kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1. Образовательная:  повторить изученные орфограммы, углубить представление учащихся о синонимах и антонимах, развивать умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учащихся,

2. Коррекционная: развивать каллиграфическое письмо, память, внимание;

3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету; чувство патриотизма.

Оборудование: плакаты, карточки с заданиями, сигнальные карты,

Тип урока:  изучение нового  материала.

I. Орг.момент

II. Психологический настрой.(1- слайд)

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

 III. Проверка домашней работы.(2-слайд)

Стр:130 упр: 349

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и окончания. Подчеркни имена прилагательные.

Зима в лесу

Однажды ранним утром я вышел из лесного сторожка. Вьюга намела ночью высокие сугробы.

    Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. С неба глядит на тебя яркое зимнее солнце.

    Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с неё полетит тебе на лицо мелкий холодный снежок.

IV. Мозговая  атака .( 3 слайд)

- Что такое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определяем род имен прилагательного?

V. Словарный диктант.

Апте'ка, ноя'брь,тетра'дь, огуре'ц, наро'д, и'ней, мали'на.

- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)

Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)

-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)

- Какие слова называются антонимами?

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

- Какие слова называются синонимами?

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.

V. Сообщение темы урок

Тема нашего урока: : "Употребление в речи прилагательных- синонимов и прилагательных- антонимов      "(5-слайд)

( показ картинки Феи)

-Кто это? Она какая?

Добрая хорошая, ласковая, нежная.

-А теперь  противопоставьте с этим героем. ( показ картинки Бабы - Яги)

- Кто это? Это Баба- Яга Она какая?

Злая, плохая, жестокая, грубая

Один и тот же предмет можно охарактеризовать при помощи различных имен прилагательных- синонимов. Один  предмет можно противопоставить другому при помощи имен прилагательных- антонимов.(слайд 6)

VI.Закрепление темы.

1.Упражнение:350. Работа у доски(слайд-6)

Прочитай предложения. Выбери подходящее слово.

В ( сырой, мокрый, влажный) погоду лучше быть дома.

На лугу росли ( ароматный, душистый, пахучий) цветы.

Мы отдыхали под ( могучий, мощный, сильный) дубом.

Мы были на экскурсии в ( старый, древний, давний) городе.

2. Игра" Узнайте животных по описанию: (слайд 7)

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)

Злой, сердитый, коварный…(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

Звери живут в густом непроходимом лесу.

- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

Живут (где?) в лесу.

В лесу (каком?) густом непроходимом.

3. Работа по таблице. (слайд 8)

- Ребята, у вас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

Смелый, храбрый, мужественный.

Глупый, неумный, недалёкий.

Добрый, жадный, щедрый.

Вечный, бессмертный, временный.

Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Физ минутка

4. Самостоятельная работа.  Упражнение:351(слайд9)

Подбери имена прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши

Весёлый-.( грустный), тихий-.( шумный), чистый-.( грязный), смелый-.(трусливый), далёкий- (близкий), высокий-.( низкий), легкий-.(тяжелый), быстрый- (медленный),  черный-.(белый), горячий-.(холодный)

5. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.

6. Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 11)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.

Грач чёрный, а снег белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

- По какому признаку противопоставлены слова?

7. Самостоятельная работа. (слайд 12)

8.Упражнение:354 (слайд 13)

Подбери к  именам прилагательным синонимы и антонимы. Напиши их в два  столбика.

Антонимы                                                               Синонимы

VIII. Закрепление (слайд 14)

Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» 

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

     

Слова: таинственный,  откровенный, скорый, старинный, легкий, современный, медленный, жаркий, морозный, весомый

IХ.Итог урока.

-Над чем работали на уроке?

- Что такое синонимы и антонимы?

- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

 Вывод

- Обобщите все выполненные на уроке задания. С какой целью в речи мы употребляем имена прилагательные?

 

Употребление имен прилагательных в прямом значении позволяет охарактеризовать предмет, делает нашу речь более точной, а в переносном значении – образной.

 9. Доскажи  антонимы.(слайд17)

Солнце всходит и.
На каждую загадку есть.
Книга содержит вопросы и.
Настал вечер и шум сменился.
Лучше знать мало, но хорошо, чем., да. 

Х. Выставление оценок.

ХI. Домашнее задание: стр 132  Упражнение: 355 (слайд 18)

Прочитайте текст. Замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема: Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов

Цель:

1. Образовательная: повторить изученные орфограммы, углубить представление учащихся о синонимах и антонимах, развивать умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учащихся,

2. Коррекционная: развивать каллиграфическое письмо, память, внимание;

3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету; чувство патриотизма.

Оборудование: плакаты, карточки с заданиями, сигнальные карты,

Тип урока: изучение нового материала.


I. Орг.момент

II. Психологический настрой.(1- слайд)

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!


III. Проверка домашней работы.(2-слайд)

Стр:130 упр: 349

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и окончания. Подчеркни имена прилагательные.

Зима в лесу

Однажды ранним утром я вышел из лесного сторожка. Вьюга намела ночью высокие сугробы.

Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. С неба глядит на тебя яркое зимнее солнце.

Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с неё полетит тебе на лицо мелкий холодный снежок.

IV. Мозговая атака .( 3 слайд)

- Что такое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определяем род имен прилагательного?

V. Словарный диктант.

Апте'ка, ноя'брь,тетра'дь, огуре'ц, наро'д, и'ней, мали'на.

- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)


- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)



а

е

г

м

с

т

р

в

ё

й

с

ч

а

и

щ

у

э

ф

ц

и

й

ж

н

т

щ

ф

ч

н

у

ж

ц

ъ

ы

я

ф

ы

о

ъ

у

щ

о

э

ч

ш

ч

н

т

ъ

э

ж

н

ф

ы

ш

я

й

ф

у

и

ч

т

ы

и

ц

ш

э

щ

м

я

ж

э

ф

т

ы

м

у

ч


Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)

-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)

- Какие слова называются антонимами?

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

- Какие слова называются синонимами?

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.

V. Сообщение темы урок

Тема нашего урока: : "Употребление в речи прилагательных- синонимов и прилагательных- антонимов "(5-слайд)


( показ картинки Феи)

-Кто это? Она какая?

Добрая хорошая, ласковая, нежная.

-А теперь противопоставьте с этим героем. ( показ картинки Бабы - Яги)

- Кто это? Это Баба- Яга Она какая?

Злая, плохая, жестокая, грубая

Один и тот же предмет можно охарактеризовать при помощи различных имен прилагательных- синонимов. Один предмет можно противопоставить другому при помощи имен прилагательных- антонимов.(слайд 6)

VI.Закрепление темы.


1.Упражнение:350. Работа у доски(слайд-6)

Прочитай предложения. Выбери подходящее слово.


В ( сырой, мокрый, влажный) погоду лучше быть дома.

На лугу росли ( ароматный, душистый, пахучий) цветы.

Мы отдыхали под ( могучий, мощный, сильный) дубом.

Мы были на экскурсии в ( старый, древний, давний) городе.



2. Игра" Узнайте животных по описанию: (слайд 7)

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)

Злой, сердитый, коварный…(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

Звери живут в густом непроходимом лесу.

- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

Живут (где?) в лесу.

В лесу (каком?) густом непроходимом.

3. Работа по таблице. (слайд 8)

- Ребята, у вас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

Смелый, храбрый, мужественный.

Глупый, неумный, недалёкий.

Добрый, жадный, щедрый.

Вечный, бессмертный, временный.

Бездушный, чёрствый, отзывчивый.


Физ минутка

4. Самостоятельная работа. Упражнение:351(слайд9)

Подбери имена прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши


Весёлый- ...( грустный), тихий- ...( шумный), чистый-...( грязный), смелый-...(трусливый), далёкий- (близкий), высокий-...( низкий), легкий-...(тяжелый), быстрый- (медленный), черный-...(белый), горячий-...(холодный)

5. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.

Сравните тигра и котёнка (слайд 10)

 

ТИГР

 КОТЁНОК

-По размеру :

 большой

  маленький

-По силе:

 сильный

  слабый

-По характеру:

 злой

добрый

-В зависимости от того, где живёт:

 дикий

  домашний

- Что мы можем сказать об антонимах?


6. Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 11)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.

Грач чёрный, а снег белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

- По какому признаку противопоставлены слова?

7. Самостоятельная работа. (слайд 12)

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный

 тёмный

храбрый

 скупой

искусственный

медлительный

светлый

иностранный

расторопный

трусливый

отечественный

 натуральный

ошибочный

 кратковременный

щедрый

 правильный

(проверка по слайду)



8.Упражнение:354 (слайд 13)

Подбери к именам прилагательным синонимы и антонимы. Напиши их в два столбика.


Антонимы Синонимы



VIII. Закрепление (слайд 14)

Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» 


Слово

Синоним

Антоним

знойный

 

 

быстрый

 

 

скрытный

 

 

древний

 

 

тяжёлый

 

 





Слова: таинственный, откровенный, скорый, старинный, легкий, современный, медленный, жаркий, морозный, весомый


IХ.Итог урока.

-Над чем работали на уроке?

- Что такое синонимы и антонимы?

- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Вывод

- Обобщите все выполненные на уроке задания. С какой целью в речи мы употребляем имена прилагательные?

 

Употребление имен прилагательных в прямом значении позволяет охарактеризовать предмет, делает нашу речь более точной, а в переносном значении – образной..

 9. Доскажи антонимы.(слайд17)

Солнце всходит и ...
На каждую загадку есть ...
Книга содержит вопросы и ...
Настал вечер и шум сменился ...
Лучше знать мало, но хорошо, чем ... , да ... 


Х. Выставление оценок.

ХI. Домашнее задание: стр 132 Упражнение: 355 (слайд 18)

Прочитайте текст. Замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Употребление в речи прилагательных-синонимов и прилагательных- антонимов

Автор: Кайрденова Нурия Жалғасқызы

Дата: 27.03.2018

Номер свидетельства: 463814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства