Вводная часть | Психологический настрой. -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика ) Оформление тетради: число, классная работа Минутка чистописания | Показывают свое настроение смаликами |
Презентация | Прочитаем стихотворение: Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья…Здравствуйте… и до свиданья! - О каких словах идет речь в стихотворении? А сегодня мы будем работать в парах, группах и все вместе, чтобы уточнить свои знания по теме: ? - Кто назовет тему сегодняшнего урока? - Что это за слова: «синонимы» и «антонимы»? - Что на уроке каждый будет для себя уточнять? (Что такое «синонимы»? Что такое «антонимы»? Чем они отличаются? Для чего эти слова нужны в нашей речи?) Лист оценивания своих знаний. Я знаю Я плохо помню Я не знаю Что такое «синонимы»? Что такое «антонимы»? Чем отличаются синонимы от антонимов? Зачем в речи нужны синонимы и антонимы?
| Дети записывают предложение Слова, имеющие противоположное значение. Это и есть антонимы Учащиеся обводят росчерки и стараются составить слова – «синонимы» и «антонимы» Оценивают свои знания |
Основная часть | Упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам. - Составьте предложения, используя слова – антонимы.
Дерево ________________, а куст _________________. Чай ___________________, а мороженое ____________________. Грач ___________________, а снег ______________________.
- А у кого есть свой вариант предложения, где встречаются слова – антонимы.
- Нам часто на страницах учебников и книг встречаются слова, значение которых не всегда понятно. Что тогда нам приходится делать? (Объяснять другими, понятными нам словами.) - Объясните, пожалуйста, кого называют коварным? плутоватым? - «Угадайте, о ком идет речь?»
Трусливый, боязливый, несмелый … Хитрая, лукавая, плутоватая … Злой, сердитый, коварный ... Неуклюжий, неловкий, косолапый …
- Для чего же нам нужны синонимы и антонимы? (обсуждение в паре, группе) 6. Работа с пословицами и поговорками Умный любит учиться, а дурак учить. Скупой богач беднее нищего. Корень учения горек, да плод его сладок. Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать. Старость не радость, а молодость не корысть. Ученье — свет, а неученье — тьма. С умным можно и найти и потерять. Счастье с несчастьем смешалось — ничего не осталось. Дурак закинет, а умный доставай. Подальше положишь, поближе возьмешь. - Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.) Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов. 7. Физкультминутка игра «руки – ноги» (Один хлопок для рук, два хлопка для ног).
8. Закрепление нового материала
| Подбирают синонимы и антонимы Угадывают животных Обсуждают в группе Подбирают антонимы, вспоминают пословицы и поговорки, импровизируют, составляя новые. |