– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними. Я надеюсь, что вы покажете гостям, как вы умеете работать – Послушайте стихотворение. (Учитель читает стихотворение.) Стихи о весне. С. Маршак. Снег теперь уже не тот- потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, будто раскололи. Всё чернее с каждым днем стёжки и дорожки. И на вербах серебром светятся серёжки. Облака бегут быстрей, небо стало выше. Зачирикал воробей веселей на крыше. - О каком времени года говорятся в стихотворении. (О весне) - По каким признакам вы это узнали? - А какое время года у нас на дворе? (На доске даны слова, многие из которых относятся к теме весна.) - Прочитайте слова. - Распределите слова на группы по определённому признаку. (Эти слова можно разделить на группы по частям речи).март журчит весна восемь пришла тёплый свежий девятый III. Проверить. (На доску учитель вывешивает названия частей речи.)Глагол Имя существительное Имя прилагательное пришла март свежий восемь журчит весна тёплый девятый - К доске пойдут 3 ученика и распределят эти слова на группы. - Расскажите, что обозначает каждая часть речи. - Давайте проверим, правильно ли распределены слова на группы. (Каждое слово проверяем). пришла - что делала? журчит - обозначает действие, отвечает на вопросы что делает? март - вопрос что? весна - обозначает предмет, отвечает на вопрос что? свежий - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? теплый - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? - Почему эти слова никуда не включили? (Мы не знаем, к какой группе их отнести, они не подходят к данным частям речи). - Прочитайте их ещё раз. - Что можно сказать об эти словах? (Эти слова связаны с числами). - Где их мы можем встретить в жизни? (В математике). - Как их можно назвать? (Обобщенно) Стихотворение о числительном. (Эти слова связаны с числами. И в науке они получили название имена числительные). Стихотворение. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты и с числительным будь дружен. - А чтобы подружиться с числительным, нам надо поподробнее узнать о нём. - Мы сегодня будем работать по такому плану и проведем исследовательскую работу. План: Что такое имя числительное? Что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечают имена числительные? Какие бывают числительные? - Придумайте предложения с данными словами на доске. - На какую тему можно составить предложения? (На тему весна) - Ребята, мы употребляли данные числительные в своей речи? (Да). - Что это за слова? Что мы можем сказать о числительных? Что такое имя числительное? - Вывод детей: Имя числительное – это часть речи. - Открываю аншлаг. Имя числительное – это часть речи. - Приведите свои примеры имен числительных. - На первый вопрос плана мы ответили? ( Да) - Обратите внимание на второй вопрос плана. (Учитель читает вопрос.) - Вы составляли красивые предложения о весне. - А какой праздник отмечает вся страна в марте? - Сейчас мы с вами запишем под диктовку предложения на эту праздничную тему. Диктант. Пришёл первый месяц весны. Через три дня наступил праздник. Восьмое марта – Международный Женский день. Миша подарил маме пять роз. Физминутка (для зрения). - На доске написаны эти же предложения. Проверьте, правильно ли вы написали предложения. - Обозначьте орфограммы. (У доски работает один ученик). - Согласны ли вы с мнением…(ученика ). - Найдите имена числительные в этом тексте и над этими словами поставьте букву Ч. (че) Проверка. - Читаем по предложению и находим числительные. - Назовём только имена числительные. - Найдите среди них названия чисел, которые обозначают количество предмета. три пять - А теперь, найдите названия чисел, которые обозначают порядок предметов. При счёте. первый восьмой - Скажите, как можно назвать числительные, которые обозначают количество предметов? Какие они? (Количественные). - А как можно назвать числительные, которые обозначают порядок предметов при счёте? Какие они? (Порядковые). - Что обозначает эта часть речи? - Количество предметов, порядок предметов при счёте. - И как они называются в зависимости от этого? (Количественными, порядковыми). - Приведите примеры. - Составьте предложение с числительными, которые обозначают количество предметов. (т.е. с количественными). В вазе пять гвоздик. - Составьте предложения с числительными, которые обозначают порядок предметов при счёте. (т.е. с порядковыми). Первый космонавт Ю. Гагарин. - На второй вопрос плана мы ответили? (Да) - Если вы были внимательны, то вы заметили, что мы параллельно ответили и на 4 вопрос плана. - Какие бывают имена числительные? Обратимся к 3 вопросу плана. - На какие вопросы отвечают имена числительные? - Найдём в 1 предложении числительное. - Поставьте к нему вопрос. (Какой?, который?). - Найдем во 2 предложении числительные. три- сколько? - Найдём в 3 предложении. восьмое- какое? которое? - Найдем в 4 предложении. пять- сколько? - Так на какие же вопросы отвечают имена числительные? (Какой? Который? Сколько?) (Открываю аншлаг.) - Приведите примеры числительных, которые отвечают на вопрос какой? - Которые отвечают на вопрос сколько? - Ответили мы на третий вопрос плана? - Мы ответили на все вопросы данного плана? - Давайте из наших ответов составим общее правило. Для этого надо будет снова обращать внимание на вопросы плана. (Ребёнок из аншлагов составляет правило.) Имя числительное – часть речи. Обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы какой, который, сколько? Числительные бывают количественные и порядковые. - Правило, которое мы вывели и является научным определением. Давайте прочитаем все хором. - А теперь вернёмся к словам - восемь, девятый. К какой группе мы их отнесём? (К новой группе - имена числительные.) - Какое домашнее задание вы бы хотели получить *** Нарисовать портрет числительного. - Записываем по выбору 1 задание. - Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? - Мы будем отрабатывать знания и умения, которое получили сегодня на уроке. I – II – III – IV - |