Программа элективного курса «Трудные вопросы русской орфографии» предполагает углубленное изучение орфографии и формирование орфографических навыков учащихся, ориентирует на гуманитарный профиль.
Курс имеет практическую направленность, его задача – дать теоретические знания и практические навыки по трудным вопросам орфографии.
Внутренняя логика элективного курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик, тематика которых связана с основной идеей занятия.
Цели и задачи курса:
Формирование навыков осмысления и усвоения теоретических правил русской на основе «орфографических» принципов.
Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками при изучении трудных вопросов орфографии.
Выработка основных умений и навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов (трудных орфограмм).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский . в составлении программы использованы : УМК «Контрольные и проверочные работы по русскому языку», авт.составитель Е.А.Влодавская, «Самостоятельные работы по русскому языкудля 7 класса». авт.составитель Г.К. Лидман-Орлова.
Занятия предусматривают углубленное знакомство с самостоятельными (причастие, деепричастие, наречие), служебными частями речи, , их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов различных стилей.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
— составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание курса.
Повторение изученного в 5-6 кл.(5 ч.)
I Повторение пройденного о глаголе, прилагательном в V и VI классах. Повторение трудных орфограмм (о-ё после шипящих, ь после шипящих. Орфограммы прилагательных и глагола).
Причастие (5ч)
Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Деепричастие (2ч)
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Роль деепричастий в тексте. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие (1ч)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Роль наречий в тексте.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Предлог (1 ч)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Союз (1 ч)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Частица (1 ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Итоговое занятие.(1 ч)
Контрольная работа (тест).
Материально-техническое обеспечение
1.Контрольные и проверочные работы по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык.7 класс».Е.А.Влодавская.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.
2.Самостоятельные работы для учащихся по русскому языку в 7 классе. Кн. для учителя. Сост. Г.К.Лидман-Орлова.- М.: Просвещени
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении « Русский язык и литература »
Протокол №___от ______________________
______________________________________
Утверждаю:
Приказ №____от_______________________
Директор ___________________Т.П.Шестакова
Рабочая программа
Трудный русский. Электив.
(7 класс)
Составитель:
Борисова Ирина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
с.Кемля
2014г.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Трудные вопросы русской орфографии» предполагает углубленное изучение орфографии и формирование орфографических навыков учащихся, ориентирует на гуманитарный профиль.
Курс имеет практическую направленность, его задача – дать теоретические знания и практические навыки по трудным вопросам орфографии.
Внутренняя логика элективного курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик, тематика которых связана с основной идеей занятия.
Цели и задачи курса:
Формирование навыков осмысления и усвоения теоретических правил русской на основе «орфографических» принципов.
Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками при изучении трудных вопросов орфографии.
Выработка основных умений и навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов (трудных орфограмм).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский . в составлении программы использованы : УМК «Контрольные и проверочные работы по русскому языку», авт.составитель Е.А.Влодавская, «Самостоятельные работы по русскому языкудля 7 класса». авт.составитель Г.К. Лидман-Орлова.
Занятия предусматривают углубленное знакомство с самостоятельными (причастие, деепричастие, наречие), служебными частями речи, , их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов различных стилей.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Тематическое планирование по дисциплине «Трудный русский».
№ п.п.
Наименование разделов и тем.
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Теоретическое обучение, ч.
Контрольные работы, ч.
Лабораторные и практические работы,ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа,ч.
1
Повторение орфограмм, изученных в 5-6 кл.
5
5
-
2
Причастие
5
4
1
3
Деепричастие
2
2
-
4
Наречие
1
1
-
5
Предлоги
1
1
-
6
Союзы
1
1
-
7
Частицы
1
1
-
8
Итоговое повторение
1
-
1
9
Итого
17
15
2
Содержание курса.
Повторение изученного в 5-6 кл.(5 ч.)
I Повторение пройденного о глаголе, прилагательном в V и VI классах. Повторение трудных орфограмм (о-ё после шипящих, ь после шипящих. Орфограммы прилагательных и глагола).
Причастие (5ч)
Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Деепричастие (2ч)
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Роль деепричастий в тексте. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие (1ч)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Роль наречий в тексте.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Предлог (1 ч)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Союз (1 ч)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Частица (1 ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Итоговое занятие.(1 ч)
Контрольная работа (тест).
Календарно - тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Лабораторные и практические работы,ч
Контрольная работа, ч
Самостоятельная работа, ч
Дата проведения планируемая
Дата пров фактическая едения
1
Повторение орфограмм, изученных в 5-6 классе.
5
-
1.1
Орфограммы корня
1
1.2
О-Ё после шипящих в разных морфемах
1
1.3
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
1
1.4
Орфограммы прилагательных.
1
1.5
Орфограммы глагола.
1
2.
Причастие.
5
1
2.1
Отличие причастий от прилагательных.
1
2.2
Окончания причастий
1
2.3
Действительные и страдательные причастия. Орфограммы в суффиксах причастий.
1
2.4
Не с причастиями. Причастный оборот.
1
2.5
Проверочная работа по теме «Причастие». Тест.
1
3.
Деепричастие.
2
3.1
Отличие деепричастий от других частей речи. Образование деепричастий и употребление их в речи.
1
3.2
Деепричастные обороты. Не с деепричастиями.
1
4
Наречие.
1
4.1
Отличие наречий от других частей речи. Трудные случаи написания наречий.
1
5.
Предлоги.
1
5.1
Написание производных предлогов.
1
6.
Союзы.
1
6.1
Написание союзов и их роль в тексте.
1
7.
Частицы.
1
7.1
Роль частиц в речи. Их отличие от омонимичных частей речи.
1
8.
Итоговое повторение.
1
8.1
Контрольная работа.
Материально-техническое обеспечение
1.Контрольные и проверочные работы по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык.7 класс».Е.А.Влодавская.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.
2.Самостоятельные работы для учащихся по русскому языку в 7 классе. Кн. для учителя. Сост. Г.К.Лидман-Орлова.- М.: Просвещени