Основная цель урока - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению знаний по теме «Синонимы».
Образовательные цели:
Создать условия для изучения учащимися учебного материала по теме «Синонимы».
Задачи:
1) Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд
2) Научить разграничивать синонимы по экспрессивной окрашенности, определять их роль в тексте.
3) Формировать умение находить синонимы в тексте, заменять другими словами, строить синонимические ряды.
Развивающие цели:
Создать условия для самостоятельной деятельности учащихся (задания поискового характера, анализ лингвистического материала, лингвистический эксперимент).
Формировать умение анализировать и оценивать языковые явления и факты, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Развивать коммуникативную и лингвистическую компетентности средством организации групповой работы.
Задачи:
1) Формировать умение работать с толковым словарем и словарем синонимов.
2) Научить оценивать деятельность учащихся.
3) Развивать умения и навыки работы с текстами (в том числе художественной литературы).
Воспитательные цели:
Научить детей сотрудничеству через организацию групповой работы.
Задачи:
1) Научить уважать другую точку зрения, быть толерантным.
2) Воспитывать бережное отношение к слову.
3) Воспитывать умение взаимодействовать в команде.
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, гостям и подарите улыбку мне. Улыбка располагает к приятному общению.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» - говорил древнегреческий философ Сократ.
Любознательный -склонный к приобретению новых знаний. (Из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова)
Как вы понимаете его высказывание?
- Если ты будешь стремиться приобрести новые знания, ты их непременно обретёшь. Чем больше будут твои стремления, тем больше будут твои знания.
- Какое отношение имеет фраза Сократа к нашему уроку? (на уроке нам откроются какие-то новые знания).
2.Проверка домашнего задания. 5 мин
Актуализация знаний
- Давайте вспомним основные понятия, которые изучали на прошлых уроках. Для этого я предлагаю вам заполнить карточку, где вы покажете своё знание терминов по изучаемой теме и умение подбирать примеры. Вам предстоит вспомнить
Для этого я выбрала себе помощников на каждом ряду( секретарь).Они помогут систематизировать результаты, озвучить их, и мы тут же будем знать о подготовке каждого из вас к сегодняшнему уроку.
А теперь взгляните, как должна выглядеть ваша карточка.
3. Подготовка к изучению новой темы. 3 мин
Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова Н.В. Гоголя: Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок. Все зернисто, крупно, как сам жемчуг… И подтверждением тому является работа, выполненная вами дома как подготовка к изучению новой темы:
Работа со словом «добрый».
Слово учителя: Это слово частоупоминается в произведениях устного народного творчества. Стоит вспомнить русские пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом.
Доброе братство лучше богатства.
Доброе дело без награды не останется!
Доброе дело два века живёт.
Люди добрые!
Добрый молодец.
Всего доброго!
В добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!
Вопрос учащимся:
- Можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, фразеологизмов сделать вывод, что доброта и даже добродушие – одна из черт русского народа?
(Да, не случайно русский народ в старину называли народом – добрыней, подчёркивая этим словом не только его богатырскую силу, но и доброту, добродушие. Добрыня Никитич – богатырь, герой русских былин).
Работа с таблицей.
Вашим заданием было: заменить слово «добрый» близким по значению, стараясь не повторяться. Сдайте с последней парты на первую свои работы, я их проверю и выставлю оценки к следующему уроку.
Проверка самостоятельной работы ( смотрите презентацию).
1 .Добрый конь
надежный
1
2. Оставить по себе добрую память
долгую
1
3.Помогите, люди добрые
хорошие
1
4. Осталось добрых пять километров
целых
1
5. Не позорь моё доброе имя
честное
1
6. Наши добрые друзья
верные
1
7. Пожелать доброго здоровья
крепкого
1
8. Будьте добры, позвоните позже
пожалуйста
1
9. По доброй воле
своей
1
10. Пожелание доброго пути
счастливого
1
11.Добрый совет
полезный
1
Вывод:
- Слово «добрый» однозначное или многозначное? Многозначное, у него 11 значений.
- Почему мы с давних пор и до настоящего времени очень часто употребляем это слово в своей речи?
(Это слово характеризует те явления и факты, которые имеют положительную оценку).
Слова «добрый-надежный, добрый-полезный, добрые –верные» какими они между собой являются? Близкими по значению. Именно такие слова называются синонимами.
Её задачей было подобрать синонимы к слову «избушка»
(дом, здание, изба, хижина, хибара, лачуга, курень, вилла, коттедж).Вот сколько близких по значению слов можно подобрать к нашему слову. Но взгляните на предложения, которые она вам подобрала. Согласны ли вы с таким сочетанием слов в предложении, везде ли уместны наши синонимы.
Записать в исправленном варианте.
Покосившаяся вилла ютилась в конце переулка.
Его семья проживала в роскошной лачуге на берегу океана.
Соломенные коттеджи, построенные на пляже, смыло в море.
Все эти слова близки по значению ( «постройка»), но отличаются оттенками значенияи употреблением
в речи.
Дом- общеупотребительное (является стилитически нейтральным синонимом для
остальных слов),
Хижина- устаревшее слово,
Коттедж, вилла- заимствованные, пришедшие из другого языка.
Вывод (у синонимов есть стилистическая принадлежность
6) В этом нам помогают разобраться словари синонимов. --- Сообщение о словарях синонимов (изображения словарей и словарной статьи)Пасечник
7) Упр. 365 у доски. (Прокушенков)
8) Слова, которые мы объединили в группы, будут называться синонимическими рядами.
Еще одна презентация.
Беспалова подобрала слова-синонимы по цвету, и снова нам предстоит открыть нечто новое: