kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка 3 класс на тему «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка на тему

«Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

для 3 класса

УМК «Начальная школа 21 века»

2015

Программа «Начальная школа 21 века» 3 класс 2 четверть

Урок русского языка №50

Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Цель урока:

  • научить  обозначать звук [ы]  после звука [ц] буквами «и» или «ы» в разных морфемах.
  •  
  • создавать условия для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] в разных морфемах,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • развивать умение применять алгоритм правила, классифицировать слова,
  • развивать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей,
  • формировать коммуникативные умения,
  • формировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе,
  • формировать восприятие русского языка как явления национальной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка 3 класс на тему «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»»

12













Разработка урока русского языка на тему

«Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

для 3 класса

УМК «Начальная школа 21 века»


















2015

Программа «Начальная школа 21 века» 3 класс 2 четверть

Урок русского языка №50

Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].





Цель урока:

  • научить обозначать звук [ы] после звука [ц] буквами «и» или «ы» в разных морфемах.





Задачи:

  • создавать условия для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] в разных морфемах,

  • развивать орфографическую зоркость,

  • развивать умение применять алгоритм правила, классифицировать слова,

  • развивать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей,

  • формировать коммуникативные умения,

  • формировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе,

  • формировать восприятие русского языка как явления национальной культуры.


















Ход урока.

  1. Организационный момент: – Запишите дату, слова « Классная работа».

  2. Чистописание.

1.- Назовите правильно букву.(цэ)

2. - Потренируемся её красиво писать. Чтобы буква получилась красивой, следите за тем, чтобы элементы (показываю их) были параллельны, петелька не была слишком длинной и приходила точно в точку пересечения линии тетради с линией петельки (показываю).

3. - Напишем буквосочетания. (На доске написано: ци, цы)

А) - Прочитайте: ци. Пишем безотрывно (показываю).

Б) - Прочитайте: цы. Пишем безотрывно (показываю).

- Сравните произношение этих буквосочетаний (одинаковое).

- Сравните написание этих буквосочетаний (разное).

В) - Можете объяснить, почему при одинаковом произношении написано по-разному?

(Высказывания детей)

- А хотите узнать? Тогда за работу!


  1. Создание проблемной ситуации.

– Кто хочет пойти поработать к доске? (Вызвать двоих)

1) – Узнайте слово по его определению и напишите.

- Как называется вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, фокусников и некоторых других артистов?

- Как сейчас называется милиция?

- Название животных, тело которых покрыто перьями; они умеют летать, откладывают яйца.

(На доске дети пишут слова: цирк, полиция, птицы)

2) – Проверим ответы детей с точки зрения лексического значения слов. (Наверное, будут одинаковые)

3) – Сравним написание слов. (Наверное, будет разное)

  1. Введение в тему урока.

1) – Слова писали одинаковые, а написали их по-разному. Кто написал так? (показываю). А кто так написал?(показываю).

– Почему по-разному написаны слова? (Мы не знаем, как правильно писать). Это проблема для нас пока? (Да) Давайте решать проблему.

2) – Предположите, чем будем заниматься на уроке и попробуйте сформулировать тему урока. Посмотрите и сюда (показываю на «Чистописание», где написаны буквосочетания –ци-, -цы-)

3) Дети пытаются сформулировать тему урока.

4) - Найдите урок 50-ый. Прочитайте название раздела, тему урока.

Посмотрите:(показываю на чистописании) слышим звук [ы], а на письме его записываем то буквой «ы», то буквой «и».

5)– Сформулируйте цели урока.

6) Дети называют цели:

  • узнать, когда звук [ы] записывается буквой «ы», а когда буквой «и»;

  • научиться применять это правило на практике;

  • научиться писать слова с этой орфограммой.


  1. Работа по теме урока.

Поиск решения проблемы.

1. Вернёмся к словам, с которыми у нас возникла проблема(цирк, полиция, птицы).

Подчеркнём опасное место. Какой звук слышится после звука [ц] ?

– Можете ли вы сейчас сразу ответить на вопрос (показываю его, вопрос записан на доске): «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?» (нет)

– Каким образом мы можем узнать это? (посмотреть в учебнике, посмотреть в словаре, узнать у учителя, провести исследование)

2. Мы проведём исследование и, может, сами откроем тайну русского языка.

– Давайте понаблюдаем за словами (слова на слайде). а)Спишите их в свою тетрадь.

цилиндр синицы секция

циркуль скворцы акация

цифра птенцы станция

б) -Подчеркнём буквосочетания, которые являются опасным местом (дети выходят к доске и подчёркивают).

в) - Можете уже ответить на вопрос «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?»? (Дети отвечают) (если дети не отвечают на проблемный вопрос, направить их)

- Рассмотрите каждый столбик отдельно.- Можете ответить на вопрос? (Дети отвечают) Если опять не могут ответить, подсказать: «Определите, в какой части слова орфограмма»

- Можете теперь ответить на вопрос? (Дети делают вывод, когда пишется буква «и», а когда «ы».

г) Мы исследовали языковой материал и сделали вывод. Давайте сравним наш вывод с материалом учебника. Найдите рубрику «Откроем тайну русского языка». (Читаем правило на с.121 учебника)

-Совпадает правило с нашими выводами? (да)

- А кто заметил то, о чём мы не говорили? Прочитаем это предложение (« Исключение составляют слова: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках»)

- Что значит – исключение? (Это значит, что по правилу в корнях этих слов должна писаться буква «и», но, в виде исключения, пишется буква «ы»)

Показываю на слова-исключения, записанные на доске (цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках) и говорю: - « Такие слова не подчиняются общему правилу. Их надо просто запомнить.


- Мы достигли первой цели, узнали правило? (да)

3) - Будем учиться применять правило на практике.

