Этап урока | Деятельность учителя | Формы, методы, приемы | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке русского языка присутствует много гостей. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работать будет старательно, Слушать будем внимательно. Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение. Желтый – “мне хорошо”. Красный – “мне тревожно”. Серый – “мне грустно”. | Фронтальная работа | Приветствие учителя и гостей. Хором проговаривают слова. Показывают цветовую карточку настроения. |
II. Изучение нового материала. Постановка учебной проблемы | – На доске записаны пары слов, прочитайте их. цирк – цырк синици – синицы станция – станцыя цыган – циган – Почему слова записаны парами? Какой, из двух вариантов будет правильным для написания? –
А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему? – Давайте определим, в каких частях слова находится орфограмма? После какого звука стоит «проблемный» звук – Как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока? – Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? Вот мы с вами определили тему нашего урока и поставили цели. | Проблемная ситуация. Побуждающий диалог. Фронтальная работа. | Дети читают про себя. – Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет. – Мы не знаем, как правильно писать эти слова. –
В корне, в окончании после звука [ц]. – Обозначение звука [ы] после звука [ц]. – Писать буквы ы – и в корне, окончании слов |
Планирование УД. | – Давайте составим план изучения новой темы. – Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (наблюдаю, делаю выводы, где цы и ци, применяю, проверяю, оцениваю) Хорошо, именно по такому плану будет работать. | Фронтальная работа | Желающий пытается выставить план действий. |
Работа с грамматическим материалом. | наблюдаю – Перед вами на доске записано 3 столбика слов: Цирк Синицы милиция Циркуль скворцы акация Цифра птенцы станция – Прочитайте слова первого столбика – В какой части слова орфограмма? Обозначьте. – Что заметили? Найдите нужную схему.
ци ц
ция
– Прочитайте слова второго столбика – В какой части слова орфограмма? Обозначьте. – Что заметили? Найдите нужную схему.
– Прочитайте слова третьего столбика. Что заметили? На что оканчиваются эти слова? – Звук [ы] какой буквой обозначается? | Наблюдение. Частично-поисковый.
Опорный сигнал. Частично-поисковый.
Опорный сигнал. Частично-поисковый. | Читают слова. – В корне слова. – В корне после ц пишется буква и. (Прикрепляет схему ци.)
– В окончании слова. – В окончании после ц пишется буква ы. (Прикрепляет схему цы.) – Все слова оканчиваются на ция. – Буквой и. (Прикрепляет схему цИя.) |
Выведение правила | делаю выводы где цы и ци, – Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и? | Работа в парах. | (Пытаются сформулировать правило.) Ответы. |
Работа с правилом. Работа со словарем. | – Давайте в учебнике на с. 102 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?
–Во многих правилах русского языка есть исключения. Так, этому правилу тоже не подчиняются несколько слов исключений. – Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”! – Значение, каких слов непонятно? – Кто сможет объяснить, что значит “цыкнул”?А что значит слово цыган Давайте найдем значение этих этого слов в словаре (Ученик выполнив опережающее задание, объяняют значение слов из словаря)) Цы́кать (разг.) – прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). | Работа с учебником. Частично-поисковый. Наблюдение. Фронтальная работа. Работа с источником информации. | Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала. Проговаривают вслух. –
Что значит цыц? Цыкнул? |
Составление алгоритма. | – Итак, определим по шагам, какие операция мы проводим? Составим алгоритм действий при работе с орфограммой. 1.Слышу (цы) 2.разбираю слово по составу 3.если в корне - пишу-ци 4. если в окончании пишу - цы 5. если сочетание - ция пишу и | Фронтальная работа | 1. слышу [цы]; 2. разбираю слово по составу; 3. если слог в корне и слово не исключение , пишу ЦИ, если исключение – пиши ЦЫ; 4. если буква после ц – окончание – пишу Ы; 5. если слово на ЦИЯ – пишу И. |
Физкульт- минутка | | Коллективная работа | Выполняют упражнения |
III.Актуализация знаний. | Применяю_ Кто в цирке был? Кому нравится цирк? Предлагаю вам восстановить текст с пропущенной орфограммой. 1) Текст с окошечками Ц..пленок в ц..рке выступал, Играл он на гитарах, На мотоц..кле разъезжал, И ц..фр он знал немало. Он из ц..линдра доставал Морковь и огурц... И только одного не знал, Где пишут цы и ци. Двое ребят выполняют работы на компьютере Востроилова Настя и Белоруков Саша Проверяю 2) Проверить себя можете по слайду презентации.– Кто не допустил ошибок? -Молодцы! У кого допущены ошибки исправьте на правильный вариант Оцениваю Рядом с заданием поставьте шкалу успеха и отметьте результат своей работы 3) Работа в рабочих тетрадях: № 3 (самостоятельно) – Кто не допустил ошибок? -Молодцы! Чтобы проверить, на сколько хорошо мы усвоили новую тему, предлагаю выполнить небольшой тест задание. Он есть у каждого из вас на листочках. Проверим правильность выполнения задания по слайду. | Фронтальная работа. Выборочный диктант. Практическая работа. Индивидуальная работа. Самоконтроль. Оценивание Взаимоконтроль Оценивание. | Записывают в тетрадях и объясняют, проверяют. Выполняют, проверяют, оценивают себя. Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга. Оценивают по шкале успеха Выполняют тест задание на листочках |
IV.Итог урока | Всю ли работу мы выполнили? Достигли ли мы поставленной цели? Что нового узнали? Кому было легко? Трудно? Где нам пригодятся эти знания? | Фронтальная работа | Отвечают на вопросы |
V.Рефлексия | Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение. Жёлтый – “мне хорошо”. Красный – “мне тревожно”. Серый – “мне грустно”. | | Показывают сигнальную карточку |
VI.Домашнее задание. | Р. Т. № 1и № 3 (всем). № 2 (кто хочет преодолеть трудность). – Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира. | | Выбирают подходящее домашнее задание |