Работа представляет собой полный конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Учитесь писать письма"
На уроке будем говорить: для чего пишут письма, как писать письма и почему писать письма нужно.
Древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному искусству – умению писать письма и необходимости возрождения утерянных культурных традиций, важности, значимости эпистолярного жанра посвящается урок.
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учитесь писать письма»
Урок русского языка на тему «Учитесь писать письма!»
Цели:
вовлечь учащихся в процесс возрождения искусства эпистолярного сочинительства;
помочь детям понять необходимость возрождения утерянных культурных традиций,
важность, значимость эпистолярного жанра;
организовать творческую деятельность учащихся по оформлению, составлению письма на основе изученного ранее;
познакомить детей с особенностями альтернативного вида переписки (электронная почта), сформировать отношение к данному виду общения;
воспитывать в детях чувства доброты, чуткости, внимания к родным и близким, такта, любви к родному языку.
Оборудование:
презентация «Пиши мне послание…»;
газета, выполненная учениками на тему «Особенности письма как разновидности текста, его части»;
компьютер;
песня «Напиши мне письмо». Слова М.Рябинина, музыка В.Добрынина.
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодняшний наш урок я начну признанием одного молодого человека: «Я не умею писать писем! Для чего их вообще пишут! Лучше я Вам по телефону позвоню». Ситуация, мне кажется, вам очень знакома. Но на уроке мы с вами как раз об этом и будем говорить: для чего пишут письма, как писать письма и почему писать письма нужно.
Древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма и необходимости возрождения утерянных культурных традиций, важности, значимости эпистолярного жанра мы посвящаем наш урок.
2.Звучит песня «Напиши мне письмо». Слова М.Рябинина, музыка В.Добрынина.
3.Вопрос учителя к классу:
- А как вы думаете, почему так важно для человека писать письма, получать письма? Зачем люди вообще придумали письмо? (Ответы детей).
4. Обобщение учителя:
- Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Письма – это содержательный, взаимно обогащающий диалог. В письме, как и в личном дневнике, человек сосредоточивается, сам себя систематизирует и « итожит», сам себя познает, объясняет себя другому.
Эпистолярная речь – показатель культуры и самосознания человека. Давайте вспомним об особенностях письма как разновидности текста (речевой жанр), его частях.
5.Работа по газете, выполненной учащимися к уроку «Особенности письма как разновидности текста, его части».
Выступления учащихся (каждый приготовил страничку газеты).
1 страница «Словарь». Выступает 1-ый ученик.
ЭПИСТОЛА – лат. письмо, послание.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ – свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем (например, эпистолярный роман).
АДРЕСАНТ – отправитель письма, автор письма.
АДРЕСАТ – получатель письма.
2 страница «Части письма».
2-ой ученик:
- Письмо обычно состоит из нескольких частей: 1 часть – приветствие (или обращение) к тому, кому адресовано письмо.
3-ий ученик:
- Вторая часть – вступление, в котором адресант выражает заинтересованность в переписке; это первый абзац письма, содержащий ответную реплику на полученное послание, извинения; иногда отправитель ставит вопросы о жизни получателя письма, высказывает пожелание в его адрес.
4-ый ученик:
- Третья часть основная. В ней излагается информация, значимая и для адресанта, и для адресата.
5-ый ученик:
- Четвертая часть – заключение, в котором автор письма иногда подводит итоги и ставит вопросы для ответа в следующем письме; выражает уважение, дружеские чувства, преданность, любовь; прощается.
6-ой ученик:
- Пятая часть – обязательно подписи и дата.
В ходе работы с газетой учащиеся в тетрадях по развитию речи делают записи, которые являются конспектом услышанного.
6.Задание учителя:
- На основе записей в тетради составьте развернутую схему письма.
7.Работа учащихся самостоятельно.
8. Краткое обсуждение (очень тактично – ведь это личное) полученных материалов.
9.Слово учителя:
- Письмо – это целое искусство сочинительства. Оно может быть адресовано родным и близким, друзьям, а также малознакомым и даже незнакомым людям. Письма используются в официальной и неофициальной сферах, могут содержать самую разную информацию: факты, сведения, оценочные высказывания и т.д. Письма пишут для того, чтобы сообщить о чем-то, поделиться впечатлениями, чувствами, мыслями; пригласить, поздравить, поблагодарить, попросить, посоветовать. Письма преследуют определенную цель. Задача автора – определить главную цель письма, то есть для чего ты его пишешь, и постараться написать письмо так, чтобы поставленная цель была достигнута. Кроме всего сказанного, письмо должно быть написано аккуратно, красивым почерком, четким, ясным языком, без орфографических и пунктуационных ошибок.
