План-конспект урока
Составила Мосалёва Антонина Васильевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Сош №7» г. Краснокаменска Забайкальского края
Класс: 6 В
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – ООО «Дрофа», 2013.
Название раздела, темы: Причастие. Употребление причастий в речи.
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения определять роль причастий в речи, прямое и переносное значения причастий, повторения пунктуационных и орфографических правил и норм, их оформление при записи.
Планируемые результаты:
предметные: систематизируют знания о причастии; отрабатывают умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определяют роль причастий в художественном и научном текстах;
личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила сотрудничества; организуют исследовательскую деятельность;
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, подбирают примеров аргументы для подтверждения собственной точки зрения, строят речевое высказывание в форме рассуждения: развивают мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и систематизация). Развивают логическое мышление, обогащают словарный запас; формируют интерес к русскому языку как к учебному предмету; расширяют кругозор;
регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою деятельность; оценивают уровень владения учебным действием;
коммуникативные УУД: планируют сотрудничество с учителем и сверстниками в группе, соблюдают правила речевого поведения, с достаточной полнотой выражают мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, воспитывают доброжелательное отношение друг к другу;
метапредметные УУД: организуют исследовательскую и проектную работу, выбирают главную информации в тексте, объясняют и аргументируют собственную точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация учащихся.
Межпредметные связи: литература, география, математика, история.
Тема: Употребление причастий в речи
Цель урока: подвести итог изучения причастий, в результате проектно - исследовательской работы определить роль причастий в текстах научного и художественного стилей.
Планируемые результаты:
предметные: систематизируют знания о причастии; отрабатывают умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определяют роль причастий в художественном и научном текстах;
личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила сотрудничества; организуют исследовательскую деятельность;
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, подбирают примеров аргументы для подтверждения собственной точки зрения, строят речевое высказывание в форме рассуждения: развивают мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и систематизация). Развивают логическое мышление, обогащают словарный запас; формируют интерес к русскому языку как к учебному предмету; расширяют кругозор;
регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою деятельность; оценивают уровень владения учебным действием;
коммуникативные УУД: планируют сотрудничество с учителем и сверстниками в группе, соблюдают правила речевого поведения, с достаточной полнотой выражают мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, воспитывают доброжелательное отношение друг к другу;
метапредметные УУД: организуют исследовательскую и проектную работу, выбирают главную информации в тексте, объясняют и аргументируют собственную точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент. Создание проблемной ситуации
«Что-то не так?»
На слайде предложения с грамматическими ошибками, связанными с употреблениями причастий
1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне –появившиеся на деревьях почки …
2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер – пассажиры, ожидающие посадки …
3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме – поднявшаяся в доме …
4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их – увидевшие красоты …
- Мы исправили грамматические ошибки в предложениях с причастными оборотами.
II. Вступительное слово учителя. Социоконструкция.
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
Итак, тема сегодняшнего урока – «Употребление причастий в речи».
Русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным школьным предметам. Сегодня на уроке у вас будет особое расписание. А какое, вы узнаете, отгадав по описанию, о каком школьном предмете идёт речь. Вам необходимо заполнить «Расписание уроков». Будьте внимательны!
Словарная работа. Афиширование.
царица наук, книга природы написана на её языке, в ней нет символов для неясных мыслей (математика)
ничто так не помогает повторять /эту науку/, как извержения вулканов и землетрясения. .
(география)
….служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. (литература)
Сквозь волшебный прибор
Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы…
Н.Заболоцкий (биология)
… - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Марк Туллий Цицерон (история)
В результате словарной работы появилось расписание:
Математика
География
Литература
Биология
История
- Что общего между названиями школьных предметов? А какой предмет наукой назвать нельзя? Почему?
- А как же нам соединить тему урока и названия предметов? С текстами каких стилей мы будем работать?
Постановка целей:
грамматически и орфографически верно употреблять причастия в речи на наших «уроках»
определить роль причастий и в научном, и в художественных стилях речи
с какими орфограммами будем работать?
Актуализация. Ребята, дома вы занимались исследованием роли причастий в разных науках. А кто же такой исследователь? Какими качествами обладает? Я надеюсь, что и вы сегодня на уроке проявите лучшие свои качества, ведь вы не просто работаете, вы работаете в команде.
V. Первый урок: Математика. Социализация.
Задача группы: Определить, часто ли в математике употребляются причастия.
1) Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. Роджер Бэкон
- Найдите причастия, объясните их написание.
2)Развитие речи. Дать определение понятию, используя причастный оборот.
Попытайтесь сформулировать определения следующих математических понятий :
Сложение
Треугольник
Дробь
Уравнение
Выступление участников группы:
А) Задание классу: выписать причастия, объяснить их написание.
Б) индивидуальное задание: Дробь ? число … состоящее из частей единицы… нецелое число.
3)Подведение итогов:
- Какие причастия выписали? Объясните.
- Какую роль играют причастия в математических определениях ? (уточняющий смысл)
- Какое место в предложениях научного стиля занимает ПО?
Физминутка
Урок ГЕОГРАФИИ. Социализация.
1)Орфографическая и синтаксическая разминка: (индивидуальная работа)
Г…ограф_я самая г..роич_ская и самая по_тич_ская из всех наук наука о (З,з)емле и человеке живущ_м на ней. Проверка, объяснение орфограмм и пунктограмм.
2)Словарная работа: Какие ещё слова с ГЕО- вы знаете? (гео – относящийся к земле)
- Кто поработал с толковым словарём? (Геология, геоботаника, геодезия, геолог)
3)Исследование группы: Как часто употребляются причастия в параграфах учебника? Цифровой диктант: 1- действительные, 2- страдательные:
- Какие причастия называются действительными, а какие – страдательными?
Расположен, регистрирующий, определённым, растворённого, сопровождающий, расположенные, потухшими, извергавшиеся, являющуюся, считавшиеся, образующиеся, вызывающие
4)Проверь себя! (СЛАЙД)
Проверка: 2, 1, 2, 2,1,2,1,1,1,1,1,1
5) Работа с эпитетами (развитие речи +словарная работа)
- Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно вспомнить, что такое эпитет?
- Любое ли прилагательное или причастие может быть эпитетом?
География – наука о Земле, обо всём, что на ней находится и окружает нас. Ваша задача: по эпитетам-причастиям догадаться, о каком природном явлении идёт речь (распечатки на столах) работают группой.
Ветер- бешеный, неукротимый, колющий, леденящий, обжигающий, освежающий.
Озеро - волнующееся, заснувшее, играющее
Ручей - бурлящий, гремящий, дремлющий, студёный, всклокоченный, пересохший
Туман- непроницаемый, ползущий.
Небо- необъятное, раскалённое, заплаканное, притихшее, окоченевшее.
- Все ли перечисленные слова причастия? Чем отличается причастие от отглагольного прилагательного?
6) Вспомним морфологические признаки причастий (распечатки):
- К определяемому слову ВЕТЕР подберите из списка эпитетов отглагольное прилагательное и страдательное причастие настоящего времени. Эти слова являются синонимами. Записать полученное словосочетание (бешеный, неукротимый ветер)
- К определяемому слову ОЗЕРО подберите действительное причастие прошедшего времени (заснувшее озеро)
- К определяемому слову РУЧЕЙ подберите отглагольное прилагательное (студёный ручей)
- К определяемому слову ТУМАН подберите действительное причастие настоящего времени (ползущий туман)
- К определяемому слову НЕБО подберите действительное причастие прошедшего времени, имеющее два суффикса (окоченевшее небо)
7)Проверка, корректировка задания.
- Какую роль играют причастия в такой науке, как география?(признак предмета по действию, средств выразительности)
- Какое место по отношению к определяемому слову занимает причастный оборот в текстах научного стиля? (после определяемого слова)
8) Развитие речи. Создание собственного текста.
Используя полученные словосочетания, составьте небольшой текст художественного стиля, пока звучит музыка (Чайковский «Времена года. Октябрь» )
Чтение написанных миниатюр.
- Тексты какого стиля вы читали? Значит следующий урок …
Урок Литературы. Разрыв.
- Вы сейчас читали тексты какого стиля? Какова цель создания текста художественного стиля? (создание картины, образа)
1) История причастий в литературе. Исследование (презентация: Бахтина К., Будник Т.)
2) Исследование проводили на примере текстов стихотворений М.Ю.Лермонтова. А почему именно Лермонтова? Что вы знаете о Лермонтове – поэте?
А) «К другу» (взлелеянный, не пленён, заглохшие, разлучены – передают настроение поэта, его состояние одиночества)
Б) «Синие горы Кавказа» (восходящего солнца; дерево, дождями нагнутое; виноградник, шумящий…)
- Причастий в стихотворении Лермонтова не так много, но именно они помогают автору подчеркнуть красоту природы Кавказа.
В) «Бородино»: Москва, спалённая пожаром, …; Полковник наш рождён был хватом, слуга царю, отец солдатам… (передают суровость времени, характеристика героя – защитника)
- Какое место занимает причастие и причастный оборот в художественных текстах? (придавая тексту образность и выразительность, передаёт авторское отношение, является средством выразительности)
Урок Биологии. Социализация.
Исследование материала учебника: объясните суффиксы причастий, знаки препинания. (п.14, стр. 43. Как размножаются растения?)
Луг, пестрящий цветами; в заброшенной степи; утопающие в цвету плодовые деревья; набитые семенами спелые яблоки; огурец и помидор, появившиеся на месте цветка.
Задания на этом этапе урока направлены на поиск ошибок в предложении с причастным оборотом и на замену придаточного предложения предложением с причастным оборотом.
А) Отредактировать предложение, изменив место определяемого слова: Биология - совокупность изучающих живую природу научных дисциплин.
В результате работы делается вывод, что в научном стиле место причастного оборота после определяемого слова.
Б) В каких предложениях выделенную часть можно заменить причастным оборотом. Найдите такие предложения и запишите, используя причастный оборот.
Из цветка образуется плод, который несёт семена с зародышами новых растений. Как хороши осенью деревья, которые сгибаются под тяжестью плодов.
Итог:
- Изменился ли смысл предложений? (Такие предложения называются синтаксическими синонимами)
VII Рефлексия: Оцените свои знания:
- Кто может сказать, что тему «Причастия» усвоил?
- При повторении материала о причастии, что вызывало у вас затруднения? (Т.О. каждый из вас определил, что нужно повторить при подготовке к контрольной работе)
Информация о выполнении домашнего задания, подведение итогов урока.
- Какова роль причастий в речи? (обозначают признак предмета по действию; украшают нашу речь; являются средством выразительности).
А пятый урок – урок истории вам задаётся на дом. Ваша задача, используя знания, полученные на уроке, придумать и записать предложения, включив в них причастия или причастные обороты.
Начала предложений:
Сталинградская битва …
Бородинское сражение…
Пётр I…
Иван Грозный…
На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.