kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы и антонимы и их употребление в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Русский язык.                                                

Класс: 5.                                                                            

Раздел: Лексика.                                                              

Тема: Синонимы и антонимы и их употребление в речи.

Цели урока:

обучающие – Формировать умение и навыки по теме «Антонимы»;                    

                         Формировать умение и навыки по теме «Синонимы»;

                         Формировать умение работы с компьютером;    

развивающие – развивать навык самостоятельной работы;

                             развивать монологическую речь учащихся;

                             развивать логическое мышление;

воспитывающие – воспитывать любознательность, интерес к познаниям;

                                  воспитывать любовь к родному и русскому языку.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип урока:   закрепление знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютеры, экран, проектор, мяч.

План урока

Перед уроком дети делятся на 2 команды

Организационный момент

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                                        А. И. Куприн   Презентация. Слайд 1.   

II Сообщение темы занятия.

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране слов.Презентация. Слайд 2. Она огромна. В ней множество городов. В некоторых городах мы уже побывали. Чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

 У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово-продолжение вписать в клеточки кроссворда. (Приложение №1).

Задание для 1 команды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы и их употребление в речи»

Урок-4(22 )

 

Предмет: Русский язык.                                                

Класс: 5.                                                                            

Раздел: Лексика.                                                              

Тема: Синонимы и антонимы и их употребление в речи.

Цели урока:

обучающие – Формировать умение и навыки по теме «Антонимы»;                    

                         Формировать умение и навыки по теме «Синонимы»;

                         Формировать умение работы с компьютером;    

развивающие – развивать навык самостоятельной работы;

                             развивать монологическую речь учащихся;

                             развивать логическое мышление;

воспитывающие – воспитывать любознательность, интерес к познаниям;

                                  воспитывать любовь к родному и русскому языку.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип урока:   закрепление знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютеры, экран, проектор, мяч.

 

План урока

Перед уроком дети делятся на 2 команды

Организационный момент

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                                        А. И. Куприн   Презентация. Слайд 1.   

II Сообщение темы занятия.

 

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране слов.Презентация. Слайд 2. Она огромна. В ней множество городов. В некоторых городах мы уже побывали. Чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

 У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово-продолжение вписать в клеточки кроссворда. (Приложение №1).

Задание для 1 команды.

 

 

с

п

а

т

ь

 

 

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

                   

т

о

н

е

т

 

 

с

л

а

д

о

к

 

                     

о

д

н

о

г

о

 

б

е

р

е

г

и

 

 

м

а

ч

е

х

а

 

с

с

о

р

ы

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 Задание для 2 команды.

 

                            

с

п

а

т

ь

 

 

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

 

             

             

т

о

н

е

т

 

с

л

а

д

о

к

 

 

о

д

н

о

г

о

 

 

б

е

р

е

г

и

 

 

м

а

ч

е

х

а

 

с

с

о

р

ы

 

 

 

 

 

 

 

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде.

 

1.      Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)

2.      Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)

3.      Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)

4.      Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)

5.      Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)

6.      Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)

7.      Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА)

8.      Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)

 

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ)

 

Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ» Презентация. Слайд 3

В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

III. Путешествие в город Синонимов.

 

Итак, путешествие начинается. Презентация. Слайд 4

Вот мы в городе Синонимов. Презентация. Слайд 5

  1. Для того, чтобы прогуляться по этому городу, каждой команде надо выполнить своё задание. Каждый ученик работает индивидуально.

  2. А) Задание 2(Упр 111стр48)

Выписать близкие по смыслу слова

1 команда-существительные  2 команда - прилагательные

  1. На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?”

Во Дворце устроена выставка. Презентация. Слайд 6.

Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской дети подписывают картины)

 

ЛУНА – МЕСЯЦ                 СОБАКА – ПЁС                  ДОКТОР – ВРАЧ

ЛОШАДЬ – КОНЬ              БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ

 

Продолжите фразу:

- Полученные подписи – это слова - ……..(синонимы)

- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

 

Путешествие продолжается. Задание 3 (Приложение № 3)

Необходимо найти в тексте синонимы и подчеркнуть их.

Команды выполняют задание.

Задание для 1 команды.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Задание для 2 команды.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Проверка.

-Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

- Какой частью речи они являются?

Задание обеим командам: подобрать синонимы.

Проверка.

Задание для 1 команды

Старый (хлеб) – черствый

Старая (рубашка) – грязная

Старая (газета) – вчерашняя

Старое (яйцо) – тухлое


Задание для 2 команды

Красивое (платье) – нарядное

прочная (обувь) –крепкая

новая (газета) – сегоднешняя

трусливый(заяц) – боязливый


Попробуйте сделать вывод:

- Для чего синонимы нужны речи?