10. Выступление группы оппонентов.
1-ый ученик:
- Я, как и некоторые из моих одноклассников, общаюсь с друзьями и близкими по электронной почте (Интернету). Это очень интересно, удобно и современно.
2-ой ученик:
- И правила, оказывается, для составления электронного письма те же самые. И «конверт» есть, и адрес получателя.
3-ий ученик:
- И отвечать на письмо желательно сразу же, не откладывая в долгий ящик.
4-ый ученик:
- А еще в электронном письме можно использовать интересные значки, которые заменяют несловесные средства устной речи: улыбку, удивление, огорчение. Эти значки называются смайлики. Значок - улыбка, значок :-о – удивление, значок - огорчение.
5-ый ученик:
- Письмо по электронной почте преодолевает пространство за секунды, минуты. Ответ можно получить тоже очень быстро, в течение нескольких минут.
6-ой ученик:
- Письма могут храниться в памяти компьютера сколько угодно времени. Можно легко найти и перечитать их (и письмо, и ответ).
7 ученик:
- В отличие от обычной почты электронные письма всегда попадают по назначению, никогда не теряются. Никто, кроме того, с кем ты переписываешься, не может прочитать твое письмо!
11. Корректное слово учителя:
- Позвольте с некоторыми вашими аргументами не согласиться. Электронные письма иногда теряются, например, если неисправен ваш компьютер (в частности модем) или компьютер провайдера (поставщика услуг Интернета). Да и любой человек, имеющий доступ к вашему компьютеру, может прочитать электронное письмо. Конечно, есть преимущества переписки по электронной почте. В официальной сфере – да, быстро, удобно, надежно. А в личной переписке? Быстро – а подумать над ответом? Собраться с мыслями, разобраться в чувствах, которые переполняют от полученной информации, принять правильное решение? Разве в таких вопросах быстрее – правильнее? А еще порой, если люди незнакомы лично, они общаются «под маской», то есть от имени вымышленных персонажей (можно скрыть свой возраст, пол, преувеличить силу, красоту, изменить социальный статус). С кем общаешься? Тебе нужен такой обманный мир общения? Незнакомые в реальной жизни люди могут почти безнаказанно проявлять агрессию, высказывать угрозы, оскорбления. В чем удовольствие?
Выработаны правила, которые относятся к переписке по электронной почте с незнакомыми людьми.
Запомните их, пожалуйста: не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе; никогда не пытайтесь представить себя тем, кем вы не являетесь; если чувствуете дискомфорт в общении, уходите ( а это, к слову сказать, не всегда удается и часто не безопасно).
12. Мини-сочинение-рассуждение. Задание:
Решите для себя задачу: «Ваня и Таня подружились во время летнего отдыха на море. Они живут в разных городах. Ваня предлагал переписываться с помощью электронной почты, а Таня – обычной (хотя у нее есть компьютер и Интернет). А вы какой вид переписки предпочитаете? Вы имеете право на любое решение. Но не торопитесь! Посмотрите и послушайте. У нас с вами не открыта еще одна страница урока.
13. Группа учащихся представляет презентацию «Пиши мне послание…». Работа с компьютером.
Вступление.
Хоть редко мы пишем письма обычной почтой, они никогда не уйдут из нашей жизни. Они возникают из различных потребностей: чисто деловое письмо, благодарственное, поздравительное, дружеская исповедь, монолог автора письма.
Умели когда-то наши соотечественники писать письма! Умели и любили! Тогда не хватали открытку, чтобы вывести на ней торопливо: «…и счастья в личной жизни»! Тогда перипетии этой «личной жизни» доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и адресата, перебеливали черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, оставался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное как единственное. Сколько души вкладывали в каждую строчку люди старшего поколения! Какую память о себе оставили… Вот бабушкино письмо – всего-то полстранички неровным старательным почерком. И нет в нем ничего, кроме немудрящих домашних новостей да рассказа о том, во что в этом году варенье обойдется, - а сердце защемило! А запах духов любимой, исходящий от многочисленных страниц! А расплывшаяся от слезы буква! А любимые закорючки…
Что же говорить о письмах, в которых дышит история? Их авторами были люди, творившие нашу культуру, науку, политику. Для нас драгоценно каждое их слово, даже самое незначительное. И вдесятеро дороже становится письмо, когда в нем кипят мысли и чувства человека. Тогда оно превращается в зеркало души.
Мы предлагаем вам небольшую подборку писем знаменитых людей нашей культуры. Мы старались найти письма, возникшие из различных потребностей. Читайте! Получайте удовольствие! Учитесь писать сами!
ПИСЬМО 1.
И.И.Пущин – А.С.Пушкину в Михайловское.
Москва, 1825 г., февраля 18-го.
Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. Деньги твои возвращаю: Вяземская их не берет, я у себя оставить не могу; она говорит, что получит их от одесского приятеля, я говорю, что они мне не следуют. Приими их обратно, - я никак благоразумнее не умею поступить с ними.
Живи счастливо, любезнейший Поэт! Пиши мне послание и уведоми о получении суммы.
Кюхельбекера здесь нет. Он в деревне у матери и, вероятно, будет у тебя.
Много знакомых твоих и любопытных о тебе расспрашивают. Я, по возможности, удовлетворяю их любопытству. Между прочим, И.И.Дмитриев меня забросал вопросами за обедом у Вяземского.
Прощай, будь здоров. Кланяйся няне.
Твой Иван Пущин.
На днях тебе пришлю Рылеева произведения, которые должны появиться: «Войнар(овский)» и «Думы».
Мой ад(рес): у Спаса на Песках, близ Арбата, в доме графини Толстой.
(Чисто деловое письмо, но адресованное близкому другу.)
ПИСЬМО 2.
В.Шаламов – Б.Пастернаку.
Озерки, 27 декабря 1953
Дорогой Борис Леонидович.
Горячо благодарю Вас за присланные стихи, за Ваше отношение ко мне, право, мной вовсе не заслуженное. Как раз эти стихи мне дороги по-особенному.
Письмо Ваше дошло до Озерков лишь вчера, 26 декабря.
Сердечно поздравляю Вас и Вашу жену с Новым годом. Хочу, чтобы Ваш новый год был творчески сильным, чтобы в новом году была открыта Вам дорога к свободному общению с читателем. Чтобы Вы по-прежнему были совестью нашего времени, чтобы не пришлось снова писать Магдалин. Чтобы Вы хранили верность своему великому искусству – с той неподкупной чистотой, как Вы это делали всю жизнь.
Я сейчас весь в Вашем романе, в его мыслях и идеях. Письмо о нем получится большое, боюсь, что оно Вас утомит. Благодарю Вас за «Фауста» (жена мне писала) и за все, за все.
Желаю здоровья и счастья.
Ваш В.Шаламов.
(Благодарственное и поздравительное письмо старшему коллеге.)
ПИСЬМО 3.
Б.Пастернак – А.Эфрон
5 дек(абря) 1950.
Аля, родная, прости, что я так редко и мало пишу тебе, инастолько реже и меньше, чем хотел бы, что кажется, будто не пишу совсем. Не сочти это за равнодушие или невнимание. (…)
То, что я хочу сказать тебе, выразимо в нескольких строках. Жизнь, передвижения, теснота квартир научили меня не загромождать жилья, шкапов и ящиков стола книгами, бумагой, черновиками, фотографиями, перепиской. Я уничтожаю, выбрасываю или отдаю все это, ограничивая рукописную часть текущей работой, пока она на ходу, а библиотеку самым дорогим и пережитым или небывалым (но ведь и это, к счастью, растаскивают). Когда меня не станет, от меня останутся только твои письма, и все решат, что кроме тебя я ни с кем не был знаком. (…)
Ты опять поразительно описала и свою жизнь, и северную глушь и морозы, и было бы чистой болтовней и празднословием, если бы я упомянул об этом только ради похвал. Вот практический вывод. Человек, который так видит, так думает и так говорит, может совершенно положиться на себя во всех обстоятельствах жизни. Как бы она ни складывалась, как бы ни томила и даже ни пугала временами, он вправе с легким сердцем вести свою, с детства начатую, понятную и полюбившуюся линию, прислушиваясь только к себе и себе доверяя.
Радуйся, Аля, что ты такая. Что твои злоключения перед этим богатством! Крепко тебя целую.
Твой Б.
(Монолог поэта, описывающего и собственный быт, и воздающего хвалу своему адресату, кстати, Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, находилась тогда в ссылке.)
ПИСЬМО 4.
В.В.Маяковский – Л.Ю.Брик
Любимый, милый мой, солнышко дорогое, Лиленок. Может быть ( хорошо если – да!), глупый Левка огорчил тебя вчера какими-то моими нервишками. Будь веселенькая! Я буду. Это ерунда и мелочь. Я узнал сегодня, что ты захмурилась немного, не надо, Лучик!
Конечно, ты понимаешь, что без тебя образованному человеку жить нельзя. Но если у этого человека есть крохотная надеждочка увидеть тебя, то ему очень и очень весело. Я рад подарить тебе и вдесятеро большую игрушку, чтоб только ты потом улыбалась. У меня есть 5 твоих клочочков, я их ужасно люблю, только один меня огорчает, - последний – там просто «волосик, спасибо», а в других есть продолжения – те мои любимые.
Ведь ты не очень сердишься на мои глупые письма? Если сердишься, то не надо – от них у меня все праздники. Я езжу с тобой, пишу с тобой, сплю с твоим кошачьим имечком и все такое. Целую тебя, если ты не боишься быть растерзанной бешеным собаком…
Любимая, помни меня. Поцелуй Клеста.
ПИСЬМО 5.
А это письмо я прочитаю наизусть. Звучит стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери».
ПИСЬМО 6.
А это письмо я спою. (Звучит песня «Жди меня» на слова К.М.Симонова, музыка М.Блантера в исполнении ученика). Это самое лучшее письмо о верности.
ПИСЬМО 7.
Это письмо написано самым великим человеком на Земле, имя которому Мама. Тысячи писем вылетают из родительского дома с любовью, молитвой, заботой, надеждой… А дети не всегда находят время для ответа. Пишите письма матерям, когда уезжаете из родного дома. А по возможности – приезжайте.
Отрывок из новеллы К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Катерина Петровна побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
«Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
14.Самостоятельная работа учащихся. Сочинение-рассуждение «Какой вид переписки я предпочитаю».
15. Слово учителя:
- Эпистолярный жанр, отношение к нему, попытка представить свою деятельность в этом процессе – все это явилось содержанием вашего творческого задания. Прокомментируйте, пожалуйста, свои работы.
16. Комментарии учеников к своим работам.
17. Заключительное слово учителя и домашнее задание.
- Ребята, процесс создания письма довольно сложен. Этому нужно учиться и учиться. Накапливать жизненный опыт и опыт пишущего.
Я предлагаю вам в качестве домашнего задания написать письмо по любой из номинаций Всероссийского конкурса «Урок письма» (в зависимости от года).
Адресата выбирайте сами – пишите друзьям, родным, близким, а можете адресовать письмо и незнакомым людям, условно представив тех, к кому обращаетесь. Помните об основных требованиях к составлению письма. Желаю творческого успеха!
PS.
Дети с удовольствием писали письма.
= В качестве примера хочется привести отрывок из письма на тему «Письмо в 1941-й год»:
«Дорогая сестренка! Я получила твое письмо и порадовалась за тебя. Оказывается, ты уже подросла и многое в жизни понимаешь. Рада, что ты учишься на пятерки, что ты пишешь стихи и интересуешься историей. Недавно в газете я прочитала статью. Увидела фамилию автора и с еще большим интересом перечитала текст. Ты замечательно пишешь о героизме советских людей во время Великой Отечественной войны. Велик подвиг нашего народа, который одержал чрезвычайно трудную победу в самой страшной войне ХХ века. Фашисты недооценили не только наших солдат на фронте, но и тех, кто остался в тылу, женщин, стариков, детей, которые работали на заводах и фабриках, на колхозных полях, работали с утра до вечера, падали от усталости, но не сдавались. Они понимали, что и от их усердия зависит судьба Родины. К юбилею Великой Победы я собирала материалы о детях войны, о тех, кто в 1941 году был ребенком. Оказывается, нашей бабушке Татьяне было 12 лет, когда началась война. У нас есть старая фотография, на которой бабушка со своей мамой. Они сфотографировались за несколько дней до начала войны: к их соседу в гости приезжал сын, военный, он-то и сделал этот снимок. Глядела я на девочку с фотографии и понимала, как она похожа на меня или я на нее. Сколько ей пришлось пережить! Помнишь, мама рассказывала, что бабушка всегда плакала, когда говорила или слышала о войне. Вот я и решила обратиться к той девочке с карточки в письме. Вот что у меня получилось.
Здравствуй, милая Танечка…»
Мои ученики пишут письма, участвуют каждый год во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» и имеют хорошие результаты.