Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Учимся писать письма.»
Урок русского языка. Развития речи.
Тема урока: Учимся писать письма.
Задачи урока: знакомство с письмом как видом письменного общения;
наблюдение за различными типами обращений в зависимости от того, кому
пишется письмо.
Ход урока
Мотивация.
- Прочитайте запись на СЛАЙДе 1. Подумайте, что обозначает этот текст. Ваше мнение поможет определить тему урока.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. А раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».
А. П. Чехов
Пуд – старая русская мера веса, равная 16кг.
- Да, ребята, это письмо Ваньки Жукова, девятилетнего мальчика, отданного в ученье к сапожнику Аляхину. Это было очень давно.
- Так о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Да, мы познакомимся с ПИСЬМОМ – КАК ОДНИМ ИЗ ВИДОВ ………………. Постарайтесь закончить эту фразу сами.
2. Работа с учебником. Стр. 64 упр. 1. Стихотворение читает ученик.
СЛАЙД 2
Верста –старая русская мера длина равная 1км 60м.
Медные деньги – монеты красновато-жёлтые, цвета меди (металлические деньги, бумажные деньги).
- Как вы думаете, для чего люди пишут письма?
3. Игра «СТО К ОДНОМУ»
- Поиграем в игру «СТО К ОДНОМУ». Накануне я провела опрос учащихся 3 классов с вопросом «Зачем люди пишут письма?» Совпадут ли ваши ответы.
- Вернемся к стихотворению. Скажите, с какой целью автор использует слова:
ПРОБЕЖИТ, СЛАЙД 3
ПРОЛЕТИТ, СЛАЙД 4
ПРОПЛЫВЕТ СЛАЙД 5
ФиЗМинутка
4. Работа с учебником. Стр. 64 упр 2
- А сейчас отправимся в далекую историю письма. Прочитайте первое задание к упражнению.
СЛАЙД 6
- Прочитайте второе задание. Прежде чем сформулировать вопрос, определим микротемы каждой части.
1микротема: письма (почту) доставляют на самолетах, поездах, велосипеде.
Как доставляется почта?
2 микротема: древний способ доставки письма.
Для чего письма клали в плотно закрытую бутылку и бросали в воду?
- Кто знает, с помощью кого раньше доставляли письма? (голубиная почта)
СЛАЙД 7(голубиная почта)
СЛАЙД 8(автомобиль)
- Вот таким грузовичком по разбитым дорогам и в грязь, и в холод, и под минометным обстрелом доставляли письма на фронт в виде треугольника, чтобы поддержать и подбодрить наших солдат.
Письмо из музея «ПАМЯТЬ»
Работа с учебником. Стр.65. упр. 3
- А теперь перейдем непосредственно к письму. С чего начинается письмо?
- Ну конечно с обращения. Прочитаем, какие бывают обращения?
6. Словарная работа.
Привет приветливый приветствовать
- Раньше к слову ПРИВЕТ относились такие однокоренные слова как
ОТВЕТ
ЗАВЕТ
НАВЕТ
Они остаются однокоренными и сейчас: корень -ВЕТ- в общеславянском слове ВЕТИТИ означает «разговор,то, что связано с речью». Сейчас приставка и корень в слове не выделяются, поэтому его написание следует запомнить
Работа с учебником стр. 65 – 66
Игра «Обратись к …»
- Сейчас кто-то из вас берет карточку с указанным именем, к кому вы должны обратиться. Приготовьте слова обращения.
к бабушке (дедушке)
к другу(подруге)
к папе (маме)
к инопланетянину
к учителю
Творческая работа с последующей домашней работой.
- Сейчас вы начнете составлять текс письму. Кому будет адресована письмо, выберите сами. Используйте в тексте письма обращения. Для этого прочитайте ещё раз правило на стр.66. не забывайте о правилах орфографии.
10. Подведение итогов урока.
ПРИВЕТ, ОТВЕТ, ЗАВЕТ, НАВЕТ
корень -ВЕТ-
в общеславянском слове ветити- «разговор,то, что связано с речью».