- Воспользуемся алгоритмом из учебника. В качестве примера возьмём слово «цирк», с которым у нас возникла проблема.

А)- Читаем первый пункт алгоритма. Что надо сделать? (определить, в какой части слова орфограмма)

Определяем, что орфограмма в корне.

Б) - Читаем второй пункт алгоритма. Что делаем? (проверяем, не является ли слово исключением или родственным ему; если не исключение – пишем «и», если исключение – пишем «ы»)

Проверяем слово «цирк» и убеждаемся, что слово не исключение и надо писать букву «и».

– Вот так мы применили на практике правило.

В) – Давайте проверим и остальные слова (полиция, птицы) по этому алгоритму.

- Возьмём слово «полиция». Определяем, что орфограмма не в корне, а оканчивается на –ция, значит, пишем после буквы «ц» букву «и».

- Возьмём слово «птицы». Определяем, что орфограмма в окончании, значит, пишем букву «ы».

- Поняли, как применять правило на практике?

Г) – Закрепим умение применять правило. Выполним упражнение №1. Прочитаем задание. Что будем делать?

- Запишите заголовки столбиков:

-ци- -цы- искл. -цы

(Дети по очереди читают слова, определяют орфограмму и записывают в нужный столбик.Разбираем коллективно 5 первых слов).

- Дальше работайте в парах.

Д) Проверка.- Проверьте себя.

На слайде появляется запись:

-ци- -цы- искл. -цы

циркач цыплёнок спицы

циклон цыган куницы

нарцисс цыплячий рукавицы

цилиндр цыкать зайцы

концы

- Какая пара выполнила так? (Показывают сигналами).Вы справились с заданием успешно. Молодцы. Кому было трудно? Кто ошибся?

- Научились применять правило?

4) - Переходим к третьей цели – будем учиться писать слова с этой орфограммой. Откройте в Рабочей тетради с.33. Выполним упр. №1. Читаем задание. Что будем делать? (Выполняем 1-ый столбик коллективно, (а группа детей будет в это время выполнять другое упр.(№ 2)-А 2-ой и 3-ий столбики выполните самостоятельно по вариантам.)- Кому трудно, поднимите руку, я помогу.

- Проверка. Включаю проверку наслайде. Дети самостоятельно себя проверяют.

- Кто так сделал? - Вы успешно справились с заданием, вы молодцы.

- Проверим, как группа ребят выполнила самостоятельную работу (с.33 упр.№2). –Что вам надо было сделать? Какие слова вы подобрали?

5)- Продолжаем учиться писать слова с этой орфограммой.Поработаем в группах. Групп будет пять.

Каждая группа получает своё задание на карточке:

Задание для 1-ой группы: -Составьте и запишите предложение со словом «цыплёнок».

Задание для 2-ой группы: -Составьте и запишите предложение со словом «цыган».

Задание для 3-ей группы: -Составьте и запишите предложение со словом «цыган».

Задание для 2-ой группы: -Составьте и запишите предложение со словом «на цыпочках».

Задание для 4-ой группы: -Составьте и запишите предложение со словом «цыц».

Задание для 5-ой группы: -Составьте и запишите предложение со словами «цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках».

6) – Проверка. – Каждая группа рассказывает, какое задание им надо было сделать и как они его выполнили.

  1. Обобщение.

– С какой орфограммой познакомились? Орфограмма звучит так: Обозначение звука [ы] после звука [ц].

- Кто может рассказать, когда пишем после буквы «ц» букву «и», а когда букву «ы»?

- Ещё одно важное уточнение. Это правило применяется только в тех словах, в которых звук [ы] – ударный. Если звук безударный, то это уже орфограмма – безударная гласная.

  1. Рефлексия.

1). Продолжите предложение: - Сегодня я узнал … . Сегодня я научился… .

2). Посмотрите на слайд. Чтобы вам легче было запомнить слова-исключения, запомните такие предложения: Цыганки танцуют на цыпочках (показываю картинку, где цыганки танцуют).

- Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и сказал ему: «Цыц!» (показываю картинку про цыгана и цыплёнка)

- Если вам хорошо, у вас хорошее настроение – наклейте смайлик на доску.

  1. Итог урока. Поставить отметки и похвалить за активную работу.

  2. IX. Домашнее задание: с. 122 упр. № 2.












































Список литературы


  1. Иванов С. В. «Русский язык» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. «Вентана-Граф», 2013

  2. Кузнецова М. И «Пишем грамотно» рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. «Вентана-Граф», 2013

  3. Кузнецова М. И «Учусь писать без ошибок» рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. «Вентана-Граф», 2013

  4. Романова В. Ю. Петленко Л. В. Под ред. Иванова С. В. «Оценка достижения планируемых результатов обучения» «Вентана-Граф», 2012

  5. Романова В. Ю. Петленко Л. В. Под ред. Иванова С. В. «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тексты, изложения» «Вентана-Граф», 2012





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарова Наталья Анатольевна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Разработка урока русского языка. Правописание гласных И, Ы после Ц. "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-ghlasnykh-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "161756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422272024"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Тема "Звуки и буквы" разработка урока русского языка вначальных классах "
    ["seo_title"] => string(75) "tiema-zvuki-i-bukvy-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-vnachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "202160"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429190481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы и - ы после ц» "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "184511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426062490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "доклад "Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на коллективных учебных занятиях (КУЗ) "
    ["seo_title"] => string(139) "doklad-formirovaniie-umienii-samokontrolia-i-samootsienki-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-na-kolliektivnykh-uchiebnykh-zaniatiiakh-kuz"
    ["file_id"] => string(6) "144329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418698140"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Разработка открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имена существительные с шипящими на конце" "
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-s-shipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "226990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440563806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства