kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка. Урок развития речи. 5 класс Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка.

Урок развития речи. 5 класс

Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка. Урок развития речи. 5 класс Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма.»



План-конспект урока русского языка.

Урок развития речи. 5 класс

Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма.

Цели и задачи: познакомить учащихся с различными видами писем, особенностями эпистолярного жанра; научить составлять текст письма, учить правильному написанию письма; показать художественную ценность, коммуникативную значимость жанра письма; развивать орфографическую зоркость, речевые навыки; развивать логическое и образное мышление; память, внимание и воображение; способствовать обогащению и уточнению словаря учащихся; воспитывать активную социальную позицию ученика, культуру речи, любовь к родному языку.

Тип урока: урок для изучения нового материала, урок развития речи.

Оборудование: учебник (Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – с.101 – 103), иллюстрации, картинки.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Отгадывание загадки.

Из-за тридевять земель

Мчит бумажный Журавель.

Мог бы он лететь и дальше,

Но нырнул в почтовый ящик.

(Отгадка – письмо).

2. Беседа.

- Что такое письмо?

- Вы писали когда-нибудь письма, смс? Кому?

III. Изучение нового материала.

1 . Слово учителя. Немного истории.

Давным-давно, ещё в Каменном веке, жил да был человек. Был он человек первобытный, жил в пещере и носил одежду из шкур. Ни читать, ни писать, ни говорить он не умел. Но ему очень хотелось оставить память об охоте на животных, о своих открытиях, о людях. И он рисует на стенах своей пещеры картины. И вот однажды человек пошел на рыбалку, и с ним случилось несчастье. Как известить родственников о своей беде? И человек придумал писать, общаться с помощью различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма, например у индейцев, являются трубка мира и топор войны. Конечно, предметное письмо было не самым удобным средством передачи информации и со временем люди начинают писать письма картинками (пиктография). Прошли тысячи лет. Люди стали жить родовыми общинами. Им нужно было как-то общаться друг с другом. Появляются новые слова и понятия. И для передачи сообщения человек придумывает («письмо понятиями»). Так рождается идеография. Она используется для передачи того, что человек не может видеть. Например, для обозначения понятия «видеть», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. Но и такое письмо было не очень удобным, нужно было заучить очень много знаков, и прочитать такое письмо не всегда можно было правильно.

В Древнем Египте, Древней Греции сообщения писали иероглифами – специальными знаками, которые обозначали звуки, слоги и слова. (Иероглифов насчитывалось от 800-сот до 6 тысяч знаков) Но и это письмо не прижилось, вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.

И наконец, 3 тыс. лет назад в Финикии придумали простое письмо. В нем не было значков, которые выражали бы целлон слово. Каждый значок был буквой. И запомнить их было легко – букв было всего 22. Греки заимствовали финикийский алфавит, но им пришлось его изменить, потому что в финикийском алфавите не было гласных букв, только согласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука. Теперь любой человек может выучить буквы и написать любое сообщение.

2. Ознакомление с понятиями.

Письмо – сообщение, поздравление, просьба, написанное на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние.

Конверт – бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

Адрес – пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

Индекс – цифровое условное обозначение населённого пункта.

Почтальон – человек, разносящий письма, газеты, журналы.

Переписка – один из видов письменного общения. Письмо – это писаный текст, целью которого является сообщение о чем-то адресате.

Письма бывают деловые (служебные) и личные (частные).

Письмо:

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

2. Одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями

3. Общение на расстоянии. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами.

4. Обобщённое название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение вживую или невозможно, или затруднительно.

Деловая переписка проходит между учреждениями или работником и учреждением. Они складываются по определенным образцам в официально-деловом стиле. Личные письма - это письма родному и близкому человеку, другу или знакомому, любимому писателю или актеру. Такие листья не отличаются строгостью формы. Вещание частной переписки непринуждено. В текстах личных писем сочетаются признаки разных стилей, в частности, разговорного и художественного.

В личной переписке существуют определенные традиции. Начинается письмо обращением. Через обращение, как правило, выражается отношение к адресату (уважение, любовь, нежность). Вежливый человек всегда интересуется жизнью адресата – его здоровьем, успехами. Далее следует изложение того, о чем хотят известить. Воспитанный человек никогда не навязывает своих мыслей, поэтому использует вставные слова и сочетания слов (по-моему, кажется, мне кажется и т.д.). Заканчивается личное письмо пожеланиями и прощанием. Подпись обязательна. Признаком культуры является указание даты написания письма.

