации.
Способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.
Воспитательные: прививать духовные ценности(любовь к Родине, родному городу, осознание себя гражданином страны на краеведческом материале к уроку)
Формировать УУД:
Личностные: идентифицировать себя с принадлежностью к истории своего города, своей страны. выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: построение высказываний, целеполагание, работа с информацией, построение логических цепочек, умение анализировать языковые явления
ознание себя гражданином страны) на краеведческом дидактическом материале к уроку.
Ход урока:
I. 1. Мотивация к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
= до урока - проверка техники, оформление доски
= начало урока - приветствие, проверка готовности учащихся к уроку,
целевая установка с элементами эвристической ситуации:
= Ребята, на доске записана дата проведения урока. Прочтите ее.
Какую частью речи мы использовали, чтобы назвать дату? (Имя
числительное)
= Сколько минут длится школьный урок? Какой частью речи вы
воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Имя числительное)
= По каким грамматическим признакам мы отличим эту часть речи от
других? (Дети дают определение)
= Итак, определим тему и цели нашего урока: (слайд № 1)
Какие этапы нашей совместной работы вы предлагаете?
Ученики:
1. Повторить изученные теоретические сведения о имени числительном
2 . Отработать навыки нахождения и правописания числительных
3. Повторить попутно другие виды орфограмм и пунктограмм.
Учитель:
= Какой цели вы предполагаете достичь в итоге урока?
Ученики:
Таким образом мы сможем справиться с домашней работой и подготовиться к контрольному диктанту
II Практикум:
= В начале нашей работы оформим тетради. (Запись числа, темы,)
1. Лингвистическая разминка.
Найдите "четвертое лишнее". Обоснуйте свой выбор.
Преодолеть впервые, первоклассный талант, звезда первой величины, изучать по первоисточникам.
Не из трусливого десятка, за десятью замками, шторм в десять баллов, десятое издание
2. Осложненное списывание ( с последующим комментированием: один ученик объясняет у доски, класс - взаимопроверка) Слайд 2
На х..лмах, широких склонах
Ра...положен город мой.
Город ч...дный, подмосковный,
Славен ре... кой кр...сотой.
В голубой лазур... свет...т
Древней Лавры купола,
Здесь история ст...летий
Свою летопись вела.
= НАйдите слово с числовым значением. Какая это часть речи.?
=Перестройте предложение так, чтобы имя существительное с числовым значением стало именем числительным.
3.Проверка домашней работы. С именами числительными вы работали дома. Вам было предложено поисковое задание: найти интересные факты и события, связанные с историей нашего города. (устно)
( индивидуальный опрос (3-4 чел.):один ученик читает - класс находит числительные , классифицирует разряд и состав) Молодцы!
= Какие признаки имени числительного как самостоятельной части речи вы можете назвать? (Дети указывают грамматические, лексические признаки и синтаксическую роль)
4.Синтаксический разбор предложения: ( у доски)
Н...чало городу в середине четырнадцатого века пол...жил Троицкий монастырь. (слайд 3)
= А теперь вспомним правила написания некоторых числительных.
5.Выборочный диктант. Работа с текстом. Послушайте текст .
Фронтальная беседа:
РР = Докажите, что вы прослушали текст? Признаки текста.
= Определите тип и стиль речи, обоснуйте ответ.
= Выпишите словосочетания, в состав которых входят имена числительные (1 ученик у доски)
ТРОИЦКАЯ ОСАДА
В 1610 году польско-литовские войска попытались захватить Троице-Сергиев монастырь. В то время он представлял собой сильную крепость, прикрывавшую дорогу к Москве. Гарнизон крепости насчитывал 2 400 защитников, вооруженные монахи и жители посада и окрестных деревень. Для осады монастыря было направлено до 30 тысяч человек и 60 орудий. За 16 месяцев осады защитники крепости отбили 6 общих штурмов интервентов.
6. Физкультминутка
= Имена числительные окружают нас повсюду. Поэтому очень важно уметь правильно их употреблять в речи. Умеете ли вы это делать без ошибок? ПРоверим!.
7.Употребление числительных в речи. Самостоятельная работа(слайд 4)
Запишите, поставьте числительные в нужном падеже
А знаете ли вы, что?
В географическом отношении наш район лежит в зоне широколиственных лесов, в нем насчитывается до 17 видов деревьев. Растительность представлена 48 видами трав и цветов. В наших лесах водятся лоси ,еноты, лисы,куницы, барсуки, бобры. Имеется учетная запись о 949 особях кабанов.
= Самопроверка (слайд 5) Какие правила склонения имен числительных вы вспомнили, выполняя задание?
III. Итог урока:
= Вот и подошел к концу наш урок. Пора подвести итог нашей работе.
= Вспомним, какие виды заданий мы сегодня выполнили на уроке?
= Отвечали эти задания намеченным вами целям урока?
= Какую практическую пользу вы извлекли для себя из этих упражнений?
IV. Рефлексия
Продолжите фразу : "Сегодня на уроке мне было..."
"Я почувствовал уверенность/неуверенность в..."
"Я думаю, что смогу/не смогу..."
2. Объявление оценок (6-8 оценок)
V. Д/З: повторить правила, порядок морфологического
разбора имени числительного по ОК, упр.530