Рабочая программа
по предмету (прикладной курс)
«Сложные вопросы русского языка»
10 класс
1 часа в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень),5-9 классы
Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Национальному Тестированию.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку, подготовке к Единому Национальному Тестированию.
Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, чтобы была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Сложные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
На изучение предмета «Сложные вопросы русского языка» в 10 классе отводится 34 часа.
Литература
Для учащихся
1) «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010.
2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс. Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;
3) Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;
4) Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9 классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;
5) Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;
Для учителя
1) Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
2) Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.: Русское слово,2004.
3) Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
4) Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
5) Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн. Пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. Профиля / А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий. – М.: просвещение, 2006.
10 класс (34 часа)
Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.
Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Календарно-тематическое планирование
10 класс.
№
Тема урока
К-во часов
Элементы содержания
Дата проведения
1
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
1
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение.
2
Лексическое значение слова.
1
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).
3
Употребление фразеологизмов, их роль в речи.
1
Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
4
Стили и функциональные типы речи.
1
Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи.
5
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста.
6
Переносное значение слова, тропы.
2
Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте.
7
Образование слов, способы словообразования.
1
Образование слов в русском языке, основные способы образования слов.
8.
Словообразование и орфография.
1
Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
9.
Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов»
1
Выполнение тестовых заданий
10
Морфологический анализ слова.
1
Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.
11
Морфологические нормы.
2
Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений
3 лица после предлога.
12
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию.
13
Морфология и орфография.
1
Морфологический принцип русской орфографии.
14
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
2
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
15.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
2
Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися.
16
Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»
1
Выполнение заданий типа А12.
17
Правописание НЕ с разными частями речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
18.
Правописание НЕ с разными частями речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.
19.
Тест «Правописание НЕ с разными частями речи»
1
Выполнение тестовых заданий
20.
Частицы НЕ и НИ.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
21.
Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».
1
Выполнение тестовых заданий.
22
Правописание служебных частей речи.
2
Выполнение тестовых заданий по теме.
23.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
1
Выполнение тестовых заданий по теме.
24
Знаки препинания в простом осложнённом предложении или сложном предложении
2
Синтаксический анализ предложений. Тестовые задания.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
25
Вводные слова и вставные конструкции
1
Синтаксический анализ предложений. Тестовые задания
Виды предложений по наличию главных членов Простое осложнённое предложение
2
Разбор словосочетаний
26
Сложное предложение
1
Комплексный анализ текста.