В тексте письма, смс нужно употреблять этикетные формулы (слова вежливости). Это слова приветствия и прощания, самые разные пожелания, слова прощения (скажем, за заботы, нанесенные выражением определенной просьбы).

3. Работа с учебником. Выполнение упражнений 222-223 (устно).

4. Беседа.

- Что привело к переписке?

- Когда, по вашему мнению, могло быть написано первое письмо?

5. Демонстрация детских книг, репродукций картин и иллюстраций.

Вспомните художественные произведения, в которых цитируются (приводятся) написанные персонажами письма . На каких известных картинах изображен составление или чтение письма? («Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, «Письмо с фронта» М. Лактионова и другое).

- Как вы думаете, способна ли сегодня электронная переписка заменить традиционную почтовую переписку? Возможна ли такая замена в будущем?

- В чем преимущества смс, электронной почты? В чем их слабость?

- Из каких частей состоит текст традиционного письма? Представляете ли вы себе письмо без обращения и формул этикета (слов вежливости)? Почему?

VІ. Работа над составлением письма.

1. Ознакомление с планом письма.

План письма.

1. Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2. Основная часть: изложение информации.

3. Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность, уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.

4. Подпись. Дата написания письма.

5. P. S. (та информация, которую забыли написать в письме)

Рассмотрим примеры писем. Первое – благодарственное письмо учительнице. Для написания письма используются такие опорные слова:

– Дорогая (имя)

– Сердечно благодарю

–Уважаемая

– Желаю

– С уважением

Второе письмо – личное письмо другу. Опорные слова:

– Дорогой друг (имя)

–Хочу рассказать тебе о

–Я очень скучаю без тебя

–Напиши мне о

– С нетерпением жду ответа

Обратите внимание на то, что для написания писем разного характера используются разные опорные слова и различная лексика.

Запомните, что письмо начинается с обращения, а заканчивается подписью и датой.

Рассмотрим пример письма.

Здравствуй, бабушка!

У нас всё нормально. Родители купили мне три золотые рыбки. В выходные мы ездили в лес за клюквой и грибами. Я нашла три подберёзовика и несколько груздей.

До свидания.

Лена.

Важно не только правильно написать письмо, важно правильно заполнить конверт.

В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

– В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населённый пункт, указав при этом его индекс.

В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населённого пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдёт до адресата.

2. Демонстрация почтового конверта, марок.

Посмотрите на заполненный конверт.

V. Физминутка.

Сели мы писать письмо,

Очень важное оно.

Долго мы его писали

И немножечко устали.

Встанем, ручками встряхнем

И немножко отдохнем.

Пошагаем мы на месте

И попрыгаем все вместе,

Развороты вправо, влево.

На носочках потянулись,

Все друг к другу повернулись,

Очень мило улыбнулись.

Головою покачаем

Раз и два, поприседаем

И работу продолжаем!

VI. Творческая работа. Написание письма.

1. Самостоятельная работа.

Составление письма к товарищу (подруге) по образцу, представленному в учебнике параграф № 43 упражнение № 222, 223, 224.

2. Проверка самостоятельной работы (письмо читают только те, кто сам этого хочет). Выяснение роли в текстах писем обращений, вставных слов и этикетных формул.

3. Объяснение учителя по оформлению конверта.

4. Работа у доски.

Оформление конверта. Вызванный учащийся (или сам учитель) заполняет начерченный на доске «конверт».

8. Самостоятельная работа.

Каждый учащийся записывает на конверте (настоящем) адрес отправителя (собственный адрес) и адрес бабушки или товарища (подруги).

9. Дополнительная задача (для тех, кто справился раньше). Написать короткое письмо (на выбор) :

старшему брату, служащему в армии;

старшей сестре, живущей в другом городе, где учится в университете;

к бывшей учительнице, выехавшей на проживание Россию.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

По представленному в упражнении 222, 223, 224 образцу написать письмо любимому писателю (спортсмену, актеру, певцу). Подписать конверт.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Загоруйко Инна Александровна

Дата: 03.01.2023

Номер свидетельства: 622234


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства