Предмет: русский язык УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Учимся обозначать звук ы после звука ц»
Блок «Правописание»
Класс: 3
Форма проведения: групповая, парная, индивидуальная.
Цели урока: формировать умение грамотного, безошибочного, осознанного письма;
развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения.
Задачи урока: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
Планируемый результат: Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки данной орфограммы.
УУД:- личностные: положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
-регулятивные: планирование решения учебной задачи, оценивание и корректировка деятельности, принимать и сохранять заданную цель.
- познавательные: нахождение и воспроизведение информации, необходимой для решения учебной задачи; высказывание предположения, обсуждение проблемных вопросов.
- коммуникативные: участие в учебном диалоге, построение монологического высказывания.
Основные понятия: корень, окончание, орфограмма, алгоритм действий.
Средства обучения: учебник «Русский язык» (авторы С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О.Евдокимова., - М.: Вентана-Граф 2012), интерактивная доска, документ-камера, мобильный класс (нетбуки) -игра «Примерчик»
Тетрадь, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» ч. 1 (урок 50)
Средство оценивания – «Лесенка».
Программа-тренажер для школьников «Примерчик» (Сайт Примерчик. ru) http://www.primerchik.ru/
Урк содержит файл "NOTEBOOK".
Урок знакомит с правописанием и, ы после ц в корне и окончании". Дети на основе примеров "выводят" правило, проверяют себя по учебнику и закрепляют это знание в различных видах деятельности: групповой, парной, индивидуальной.
Просмотр содержимого документа
«20.11.Технологическая карта урока русского языка (на конкурс)»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Учимся обозначать звук ы после звука ц»
Блок «Правописание»
Класс: 3-а
Форма проведения: групповая, парная, индивидуальная.
Цели урока: формировать умение грамотного, безошибочного, осознанного письма;
развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения.
Задачи урока: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
Планируемый результат: Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки данной орфограммы.
УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
-регулятивные: планирование решения учебной задачи, оценивание и корректировка деятельности, принимать и сохранять заданную цель.
- познавательные: нахождение и воспроизведение информации, необходимой для решения учебной задачи; высказывание предположения, обсуждение проблемных вопросов.
- коммуникативные: участие в учебном диалоге, построение монологического высказывания.
Основные понятия: корень, окончание, орфограмма, алгоритм действий.
Средства обучения: учебник «Русский язык» (авторы С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О.Евдокимова., - М.: Вентана-Граф 2012), интерактивная доска, документ-камера, мобильный класс (нетбуки) -игра «Примерчик»
Тетрадь, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» ч. 1 (урок 50)
Средство оценивания – «Лесенка».
Программа-тренажер для школьников «Примерчик» (Сайт Примерчик. ru) http://www.primerchik.ru/
Этапы урока | Деятельность | Средства обучения | Результат |
учителя | ученика |
Актуализация знаний Постановка учебной проблемы. Самоцелеполагание | -Прочитайте слова и скажите, какой звук вы слышите после звука [ц]? -Какими буквами он записан? -Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Когда нужно писать букву и после ц, а когда ы? - Чему мы должны научиться сегодня на уроке? - Что для этого нужно сделать? | Правильно записывать звук [ы] после звука [ц] Вывести правило и научиться его применять: составить алгоритм действий. | (СЛАЙД 1) | Ставить цель и задачи |
Выведение правила | - Что общего у всех слов первого столбика? - Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова? - В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика? - Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в окончании? - Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика? -Теперь вы можете сказать, когда нужно писать букву и после ц, а когда ы? - Сделайте вывод. В русском языке есть слова, которые не подчиняются общему правилу. Это слова- исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Запомним их. | Во всех словах звук [ы] обозначен буквой и, и во всех этих словах орфограмма в корне и Окончание ы ция Буква ы после [ц] пишется в окончаниях слов. Буква и пишется в корне и в словах на – ция | (СЛАЙД 2) (СЛАЙД 3) | Познавательные УУД: находить и воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. |
Самодеятельность Применение правила | - Мы узнали, какую букву нужно писать после [ц]. -Чему теперь нужно научиться? (Применять правило) - Сейчас вы составите алгоритм применения правила. У меня три конверта. В красном задание самое трудное: вам нужно самостоятельно вывести алгоритм и записать его. В желтом конверте есть подсказки – начала каждого предложения. В зеленом записаны все шаги, вам только нужно расставить их в правильном порядке. | Работа в группах сменного состава на трёх уровнях сложности | ПРИЛОЖЕНИЕ 1. | Предметный: составлять и обсуждать алгоритм применения правила, применять знания на практике. Познавательные УУД: находить и воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщать знания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге. Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества. |
Закрепление правила, отработка алгоритма его применения. | Теперь закрепим правило. Проверка. - Кто выполнил задание без ошибок? | Выполнение задания письменно в тетради (в парах). Одна пара – у интерактивной доски. | Упражнение 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.) (СЛАЙД 4) | Предметный: классифицировать слова с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы, обсуждать алгоритм применения правила. Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщать знания; высказывать предположения |
Самостоятельная работа. | Направляет деятельность. Управляет результатом: | Самостоятельное выполнение задания. - Проверка с помощью ИД (Прием «Волшебная труба») | Упражнение 1на с. 33 в тетради «Пишем грамотно» (СЛАЙД 5) | Предметный: знать правило проверки орфограммы, уметь его применять. |
Саморефлексия. Прогностическое оценивание. | -Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. -- Как вы считаете, вы поняли это правило? Научились его применять? Нарисуйте желтый смайлик на той ступеньке лестницы, насколько, по-вашему мнению, вы поняли правило и научились его применять. | Правильно записывать звук [ы] после звука [ц], а для этого вывести правило и научиться его применять: составить алгоритм действий. | Инструмент «Лесенка», желтый смайлик ПРИЛОЖЕНИЕ 3. | Регулятивные УУД: оценивать уровень своего знания/незнания. |
Проверка знаний. Тест. | | - Работа на нетбуках. -Выставление оценки, полученной в тесте, в сводную таблицу. | Тренажер «Примерчик». Задание: вставить букву и или ы в слова. | |
Итог. | - Какой секрет русского языка узнали на уроке? -Кто может сказать, что научился обозначать звук [ы] после [ц]? - Оцените, на сколько хорошо вы поняли тему. | | Инструмент «Лесенка», красный смайлик. | Выбирать уровень усвоения материала, оценивать, сравнивать внутренний результат с внешним (оценка компьютера) |
Приложение 1.
Зеленый конверт.
Определи, в какой части слова орфограмма.
Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным слову-исключению. Если слово не исключение – пиши и, если исключение – пиши – ы. Если звук [ы] безударный, перед записью обязательно проверь его.
Если слово на –ция, обозначь звук [ы] буквой и – акация.
Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.
Жёлтый конверт.
Определи, в какой части слова…..
Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово…..
Если слово не исключение – пиши букву… если исключение…
Если слово на –ция, …..
Если орфограмма в окончании, пиши букву ….
Красный конверт.
1.
2.
3.
4.
Приложение 2.
Упражнение 1. Задание. Распредели слова по столбикам. В первый запиши слова с сочетанием ци в корне, во второй – слова -исключения с цы в корне, в третий – слова с окончанием ы.
Какие слова не попали ни в один столбик?
Циркач, спицы, куницы, цыплёнок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация.
Приложение 3
Имя _______________________________________________ | Имя _______________________________________________ |
.