 

Путешествие по городу Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника. Презентация. Слайд 7

- Что такое синонимы?

Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

- Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

 

В городе Антонимов

Наш автобус отправляется и путешествие продолжается. Презентация. Слайд 8

Вот мы подъехали к городу Антонимов. Презентация. Слайд 9

Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.

  1. Отгадайте загадки.

  2. 1 команда

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …? (зима.)

2 команда

Я антоним к слову "смех".

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? - Это … (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь … (тишина).

 

-Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

 

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный…

Все антонимы всегда

Противоположны.

  1. Сыграем в игру «Противоположные слова»

Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик – называет антоним этого слова.

1 команда

Враг – друг, холод – жара.

- К какой части речи относятся данные слова?

2 команда

Старый – новый, злой – добрый.

- А эти слова, какой части речи?

1 команда

Бездельничать – работать, огорчаться – радоваться.

- Какой частью речи являются ваши слова?

2  команда

Далеко – близко, высоко – низко.

 

  

 Динамическая пауза (Физминутка)«Игра наоборот»

1.      Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.

2.      Вперед – назад

3.      Вниз – вверх

4.      Назад – вперед

5.      Присел – подпрыгнул

6.      Подпрыгнул – присел

 Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

Худой (человек) – толстый,

Худой (карман) – целый,

Близкий (путь) – далёкий,

Близкий (человек) – чужой,

Весёлый (праздник) – грустный,

Весёлый (смех) – невеселый,

Высокий (голос) – низкий,

Высокий (человек) – невысокий.

Путешествие по городу Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника.

Презентация. Слайд 10

- Что такое антонимы?

Антонимы – это слова противоположные по значению.


  Город Творчества

Путешествие продолжается. Презентация. Слайд 11

Наш автобус остановился в городе Творчества. Презентация. Слайд 12

Нам предстоит справиться еще с одним испытанием. Презентация. Слайд 13

  1. Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

- С помощью каких слов передается это настроение?

 

Задание 1 команде:  заменить выделенные слова синонимами.

Сегодня ___________    _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

 

Задание 2 группе заменить выделенные слова антонимами.

Сегодня ___________    _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________   ____________ облака. Под ногами __________ земля.

  1. Проверка.

А) Получившийся текст читает 1 команда

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы – слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читает 2 команда

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)

Как приятно гулять по городу в такую погоду!

 Город «Вопрос - ответ»

Наш автобус идёт по маршруту в город «Вопрос - ответ» Презентация. Слайд 14, 15

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, что мы уже знаем?Презентация. Слайд 16

- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

Оказывается, ребята, страна, по которой мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА.Презентация. Слайд 17

Лексика – это наука о словах. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

 Домашнее задание  Выучить правило на стр 48 ,52

Упр128

    

 


Задание для 1 команды

 1

.





 

 2

.











3

.






 .







4

5

.







.






6

7

.







.





8


 

 

 

 

 

 








 

                        1    







 2













             3

             4













 

  5







 

  6







 







  8







 

 

Задание для 2 команды.

 
















Задания для 1 команды.

1 задание

Прочитать выразительно строчки из стихотворений ,назвать синонимы

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.


2 задание

Старый (хлеб) –

Старая (рубашка) –

Старая (газета) –

Старое (яйцо) –


Задание 3

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …? (зима.)


Задание 4

Подобрать антонимы

Худой (человек) – __________________,

Худой (карман) – _________________,

Близкий (путь) – _______________,

Близкий (человек) – ___________________,




Задание 5  заменить выделенные слова синонимами.


Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.





Задания для 2 команды.

Задание 1

Прочитать выразительно строчки из стихотворений ,назвать синонимы

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.


Задание 2

Красивое (платье) –

прочная (обувь) –

новая (газета) –

трусливый(заяц) –


Задание 3

Отгадайте загадки

Я антоним к слову "смех".

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? – Это………..

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь ……..

Задание 4

Подобрать антонимы

 Весёлый (праздник) – ________________,

Весёлый (смех) – ________________,

Высокий (голос) – __________________,

Высокий (человек) – __________________.

Задание 5 Подобрать к выделенным словам антонимы

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синонимы и антонимы и их употребление в речи

Автор: Кенешпаева Гульнар Асылбековна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Употребление синонимов и антонимов в речи" "
    ["seo_title"] => string(46) "upotrieblieniie-sinonimov-i-antonimov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "130571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415942458"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Употребление синонимов и антонимов в речи. КСП Русский язык 4 класс"
    ["seo_title"] => string(62) "upotrieblieniiesinonimoviantonimovvriechiksprusskiiiazyk4klass"
    ["file_id"] => string(6) "320048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460996367"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Употребление имён существительных в речи""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-upotrieblieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "300163"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456672465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства