Урок-4(22 ) Предмет: Русский язык. Класс: 5. Раздел: Лексика. Тема: Синонимы и антонимы и их употребление в речи. Цели урока: обучающие – Формировать умение и навыки по теме «Антонимы»; Формировать умение и навыки по теме «Синонимы»; Формировать умение работы с компьютером; развивающие – развивать навык самостоятельной работы; развивать монологическую речь учащихся; развивать логическое мышление; воспитывающие – воспитывать любознательность, интерес к познаниям; воспитывать любовь к родному и русскому языку. Формы работы: групповая, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический. Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков. Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютеры, экран, проектор, мяч. План урока Перед уроком дети делятся на 2 команды Организационный момент Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Презентация. Слайд 1. II Сообщение темы занятия. Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране слов.Презентация. Слайд 2. Она огромна. В ней множество городов. В некоторых городах мы уже побывали. Чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд. У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово-продолжение вписать в клеточки кроссворда. (Приложение №1). Задание для 1 команды. | с | п | а | т | ь | | | о | т | к | л | и | к | н | е | т | с | я | | т | о | н | е | т | | | с | л | а | д | о | к | | | о | д | н | о | г | о | | б | е | р | е | г | и | | | м | а | ч | е | х | а | | с | с | о | р | ы | | | Задание для 2 команды. | с | п | а | т | ь | | | о | т | к | л | и | к | н | е | т | с | я | | | т | о | н | е | т | | с | л | а | д | о | к | | | о | д | н | о | г | о | | | б | е | р | е | г | и | | | м | а | ч | е | х | а | | с | с | о | р | ы | | Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде. 1. Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ) 2. Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ) 3. Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ) 4. Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК) 5. Один за всех и все за ……. (ОДНОГО) 6. Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ) 7. Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА) 8. Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ) Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали. (СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ) Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ» Презентация. Слайд 3 В стране русского языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. III. Путешествие в город Синонимов. Итак, путешествие начинается. Презентация. Слайд 4 Вот мы в городе Синонимов. Презентация. Слайд 5 Для того, чтобы прогуляться по этому городу, каждой команде надо выполнить своё задание. Каждый ученик работает индивидуально. А) Задание 2(Упр 111стр48) Выписать близкие по смыслу слова 1 команда-существительные 2 команда - прилагательные На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?” Во Дворце устроена выставка. Презентация. Слайд 6. Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской дети подписывают картины) ЛУНА – МЕСЯЦ СОБАКА – ПЁС ДОКТОР – ВРАЧ ЛОШАДЬ – КОНЬ БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ Продолжите фразу: - Полученные подписи – это слова - ……..(синонимы) - Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов) - Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ). Путешествие продолжается. Задание 3 (Приложение № 3) Необходимо найти в тексте синонимы и подчеркнуть их. Команды выполняют задание. Задание для 1 команды. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Задание для 2 команды. С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная, А не птица. Проверка. -Прочитайте отрывок. Назовите синонимы. - Какой частью речи они являются? Задание обеим командам: подобрать синонимы. Проверка. Задание для 1 команды Старый (хлеб) – черствый Старая (рубашка) – грязная Старая (газета) – вчерашняя Старое (яйцо) – тухлое Задание для 2 команды Красивое (платье) – нарядное прочная (обувь) –крепкая новая (газета) – сегоднешняя трусливый(заяц) – боязливый Попробуйте сделать вывод: - Для чего синонимы нужны речи? Путешествие по городу Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника. Презентация. Слайд 7 - Что такое синонимы? Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. - Для чего используют синонимы в речи? Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. В городе Антонимов Наш автобус отправляется и путешествие продолжается. Презентация. Слайд 8 Вот мы подъехали к городу Антонимов. Презентация. Слайд 9 Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ. Отгадайте загадки. 1 команда Я антоним к слову "зной", Я в реке, в тени густой, И в бутылках лимонада, А зовут меня …? (прохлада) Я антоним к слову "лето", В шубку снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я …? (зима.) 2 команда Я антоним к слову "смех". Не от радости, утех, Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? - Это … (плач). Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. И на уроках я нужна, А называюсь … (тишина). -Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами? Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный… Все антонимы всегда Противоположны. Сыграем в игру «Противоположные слова» Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик – называет антоним этого слова. 1 команда Враг – друг, холод – жара. - К какой части речи относятся данные слова? 2 команда Старый – новый, злой – добрый. - А эти слова, какой части речи? 1 команда Бездельничать – работать, огорчаться – радоваться. - Какой частью речи являются ваши слова? 2 команда Далеко – близко, высоко – низко. Динамическая пауза (Физминутка)«Игра наоборот» 1. Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз. 2. Вперед – назад 3. Вниз – вверх 4. Назад – вперед 5. Присел – подпрыгнул 6. Подпрыгнул – присел Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.) Худой (человек) – толстый, Худой (карман) – целый, Близкий (путь) – далёкий, Близкий (человек) – чужой, Весёлый (праздник) – грустный, Весёлый (смех) – невеселый, Высокий (голос) – низкий, Высокий (человек) – невысокий. Путешествие по городу Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника. Презентация. Слайд 10 - Что такое антонимы? Антонимы – это слова противоположные по значению. Город Творчества Путешествие продолжается. Презентация. Слайд 11 Наш автобус остановился в городе Творчества. Презентация. Слайд 12 Нам предстоит справиться еще с одним испытанием. Презентация. Слайд 13 Прочитайте текст. Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля. - Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое) - С помощью каких слов передается это настроение? Задание 1 команде: заменить выделенные слова синонимами. Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля. Задание 2 группе заменить выделенные слова антонимами. Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля. Проверка. А) Получившийся текст читает 1 команда - Какое настроение передает ваш текст? - Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы – слова близкие по смыслу) Б) Получившийся текст читает 2 команда - Какое настроение передает ваш текст? - Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу) Как приятно гулять по городу в такую погоду! Город «Вопрос - ответ» Наш автобус идёт по маршруту в город «Вопрос - ответ» Презентация. Слайд 14, 15 Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, что мы уже знаем?Презентация. Слайд 16 - Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами? - Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы? - Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? - На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.) Оказывается, ребята, страна, по которой мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА.Презентация. Слайд 17 Лексика – это наука о словах. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового. Домашнее задание Выучить правило на стр 48 ,52 Упр128 Задание для 1 команды |