kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Употребление причастий в текстах разных стилей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока русского языка "Употребление причастий в текстах разных стилей" (6 класс). Данный урок - урок развития речи с элементами исследовательской деятельности. Форма урока - групповая. Также представлены презентация к уроку и лист критериального оценивания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«критерии»


Практическая направленность

(насколько работа значима в практическом плане?)

Содержание проекта

(соответствие гипотезе, наличие исследования, сделанные выводы)

Качество представления материала

(форма представления, логичность, качество речи)

Коммуникативная направленность

(работа с публикой)

Поведение в группе, умение сотрудничать

Научный стиль







Художественный стиль







Деловой стиль







Публицистический стиль







Разговорный стиль









0 баллов – не соответствует

1 балл – имеются недостатки

2 балла – полностью соответствует





8-10 баллов – высокий уровень

5-7 баллов – средний уровень

3-4 балла – низкий уровень

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта


Предмет: русский язык

Класс: 6

Учитель: Иванова Полина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 6»

Тип урока: урок развития речи с элементами исследовательской деятельности

УМК: под ред. М.М. Разумовской


Тема

Употребление причастий в текстах разных стилей

Цель

Определение роли причастий в текстах разных стилей

Задачи

Развивать навыки нахождения причастий в текстах разных стилей;

Формировать умения проводить исследовательскую работу;

Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать суждения, делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к слову.

Формируемые УУД

Личностные: формирование гражданской позиции обучающихся

Регулятивные: постановка целей, планирование своей деятельности, контроль, самооценка

Познавательные: выдвижение гипотезы и ее обоснование, анализ языковых единиц, построение логической цепочки рассуждения.

Коммуникативные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Основные понятия

«стили речи», «причастие»

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


- учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской, компьютерная презентация.

- тексты различных стилей, лист критериального оценивания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Вступительное слово учителя. Учитель сообщает, что ученики будут продолжать проводить на уроке исследование.

- Как понимаете значение слова исследование? Подберите синонимы и попробуйте дать толкование значения.

Исследование – изыскание, разыскание, поиск.

Исследование – изучение, анализ какого-либо явления с целью получения нового знания.

Включение учащихся в деятельность.

Класс заранее разбит на 5 групп.



Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

  • Тема сегодняшнего урока – «Употребление причастий в текстах разных стилей». Назовите ключевые слова темы.

  • Вспомните, что такое причастие.

  • Найдите причастия в тексте (слайд 2)

  • Разбейте причастия на 2 группы по выбранному вами критерию

  • Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните выбор

- Вспомним стили речи и их основные понятия


Учащиеся называют ключевые слова темы: «стили речи», «причастие».




Работа над текстом (см. слайд 2)






Выступление группы (слайд 3, 4)



Познавательные: анализ языковых единиц, структурирование знаний

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками


III. Постановка цели урока


Какой цели на уроке планирует достигнуть ваша группа?

Группы обсуждают, высказывают единое мнение.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: взаимодействие в группе

IV. Выдвижение гипотезы

Учитель просит обучающихся выдвинуть гипотезу: в каком стиле речи чаще всего употребляется причастие и с какой целью?

Обучающиеся выдвигают гипотезу, исходя из ранее проведенных мини-исследований.

Чаще всего причастия употребляются в художественном стиле (8-10% от все слов), затем – в научном (4-6% от всех слов), далее в публицистическом и официально-деловом (2,5-3% от всех слов)

Познавательные: выдвижение гипотезы

V. Анализ критериев оценки и самооценки

Учитель предлагает учащимся критерии оценки и самооценки. Предлагает их обсудить

Учащиеся знакомятся с критериальным листом. Проходит обсуждение критериев с целью единства понятий

(слайд №7)


Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Регулятивные: внесение дополнительных изменений и корректив в случае расхождения с представлением о данном объекте

VI. Проведение исследования

Учитель предлагает группа учащихся выступить со своим подготовленным исследованием по плану:

  1. Гипотеза

  2. Представление материала исследования

  3. Анализ материала исследования

  4. Вывод

Выступление групп учащихся:

1гр. – художественный стиль

2 гр. – научный стиль

3 гр. – публицистический стиль

4 гр. – официально-деловой стиль

(слайды № 8-13)

Вопросы, корректировка материала

Личностные: формирование гражданской позиции обучающихся на примерах текстов нравственно-этического содержания

Регулятивные: составление плана и последовательность действий

Познавательные: выдвижение гипотезы и ее обоснование, анализ языковых единиц, построение логической цепочки рассуждения, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VII.Самооценка и оценка работы групп по критериям

Учитель предлагает каждой группе провести самооценку собственной работы. Группе аналитиков – оценку работы каждой группы.

Учитель предлагает выступить группе аналитиков. Затем – каждой группе выступить с самооценкой, опираясь на только что услышанную оценку своей работы

Проведение оценки и самооценки. Обсуждение.


Регулятивные: оценивание своей деятельности, деятельности других, осознание того, что усвоено, над чем стоит поработать.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


VIII Обобщение


Учитель предлагает группе аналитиков подвести итог урока, подтвердив или опровергнув гипотезу

Учащиеся делают вывод: гипотеза частично подтверждена: меньше всего причастий в публицистическом и официально-деловом стиле. Для того чтобы выяснить, в каком стиле (художественном или научном) чаще всего употребляются причастия, нужно продолжить исследовательскую работу.

Но на сегодняшнем уроке мы подтвердили, что причастия в текстах употребляются в основном для образности, они помогают эмоционально-эстетически воздействовать на читателя (художественный стиль) и для выделения того или иного предмета и логического уточнения (научный стиль). В разговорном стиле причастия практически не употребляются.

Познавательные: формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем поискового характер.

Регулятивные: умение ориентироваться в нестандартной ситуации, планировать дальнейшую деятельности для решение поставленной задачи

IX. Рефлексия


Учитель предлагает группам оценить результаты своей работы в соответствии с поставленными целями.


Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы (на выбор):

Обсуждение в группе, высказывание общего мнения.



Учащиеся отвечают лично.

Коммуникативные: умение сотрудничать в группе, приходить к всеобщему мнению; владение монологической речью.

Регулятивные: самооценка

X. Д/з.

Подготовить алгоритм «Как я работал (работала) над проектом».

Учащиеся вспоминают, что такое «алгоритм», записывают задание в дневник

Познавательные: актуализация понятия «алгоритм»

XI Завершение урока

Учитель благодарит учащихся на урок. Завершает урок высказыванием Г. Лессинга.










Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Употребление причастий в текстах разных стилей Иванова П.А., учитель русского языка и литературы

Употребление причастий в текстах разных стилей

Иванова П.А.,

учитель русского языка и литературы

Найдите причастия   Не умолкая, шумел прилив.  2. Набегали гр ..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла.  4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу

Найдите причастия

  • Не умолкая, шумел прилив.

2. Набегали гр ..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса.

3. Но вот буря стихла.

4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда.

5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу

Стили речи

Стили речи

Основные задачи каждого стиля речи Стили речи Сфера общения 1. Разговорный Цель общения В быту 2.Художественный Художественное творчество Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями 3. Публицистический 4.Официально-деловой Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов Агитационно-массовая деятельность, СМИ Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой Воздействовать на мысли и чувства через призыв 5.Научный Сообщение и передача официально-деловой информации Научная деятельность Передача и сообщение научной информации

Основные задачи каждого стиля речи

Стили речи

Сфера общения

1. Разговорный

Цель общения

В быту

2.Художественный

Художественное творчество

Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями

3. Публицистический

4.Официально-деловой

Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов

Агитационно-массовая деятельность, СМИ

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Воздействовать на мысли и чувства через призыв

5.Научный

Сообщение и передача официально-деловой информации

Научная деятельность

Передача и сообщение научной информации

Какой цели мы хотим достигнуть? ГИПОТЕЗА - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения.

Какой цели мы хотим достигнуть?

ГИПОТЕЗА - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения.

Гипотеза

Гипотеза

  • Художественный стиль ( 8-10%)
  • Научный стиль ( 4-6%)
  • Публицистический стиль и деловой стиль (2,5 -3%)
Практическая направленность (насколько работа значима в практическом плане?) Научный стиль Содержание проекта (соответствие гипотезе, наличие исследования, сделанные выводы) Художественный стиль Качество представления материала (форма представления, логичность, качество речи) Деловой стиль Публицистический стиль Коммуникативная направленность (работа с публикой) Разговорный стиль Поведение в группе, умение сотрудничать   0 баллов – не соответствует 1 балл – имеются недостатки 2 балла – полностью соответствует     8-10 баллов – высокий уровень 5-7 баллов – средний уровень 3-4 балла – низкий уровень

Практическая направленность

(насколько работа значима в практическом плане?)

Научный стиль

Содержание проекта

(соответствие гипотезе, наличие исследования, сделанные выводы)

Художественный стиль

Качество представления материала

(форма представления, логичность, качество речи)

Деловой стиль

Публицистический стиль

Коммуникативная направленность

(работа с публикой)

Разговорный стиль

Поведение в группе, умение сотрудничать

 

0 баллов – не соответствует

1 балл – имеются недостатки

2 балла – полностью соответствует

 

 

8-10 баллов – высокий уровень

5-7 баллов – средний уровень

3-4 балла – низкий уровень

Нина Стручкова  Нет, мы не пострадали от войны,  Мы родились спустя десятилетье.  Но, без отцов воспитанные дети,  Не ищем в том родительской вины.   А вот солдат, упавший вниз лицом,  Он мог в живых, наверное, остаться,  И матери моей в мужья достаться,  И был бы замечательным отцом.   Душевным ранам долго не зажить,  Болеть неутихающею болью.  Неразделенной, горькою любовью  Вскормленные, мы долго будем жить.   Мы, может быть, и были рождены  Из ненависти к тем, кто убивает.  Война — такое зло, что не бывает  Совсем не пострадавших от войны.

Нина Стручкова

Нет, мы не пострадали от войны, Мы родились спустя десятилетье. Но, без отцов воспитанные дети, Не ищем в том родительской вины. А вот солдат, упавший вниз лицом, Он мог в живых, наверное, остаться, И матери моей в мужья достаться, И был бы замечательным отцом. Душевным ранам долго не зажить, Болеть неутихающею болью. Неразделенной, горькою любовью Вскормленные, мы долго будем жить. Мы, может быть, и были рождены Из ненависти к тем, кто убивает. Война — такое зло, что не бывает Совсем не пострадавших от войны.

Практическая направленность (насколько работа значима в практическом плане?) Научный стиль Содержание проекта (соответствие гипотезе, наличие исследования, сделанные выводы) Художественный стиль Качество представления материала (форма представления, логичность, качество речи) Деловой стиль Публицистический стиль Коммуникативная направленность (работа с публикой) Разговорный стиль Поведение в группе, умение сотрудничать   0 баллов – не соответствует 1 балл – имеются недостатки 2 балла – полностью соответствует     8-10 баллов – высокий уровень 5-7 баллов – средний уровень 3-4 балла – низкий уровень

Практическая направленность

(насколько работа значима в практическом плане?)

Научный стиль

Содержание проекта

(соответствие гипотезе, наличие исследования, сделанные выводы)

Художественный стиль

Качество представления материала

(форма представления, логичность, качество речи)

Деловой стиль

Публицистический стиль

Коммуникативная направленность

(работа с публикой)

Разговорный стиль

Поведение в группе, умение сотрудничать

 

0 баллов – не соответствует

1 балл – имеются недостатки

2 балла – полностью соответствует

 

 

8-10 баллов – высокий уровень

5-7 баллов – средний уровень

3-4 балла – низкий уровень

Гипотеза

Гипотеза

  • Художественный стиль ( 8-10%)
  • Научный стиль ( 4-6%)
  • Публицистический стиль и деловой стиль (2,5 -3%)
Домашнее задание: составить алгоритм «Как я работал(а) над проектом».

Домашнее задание: составить алгоритм «Как я работал(а) над проектом».

Г.Э. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Г.Э. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Употребление причастий в текстах разных стилей"

Автор: Иванова Полина Анатольевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Среднесрочное планирование по русскому языку . "
    ["seo_title"] => string(52) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-1"
    ["file_id"] => string(6) "125802"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415048804"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока с презентацией по русскому языку 6 класс Употребление причастий в текстах разных стилей "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-russkomu-iazyku-6-klass-upotrieblieniie-prichastii-v-tiekstakh-raznykh-stiliei"
    ["file_id"] => string(6) "246856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446467139"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства