Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи
Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи
Урок русского языка в 10 классе (профильный уровень) составлен с учетом подготовки к ЕГЭ. На уроке использовались теоретические сведения и отрабатывались практические навыки трудных случаев употребления н и нн в суффиксах разных частей речи, выходящих за рамки школьного учебника. На уроке применялись разные формы работы: работа с текстом и тестами к нему, лексико-орфографическая работа, работа на составление алгоритма употребления правил написания н и нн в суффиксах разных частей речи. Орфоэпическая разминка направлена на правильную постановку ударения в словах, работа над корректировкой заданий составлена с учетом правильного написания букв в суффиксах разных частей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»
Урок русского языка
в 10 классе (профильный уровень)
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ НАПИСАНИЯ Н И НН В СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Учитель Маркова Елена Николаевна
2014-2015 учебный год
Цели урока:
Образовательные: формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей при подготовке к ЕГЭ, а именно: систематизация правил правописания Н и НН в разных частях речи для выполнения заданий частей А и С;
-развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий) для выполнения части В;
-развитие умения лингвистического анализа текста, характеристики авторской позиции и аргументирования своего мнения для выполнения части С.
-повторить правописание Н И НН в различных частях речи, изученное в 5-7-х классах;
-учить видеть данные орфограммы в слове, тексте и применять их при письме;
Развивающие:
Произвести синтез знаний по теме на основе анализа отдельных его составляющих;
Развивать умения видеть орфограмму в разных частях речи
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому языку через работу с текстом;
Воспитывать любовь к слову.
Форма урока – урок-обобщение
ХОД УРОКА
I. Приветствие учителя. Настрой на урок
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Ведь на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы все желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.
Я рада, что у тоже отличное настроение. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно.
СЛАЙД 2(Обращение к эпиграфу урока)
Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой траве, усеянной лилиями, всегда человеку приходится взбираться по голым скалам
Джон Рёскин, английский писатель
2.«Орфоэпической разминка» ( Задание А1)
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить «Орфоэпическую разминку». В ЕГЭ это задание А 1. На столах у вас листы со словами. Ваша задача записать эти слова и правильно расставить в них ударение.
Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужестве…ого, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время. Сегодняшние подростки родились в послевое…ые годы. Они не видели, как взрываются бомбы, не слышали сирен воздушной тревоги. Они не знают, как это страшно потерять хлебные карточки. Им не приходилось бежать по снегу босиком к партизанам, спасаясь от фашистов.
Это счастье, что наши дети избежали ужасов и тягот вое…ого времени. Но плохо, что некоторые взрослые, испытавшие войну на себе и прошедшие сквозь нее, стараются оградить своих детей от минимальных трудностей и забот сегодня, в мирное время.
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их.
Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.
С. Михалков
Задания к тексту:
1. Прочитайте текст.
2.В одном-двух предложениях сформулируйте главную проблему, поставленную автором текста.
3.В одном-двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вами проблеме.
4. Каково значение выражения «хлебные карточки»?
5.Объясните правописание пропущенных орфограмм.
6. В каких частях речи пропущены данные орфограммы?
7.Подумайте и определите – тему урока (СЛАЙД 5) – задачи, которые стоят перед нами?
Задачи урока: (Слайд 6)
5. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Дифференцированная работа:
1) на предыдущем уроке в качестве домашнего задания 4 учащимся было предложено составить алгоритм, отражающий выбор Н или НН в суффиксах имён существительных, прилагательных, причастий и наречий (оформить в электронном варианте, а также сформулировать трудности, с которыми они столкнулись при выполнении заданий;
2) Остальным обучающимся выписать из произведений художественной литературы примеры, отражающие написание н и нн в разных частях речи.
1 уч-ся рассказывает алгоритм «Написание н и нн в именах прилагательных» и отдаёт свой алгоритм каждому ученику в папку. (СЛАЙД 7)
2 уч-ся- «Н и нн в именах существительных» ( СЛАЙД 8)
3 уч-ся - «Н и НН в наречиях» (СЛАЙД 9)
4 уч-ся - «В причастиях и отглагольных прилагательных» (СЛАЙД 10)
- Какие вопросы возникли у вас при повторении данного материала?
6. Работа над трудными вопросами, связанными с употреблением н и нн в суффиксах разных частей речи.
Составление со словами - исключениями словосочетаний
(СЛАЙДЫ 11-14)
7 . Тренировочные задания
Распределительный диктант ( СЛАЙД 15)
краткое причастие краткое прилагательное
Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.
8. Работа с учебником
Выполнение упр. 194 (стр.101)
Проверка упр.194 с комментарием
6. Готовимся к ЕГЭ(Слайд 15)
1) Тестовые задания (СЛАЙДЫ 16,17,18, 19)
2)Проверка решения тестовых заданий (СЛАЙД 20)
7.Работа «Корректор» (СЛАЙД 21)
Задание: найдите ошибки в рассуждениях:
1) В слове стриже…ые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.
(В этом суждении верно то, что слово образовано от глагола несов. вида стричь, но так как это причастие с зависимым словом под машинку мы пишем две н)
2) Фасова..ые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида.
( Прилагательные глагольного происхождения на - ованный , -ёванныйпишутся с - нн)
3) В словах деревя…ый дом и серебря…ая ложка пишутся две буквы -нн, т.к. это исключения.
(Слово деревянный исключение, пишу 2 нн, а прилагательное серебряный образовалось от существительного серебро. Суффиксы -ан, -ян, -ин с одной н)
4) Загруже…ая машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова. (Зависимого слова нет. Но это причастие имеет приставку за-, следовательно пишем суффикс -енн )
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Конспект урока русского языка 10 класс по теме "Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи, презентация к уроку "
["seo_title"] => string(147) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-10-klass-po-tiemie-trudnyie-sluchai-napisaniia-n-i-nn-v-suffiksakh-raznykh-chastiei-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
["file_id"] => string(6) "216998"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1433194731"
}
}