План-конспект урока
  Составила Мосалёва Антонина Васильевна
  учитель русского языка и литературы
  МАОУ «Сош №7» г. Краснокаменска Забайкальского края
  Класс: 6 В
  Предмет: русский язык
 Учебник:  Русский язык. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – ООО «Дрофа», 2013.  
  Название раздела, темы: Причастие. Употребление причастий в речи.  
  Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения определять роль причастий в речи, прямое и переносное значения причастий, повторения пунктуационных и орфографических правил и норм, их оформление при записи.
  Планируемые результаты:  
  - предметные: систематизируют знания о причастии; отрабатывают умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определяют роль причастий в художественном и научном  текстах; 
- личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила сотрудничества; организуют исследовательскую деятельность;   
- познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, подбирают примеров аргументы для подтверждения собственной точки зрения, строят речевое высказывание в форме рассуждения: развивают мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и систематизация). Развивают логическое мышление, обогащают словарный запас; формируют интерес к русскому языку  как к учебному  предмету; расширяют кругозор; 
- регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою деятельность; оценивают уровень владения учебным действием;   
- коммуникативные УУД: планируют  сотрудничество с учителем и сверстниками в группе, соблюдают правила речевого поведения, с достаточной полнотой выражают мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, воспитывают доброжелательное отношение друг к другу; 
- метапредметные УУД: организуют исследовательскую и проектную работу, выбирают главную информации в тексте, объясняют и аргументируют собственную точку зрения. 
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация учащихся.
 Межпредметные связи: литература, география, математика, история.  
  Тема: Употребление причастий в речи
  Цель урока: подвести итог изучения причастий, в результате проектно - исследовательской работы определить роль причастий в текстах научного и художественного стилей.
  Планируемые результаты:  
  - предметные: систематизируют знания о причастии; отрабатывают умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определяют роль причастий в художественном и научном  текстах; 
- личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила сотрудничества; организуют исследовательскую деятельность;   
- познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, подбирают примеров аргументы для подтверждения собственной точки зрения, строят речевое высказывание в форме рассуждения: развивают мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и систематизация). Развивают логическое мышление, обогащают словарный запас; формируют интерес к русскому языку  как к учебному  предмету; расширяют кругозор; 
- регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою деятельность; оценивают уровень владения учебным действием;   
- коммуникативные УУД: планируют  сотрудничество с учителем и сверстниками в группе, соблюдают правила речевого поведения, с достаточной полнотой выражают мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, воспитывают доброжелательное отношение друг к другу; 
- метапредметные УУД: организуют исследовательскую и проектную работу, выбирают главную информации в тексте, объясняют и аргументируют собственную точку зрения. 
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация учащихся.
  Ход урока:
  I.                  Организационный момент. Создание проблемной ситуации
  «Что-то не так?»
  На слайде предложения с грамматическими ошибками, связанными с употреблениями причастий
   1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне –появившиеся на деревьях почки …
 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер – пассажиры, ожидающие посадки …
 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме – поднявшаяся в доме …
 4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их – увидевшие красоты …
 - Мы исправили грамматические ошибки в предложениях с причастными оборотами.  
  II.               Вступительное слово учителя. Социоконструкция.  
  - Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
  Итак, тема сегодняшнего урока – «Употребление причастий в речи».  
  Русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным школьным предметам. Сегодня на уроке у вас будет особое расписание. А какое, вы узнаете, отгадав по описанию, о каком школьном предмете идёт речь. Вам необходимо заполнить «Расписание уроков». Будьте внимательны!
 Словарная работа. Афиширование.
   -  царица наук, книга природы написана на её языке, в ней нет символов для неясных мыслей (математика) 
-  ничто так не помогает повторять /эту науку/, как извержения вулканов и землетрясения. . 
(география)
   -  ….служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв. (литература) 
-  Сквозь волшебный прибор 
 Левенгука
 На поверхности капли воды
 Обнаружила наша наука
 Удивительной жизни следы…
 Н.Заболоцкий (биология)
 
-  … - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.  Марк Туллий Цицерон (история) 
  В результате словарной работы появилось расписание:
    Математика
    География
    Литература
  Биология
  История
  - Что общего между названиями школьных предметов? А какой предмет наукой назвать нельзя? Почему?  
    - А как же нам соединить тему урока и названия предметов? С текстами каких стилей мы будем работать?
   Постановка целей:
  - грамматически и  орфографически  верно употреблять причастия в речи на наших «уроках»   
- определить роль причастий и в научном, и в художественных стилях речи  
-  с какими орфограммами будем работать? 
Актуализация. Ребята, дома вы занимались исследованием роли причастий в разных науках. А кто же такой исследователь? Какими качествами обладает? Я надеюсь, что и вы сегодня на уроке проявите лучшие свои качества, ведь вы не просто работаете, вы работаете в команде.
  V.    Первый урок: Математика. Социализация.
  Задача группы: Определить, часто ли в математике  употребляются причастия.  
  1) Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. Роджер Бэкон 
   - Найдите причастия, объясните их написание.
  2)Развитие речи.  Дать определение понятию, используя причастный оборот.
  Попытайтесь сформулировать определения следующих математических понятий :
  -  Сложение 
-  Треугольник 
-  Дробь 
-  Уравнение 
Выступление участников группы:
 А) Задание классу: выписать причастия, объяснить их написание.
 Б) индивидуальное задание: Дробь ? число … состоящее из частей единицы… нецелое число.  
  3)Подведение итогов:  
  - Какие причастия выписали?  Объясните.  
  - Какую роль играют причастия в математических определениях ? (уточняющий смысл)
  - Какое место в предложениях научного стиля занимает ПО?  
  Физминутка
  Урок ГЕОГРАФИИ. Социализация.
  1)Орфографическая и синтаксическая разминка: (индивидуальная работа)
  Г…ограф_я  самая г..роич_ская и самая по_тич_ская из всех наук наука о (З,з)емле и человеке  живущ_м на ней. Проверка, объяснение орфограмм и пунктограмм.
  2)Словарная работа: Какие ещё слова с ГЕО- вы знаете? (гео – относящийся к земле)
  - Кто поработал с толковым словарём? (Геология, геоботаника, геодезия, геолог)  
  3)Исследование группы: Как часто употребляются причастия в параграфах учебника? Цифровой диктант: 1- действительные, 2- страдательные:  
  - Какие причастия называются действительными, а какие – страдательными?
  Расположен, регистрирующий, определённым, растворённого, сопровождающий, расположенные, потухшими, извергавшиеся, являющуюся, считавшиеся, образующиеся, вызывающие
 4)Проверь себя! (СЛАЙД)
  Проверка: 2, 1, 2, 2,1,2,1,1,1,1,1,1
 5) Работа с эпитетами (развитие речи +словарная работа)
  - Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно вспомнить, что такое эпитет?  
  - Любое ли прилагательное или причастие может быть эпитетом?
  География – наука о Земле, обо всём,  что на ней находится и окружает нас. Ваша задача: по эпитетам-причастиям  догадаться,  о каком природном явлении идёт речь (распечатки на столах) работают группой.
  -       Ветер-  бешеный, неукротимый, колющий, леденящий, обжигающий, освежающий. 
-       Озеро - волнующееся, заснувшее, играющее 
-       Ручей - бурлящий, гремящий, дремлющий, студёный, всклокоченный, пересохший 
-        Туман-  непроницаемый, ползущий. 
-        Небо- необъятное, раскалённое, заплаканное, притихшее, окоченевшее. 
- Все ли перечисленные слова причастия? Чем отличается причастие от отглагольного прилагательного?
  6) Вспомним морфологические признаки причастий (распечатки):
  -   К определяемому слову ВЕТЕР подберите из списка эпитетов отглагольное прилагательное и страдательное причастие настоящего времени. Эти слова являются синонимами. Записать полученное словосочетание (бешеный, неукротимый ветер)
  - К определяемому слову ОЗЕРО подберите действительное причастие прошедшего времени (заснувшее озеро)
  - К определяемому слову РУЧЕЙ подберите отглагольное прилагательное (студёный ручей)
  - К определяемому слову ТУМАН подберите действительное причастие настоящего времени (ползущий туман)
  - К определяемому слову НЕБО подберите действительное причастие прошедшего времени, имеющее два суффикса (окоченевшее небо)
  7)Проверка, корректировка задания.
  - Какую роль играют причастия в такой науке, как география?(признак предмета по действию, средств выразительности)
  - Какое место по отношению к определяемому слову занимает причастный оборот в текстах научного стиля? (после определяемого слова)  
  8) Развитие речи. Создание собственного текста.
  Используя полученные словосочетания, составьте небольшой текст художественного стиля, пока звучит музыка (Чайковский «Времена года. Октябрь» )
  Чтение написанных миниатюр.
  - Тексты какого стиля вы читали? Значит следующий урок …
   Урок Литературы. Разрыв.
  - Вы сейчас читали тексты какого стиля? Какова цель создания текста художественного стиля? (создание картины, образа)
  1) История причастий в литературе. Исследование (презентация: Бахтина К., Будник Т.)
  2) Исследование проводили на примере текстов стихотворений М.Ю.Лермонтова. А почему именно Лермонтова? Что вы знаете о Лермонтове – поэте?
  А) «К другу» (взлелеянный, не пленён, заглохшие, разлучены – передают настроение поэта, его состояние одиночества)
  Б) «Синие горы Кавказа» (восходящего солнца; дерево, дождями нагнутое; виноградник, шумящий…)
  - Причастий в стихотворении Лермонтова не так много, но именно они помогают автору подчеркнуть красоту природы Кавказа.
  В) «Бородино»: Москва, спалённая пожаром, …; Полковник наш рождён был хватом, слуга царю, отец солдатам… (передают суровость времени, характеристика героя – защитника)
  - Какое место занимает причастие и причастный оборот в художественных текстах? (придавая тексту образность и выразительность, передаёт авторское отношение, является средством выразительности)
  Урок Биологии. Социализация.
   - Исследование материала учебника: объясните суффиксы причастий, знаки препинания. (п.14, стр. 43. Как размножаются растения?) 
Луг, пестрящий цветами; в заброшенной степи; утопающие в цвету плодовые деревья; набитые семенами спелые яблоки; огурец и помидор, появившиеся на месте цветка.
   - Задания на этом этапе урока направлены на поиск ошибок в предложении с причастным оборотом и на замену придаточного предложения предложением с причастным оборотом. 
 А) Отредактировать предложение, изменив место определяемого слова:  Биология - совокупность изучающих живую природу научных дисциплин.
   В результате работы делается вывод, что в научном стиле место причастного оборота после определяемого слова.
  Б) В каких предложениях выделенную часть можно заменить причастным оборотом. Найдите такие предложения и запишите, используя причастный оборот.
  Из цветка образуется плод, который несёт семена с зародышами новых растений. Как хороши осенью деревья, которые сгибаются под тяжестью плодов.
  Итог:
 - Изменился ли смысл предложений?  (Такие предложения называются синтаксическими синонимами)
  VII Рефлексия: Оцените свои знания:
  - Кто может сказать, что тему «Причастия» усвоил?
  - При повторении материала о причастии, что вызывало у вас затруднения? (Т.О. каждый из вас определил, что нужно повторить при подготовке к контрольной работе)  
  Информация о выполнении домашнего задания, подведение итогов урока.  
  - Какова роль причастий в речи? (обозначают признак предмета по действию; украшают нашу речь; являются средством выразительности).
  А пятый урок – урок истории вам задаётся на дом. Ваша задача, используя знания, полученные на уроке, придумать и записать предложения, включив в них причастия или причастные обороты.
  Начала предложений:
  -  Сталинградская битва … 
-  Бородинское сражение… 
-  Пётр I… 
-  Иван Грозный… 
 На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.