Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов
Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов
Цель:
1. Образовательная:повторить изученные орфограммы, углубить представление учащихся о синонимах и антонимах, развивать умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учащихся,
3. Воспитательная:воспитывать интерес к предмету; чувство патриотизма.
Оборудование: плакаты, карточки с заданиями, сигнальные карты,
Тип урока: изучение нового материала.
I. Орг.момент
II. Психологический настрой.(1- слайд)
Улыбнёмся мы друг другу, Пожелаем: «В добрый час!» И учиться снова будем, Постараемся сейчас!
III. Проверка домашней работы.(2-слайд)
Стр:130 упр: 349
Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и окончания. Подчеркни имена прилагательные.
Зима в лесу
Однажды ранним утром я вышел из лесного сторожка. Вьюга намела ночью высокие сугробы.
Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. С неба глядит на тебя яркое зимнее солнце.
Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с неё полетит тебе на лицо мелкий холодный снежок.
- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
- Какие слова называются антонимами?
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.
- Какие слова называются синонимами?
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.
V. Сообщение темы урок
Тема нашего урока: : "Употребление в речи прилагательных- синонимов и прилагательных- антонимов "(5-слайд)
( показ картинки Феи)
-Кто это? Она какая?
Добрая хорошая, ласковая, нежная.
-А теперь противопоставьте с этим героем. ( показ картинки Бабы - Яги)
- Кто это? Это Баба- Яга Она какая?
Злая, плохая, жестокая, грубая
Один и тот же предмет можно охарактеризовать при помощи различных имен прилагательных- синонимов. Один предмет можно противопоставить другому при помощи имен прилагательных- антонимов.(слайд 6)
VI.Закрепление темы.
1.Упражнение:350. Работа у доски(слайд-6)
Прочитай предложения. Выбери подходящее слово.
В ( сырой, мокрый, влажный) погоду лучше быть дома.
На лугу росли ( ароматный, душистый, пахучий) цветы.
Мы отдыхали под ( могучий, мощный, сильный) дубом.
Мы были на экскурсии в ( старый, древний, давний) городе.
2. Игра" Узнайте животных по описанию: (слайд 7)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
3. Работа по таблице. (слайд 8)
- Ребята, у вас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
Смелый, храбрый, мужественный.
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
Физ минутка
4. Самостоятельная работа. Упражнение:351(слайд9)
Подбери имена прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Вывод
- Обобщите все выполненные на уроке задания. С какой целью в речи мы употребляем имена прилагательные?
Употребление имен прилагательных в прямом значении позволяет охарактеризовать предмет, делает нашу речь более точной, а в переносном значении – образной.
9.Доскажи антонимы.(слайд17)
Солнце всходит и. На каждую загадку есть. Книга содержит вопросы и. Настал вечер и шум сменился. Лучше знать мало, но хорошо, чем., да.
Просмотр содержимого документа
«Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Тема: Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов
Цель:
1. Образовательная:повторить изученные орфограммы, углубить представление учащихся о синонимах и антонимах, развивать умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учащихся,
3. Воспитательная:воспитывать интерес к предмету; чувство патриотизма.
Оборудование: плакаты, карточки с заданиями, сигнальные карты,
Тип урока: изучение нового материала.
I. Орг.момент
II. Психологический настрой.(1- слайд)
Улыбнёмся мы друг другу, Пожелаем: «В добрый час!» И учиться снова будем, Постараемся сейчас!
III. Проверка домашней работы.(2-слайд)
Стр:130 упр: 349
Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и окончания. Подчеркни имена прилагательные.
Зима в лесу
Однажды ранним утром я вышел из лесного сторожка. Вьюга намела ночью высокие сугробы.
Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. С неба глядит на тебя яркое зимнее солнце.
Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с неё полетит тебе на лицо мелкий холодный снежок.
- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
а
е
г
м
с
т
р
в
ё
й
с
ч
а
и
щ
у
э
ф
ц
и
й
ж
н
т
щ
ф
ч
н
у
ж
ц
ъ
ы
я
ф
ы
о
ъ
у
щ
о
э
ч
ш
ч
н
т
ъ
э
ж
н
ф
ы
ш
я
й
ф
у
и
ч
т
ы
и
ц
ш
э
щ
м
я
ж
э
ф
т
ы
м
у
ч
Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
- Какие слова называются антонимами?
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.
- Какие слова называются синонимами?
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.
V. Сообщение темы урок
Тема нашего урока: : "Употребление в речи прилагательных- синонимов и прилагательных- антонимов "(5-слайд)
( показ картинки Феи)
-Кто это? Она какая?
Добрая хорошая, ласковая, нежная.
-А теперь противопоставьте с этим героем. ( показ картинки Бабы - Яги)
- Кто это? Это Баба- Яга Она какая?
Злая, плохая, жестокая, грубая
Один и тот же предмет можно охарактеризовать при помощи различных имен прилагательных- синонимов. Один предмет можно противопоставить другому при помощи имен прилагательных- антонимов.(слайд 6)
VI.Закрепление темы.
1.Упражнение:350. Работа у доски(слайд-6)
Прочитай предложения. Выбери подходящее слово.
В ( сырой, мокрый, влажный) погоду лучше быть дома.
На лугу росли ( ароматный, душистый, пахучий) цветы.
Мы отдыхали под ( могучий, мощный, сильный) дубом.
Мы были на экскурсии в ( старый, древний, давний) городе.
2. Игра" Узнайте животных по описанию: (слайд 7)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
3. Работа по таблице. (слайд 8)
- Ребята, у вас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
Смелый, храбрый, мужественный.
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
Физ минутка
4. Самостоятельная работа. Упражнение:351(слайд9)
Подбери имена прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Вывод
- Обобщите все выполненные на уроке задания. С какой целью в речи мы употребляем имена прилагательные?
Употребление имен прилагательных в прямом значении позволяет охарактеризовать предмет, делает нашу речь более точной, а в переносном значении – образной..
9.Доскажи антонимы.(слайд17)
Солнце всходит и ... На каждую загадку есть ... Книга содержит вопросы и ... Настал вечер и шум сменился ... Лучше знать мало, но хорошо, чем ... , да ...