- Посмотрите на доску. На доске слова с пропущенными буквами . Скажите, запись этих слов вызывает у вас затруднение?
- Давайте вместе вставим пропущенные буквы и сформулируем тему урока.
Ц…рк
Синиц…
Станц..я
Ц…ган
Давайте определим, в каких частях слова находится орфограмма?
- В слове цирк ( в корне, выделяю корень), Если в корне слов после ц звук ы, он обозначается буквой и. (пишу букву и ) СХЕМА!
- В следующем слове (окончание, выделяю окончание) В окончаниях после ц пишется буква ы. СХЕМА
- Слово станция ( ция, подчеркиваю ция)В словах на ция пишется буква и. СХЕМА
- Ну и последнее слово цыган, в какой части слова пропущена буква ( в корне).
- Значит мы должны написать и, но это слово исключение, так будем писать ы. СХЕМА.
- Разобрав слова, скажите какая тема нашего урока (учимся обозначать звук ы после звука ц) СДАЙД 1
- Какая задача стоит перед нами? (научиться писать буквы ы или и после буквы ц).
- А сейчас давайте в учебнике на стр. 121 прочитаем правило и проверим, правильно ли мы его сформулировали, ничего не забыли. (читает ученик). СЛАЙД 2
- Да, действительно, во многих правилах русского языка, есть слова исключения.
- А чтобы вам было легче их запомнить, предлагаю такую чистоговорку. СЛАЙД 3
- Цыган на цыпочках цыпленку цыкнет «цыц». (прочитать вместе)
- Значение каких слов не понятно? (цыкнул)
- А Валерия позаботилась о вас, и нашла значение этого слова в толковом словаре. (читает). Спасибо.
- Сейчас, мы будем учиться писать слова на это правило, поработаем в печатных тетрадях на стр.34 упр. 1.
- Ваша задача, соединить слова с буквой, которая пропущена. Будем работать по цепочке. Проверка.
- Цифры( буква пропущена в корне, оно не исключение , значит впишем букву и и соединим с такой же буквой с помощью линейки и карандаша, циферблат, на цыпочках –исключение, цириндр – корень. Цыган - исключение, циркач –корень, циклон – корень, молодцы – окончание, пальцы- окончание, акация- ция). Молодцы.
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 4
- А сейчас мы с вами поработаем в группах. Ваша задача написать пропущенную букву и объяснить ваш выбор. (полиция – ция, цыганка – окончание, цитата - корень, огурцы –окончание, циркачка – корень, цыплятки –исключение)
- Следующее упражнение 2 в тетради на стр.34. Вам предложены два слова цыган и цыпленок – это слова?(исключения.) Вы должны выбрать понравившееся слово и записать родственные слова.
- Кто поработал со словом цыган, поднимите руку. Какие слова вы записали? ( цыгане, цыганка, цыганский, цыганенок, цыганочка)
- Кто выбрал слово цыпленок? Назовите слова( цыплята, цыплятки, цыплячий, цыпленочек).
- Откройте тетради, запишите число 9 декабря, классная работа.
- А теперь вы поработаете самостоятельно и выполните в учебнике упр.1 на стр. 122.
- Работать вы будете следующим образом, 1 ряд - выписывает слова с сочетанием ци в корне, 2 ряд – слова- исключения с цы в корне, а 3 ряд - слова с окончанием -ы-. Приступаем.
- К нам на урок пришло новое словарное слово. Давайте познакомимся с ним. ( на доске слово ОЧЕНЬ).
- Прочитайте его. - На который слог падает ударение ? (на первый)
- Где опасное место?( в корне, слышим - и, а нужно писать- е, (убираю квадратик с буквы)
- Что за орфограмма? ( безударная гласная в корне)
- Запишите это слово, поставьте ударение и подчеркните опасное место.
- Составьте предложение с этим словом, высказав свое мнение о сегодняшнем уроке. Проверка.
Д/з. с .121 правило, с. 122 упр.2 выписать только те слова, в которых нужно вставить букву и. СЛАЙД 5