kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание союзов. Урок с использованием ЭОР и ИКТ в 7 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока                 -формирование     умения различать союзы и омонимичные им части речи:           местоимения,         наречия в       сочетании с предлогами или частицами.

                                          -закрепление орфографического навыка при написании союзов и омонимичных частей речи

 Задачи:        

 - обучающие   

 -познакомить учащихся с  теоретическим  материалом по правописанию союзов  и омонимичных им форм;

- продолжить знакомить учащихся со способами отличия союзов и производных предлогов  от омонимичных им форм;

-сформировать умение применять правило на практике

            -развивающие

-умение сравнивать, анализировать, обобщать,  делать выводы;

-развитие устной и письменной речи;

-формирование орфографической зоркости

            -воспитательные

    - повышение мотивации к учебному процессу

   -формирование активной позиции учащихся  в ходе учебного                            процесс

     -воспитание интереса к изучению предмета.

Тип урока                                          приобретение новых знаний

Формы работы учащихся                коллективная, групповая, в парах

Используемые технологии     ЭОР, ИКТ

Необходимое техническое оборудование    компьютер с выходом в Интернет,                   аудиосистема 

                    Структура  и ход  урока 

Этап урока

Использование ЭОР

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Приветствие учителя  Здравствуйте, ребята. Звонок возвестил о начале нашего урока. Давайте порадуем друг друга тесным сотрудничеством, новыми открытиями и новыми успехами Записать число, классная работа

 Словарная работа

Орфоэпическая разминка

Знакомство с новыми словами

Начнем с орфоэпической разминки. Произнесите слова  в соответствии с орфоэпическими нормами:  

каталог, сливовый, шарфы, звонят, красивее, вы правы, понял, поняла, ржаветь, Ильинична, что.

А теперь познакомимся с новыми словами, произношение которых нужно запомнить.

Прослушайте аудиозапись передачи «Говорим правильно. Словарь ударений». (1мин.40 сек)http://www.gramota.ru/slovari/radiogovorim/#З

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения.(Включение аудиозаписи программы «Говорим правильно. Словарь ударений»)  

Какие две группы слов у вас образовались?

 По какому принципу вы объединили эти слова?

 Почему слово пахота не вошло ни в одну группу?  

Ученики по цепочке произносят слова. Если допускается ошибка, записывают с пометами произношения

Слушают запись, выписывают слова дремота, зевота, ломота, рвота, икота, НО пахота, тошнота, хрипота.

 1 группа  с ударением на суффиксе; 2 группа с ударением на окончании. Слово пахота   обозначает действие, трудовой процесс, а не физическое состояние человека

Повторение  

К какой части речи принадлежат слова?

Чем они отличаются от той части речи, которую мы изучаем?

Это имена существительные. Они являются, в отличие от союзов, самостоятельной частью речи. Значит, к ней можно задать вопрос, определить морфологические признаки и роль в предложении.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%EE%F7%E8%ED%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5+%E8+%EF%EE%E4%F7%E8%ED%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5+%F1%EE%FE%E7%FB&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&rubric_id=49&rub_guid%5B%5D=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66

 ответы :

1)     […], (как …).

2)     [  … ],и [ …  ].

3)     […], (когда…).

4)     [  …, но  …  ].

5)     […], (чтобы … ).  

а) Карточка    

Задание: расставить знаки препинания, построить схемы предложений, отразив функции союзов.

1)    Серов  не заметил как дошёл до леса.

2) Лейтенант смотрел на карту  и пилотка потихоньку сползала ему на глаза.

3)    Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

4)  Татьяна Ивановна была  строгая но очень добрая.

5) Славка не хотел чтобы его жалели.

Б)Задание с использованием ЭОР

Групповая работа

 Объединитесь в группы по рядам

1 гр. Дайте  определение союза. Назовите основные группы союзов.

2гр.  Расскажите о сочинительных союзах

3 гр.  О подчинительных союзах

4 гр. О простых и составных союзах

Представители групп выступают с сообщениями 

Создание проблемной ситуации 

  Запишите тему урока

Читая сочинение ученика, я встретила такое предложение:  Что бы мне такое подарить маме, чтобы её порадовать?     

Что вы заметили? (Щелчок)

Какая проблема встает перед нами?

?Не является ли ошибочным написание выделенных слов?

Одинаково звучащие слова пишутся по-разному 

Как различать выделенные слова  ?

Целеполагание 

Встречались ли мы ранее с таким явлением, когда написание слов зависело от того, к какой части речи они принадлежат? 

 ---------

Актуально ли различать части речи  для данного случая?   Следовательно, чтобы  выбирать правильное написание, нужно определить часть речи.

Какова же наша цель?

Да. Наречия -прилагательные. Причастия –наречия. Наречия - существительные Предлоги -  существительные. Предлоги -деепричастия. Предлоги - наречия. Действительно, эти   омонимичные слова принадлежат к разным частям речи.

Отличать союзы от других частей речи.

Выдвижение гипотезы

 Итак, у нас есть проблема, есть цель. По какому же пути мы пойдём?

Каким образом мы действовали, чтобы выбрать правильное написание?

Определяли часть речи: Определяли, к какому слову относится.

Задавали вопрос

Определяли синтаксическую роль.

Пробовали заменить другим словом аналогичной части речи.

Применение имеющихся знаний

 Какой частью речи являются выделенные слова?  

В первом случае это местоимение (что?-рисунок, поделку). Во втором –это подчинительный союз цели.

Сужение зоны поиска

 Применим ли этот способ относительно союзов?

Только последнее.

Подсказка

45. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.mp4

 Переключить на видео Показ отрывка с видеоурока   Правописание союзов» (с 3,24 – 7.25)

Задание: составить таблицу «Различай союзы и омонимичные слова»

 Составление алгоритма

 Составление и демонстрация алгоритма

Проверка гипотезы

  Итак, мы выдвигали гипотезу: чтобы правильно написать слово, необходимо знать, к какой части речи она принадлежит. Подтвердили мы её в ходе исследования? 

Сделайте вывод о написании союзов и омонимичных слов.

Проверим нашу гипотезу примерами.

Анализ предложений с союзами и омонимичными им словами.

1.Я то (же) внук погибшего солдата.

2) Это было то (же) самое место.

3) Мы делаем все, что(бы) огонь памяти не погас.

4) Что(бы) мы помнили о тех героях, написано много книг.

5) Молодые сыны Отечества то(же) стоят на страже Родины.

6) Он умел постоять за себя так(же), как и мой отец.

7) Он долго тренировался, что(бы) переплыть реку.

8)Работа была выполнена так(же) хорошо, как и в прошлый раз.

 Да.

Союзы пишутся слитно, омонимичные слова – раздельно.

Пользуясь подсказкой, выбирают верное написание

1) Я тоже  внук погибшего солдата.

2) Это было то же самое место.

3) Мы сделаем все, чтобы огонь памяти не погас.

4) Чтобы  мы помнили о тех героях, написано много книг .

5) Молодые сыны Отечества  тоже стоят на страже Родины.

6) Он умел постоять за себя  так же, как и мой отец.

7) Он долго тренировался, чтобы переплыть реку.

8) Работа была выполнена так же хорошо, как и в прошлый раз.

Закрепление материала. Дифференцированное задание

1 уровень

Сгруппируйте данные предложения, чтобы они соответствовали примеру 5 = 4 +1

1. Они привыкли к тому, что(бы) всё выполнялось в срок.

2. Что(бы) ни говорили, я выполню это задание.

3. Он остановился для того, что(бы) подождать меня.

4. Мы выезжали в город редко, за(то) ездили с удовольствием.

5. Летние туманы то(же) связаны с особенностями озера.  

2 уровень

Выпишите № предложений, в которых выделенные слова пишутся раздельно.

1. Что(бы) мне подарить подруге?

2. Важно, что(бы) дети приучились к работе.

3. Незнакомец свернул за(то) здание.

4. Моряки то(же) ушли в море.

5. Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей

5=1,3,4,5+2 Включение нового материала в систему знаний   (Резерв)

1.Я люблю делать то же, что и мой брат.

2.Он учится в автошколе, я тоже хочу учиться.

3.Я хочу, чтобы ты мне позвонил.

4.Что бы вы посоветовали мне почитать?

5.Все идут на собрание, вы также должны там быть.   

Проверка.

1          2          3

-           +          +

4          5

-           + 

Рефлексия 

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Мне захотелось… 

Итоги урока 

Домашнее задание 

 П.33, упр.403(у)

1 группа

 Сочинение-миниатюра «Чтобы люди тебя уважали»

2 группа упр.401 (1)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание союзов. Урок с использованием ЭОР и ИКТ в 7 классе.»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание союзов__
тоже, также, чтобы, зато



ФИО

Зубеева Алевтина Анатольевна

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старое

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

1

Базовый учебник

Под редакцией М.М.Разумовской











Цель урока -формирование умения различать союзы и омонимичные им части речи: местоимения, наречия в сочетании с предлогами или частицами .

-закрепление орфографического навыка при написании союзов и омонимичных частей речи

Задачи:

- обучающие

-познакомить учащихся с теоретическим материалом по правописанию союзов и омонимичных им форм;

- продолжить знакомить учащихся со способами отличия союзов и производных предлогов от омонимичных им форм;

-сформировать умение применять правило на практике

-развивающие

-умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

-развитие устной и письменной речи;

-формирование орфографической зоркости

-воспитательные

- повышение мотивации к учебному процессу

-формирование активной позиции учащихся в ходе учебного процесс

-воспитание интереса к изучению предмета .

Тип урока приобретение новых знаний

Формы работы учащихся коллективная, групповая, в парах

Необходимое техническое оборудование компьютер с выходом в Интернет, аудиосистема

Структура и ход урока


Этап урока

Использование ЭОР

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика



1

Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята. Звонок возвестил о начале нашего урока. Давайте порадуем друг друга тесным сотрудничеством, новыми открытиями и новыми успехами Записать число, классная работа

Приветствие учителя

Словарная работа

Орфоэпическая разминка



Знакомство с новыми словами













http://www.gramota.ru/slovari/radiogovorim/#З

4







5

Начнем с орфоэпической разминки. Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами:

каталог, сливовый, шарфы, звонят, красивее, вы правы, понял, поняла, ржаветь, Ильинична, что.

А теперь познакомимся с новыми словами, произношение которых нужно запомнить.

Прослушайте аудиозапись передачи «Говорим правильно. Словарь ударений». (1мин.40 сек)

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения.(Включение аудиозаписи программы «Говорим правильно. Словарь ударений»)

Какие две группы слов у вас образовались?

По какому принципу вы объединили эти слова?

Почему слово пахота не вошло ни в одну группу?

Ученики по цепочке произносят слова. Если допускается ошибка, записывают с пометами произношения


Слушают запись, выписывают слова дремота, зевота, ломота, рвота, икота, НО пахота, тошнота, хрипота.

1 группа с ударением на суффиксе; 2 группа с ударением на окончании. Слово пахота обозначает действие, трудовой процесс, а не физическое состояние человека

Повторение


1

К какой части речи принадлежат слова?

Чем они отличаются от той части речи, которую мы изучаем?

Это имена существительные. Они являются, в отличие от союзов, самостоятельной частью речи. Значит, к ней можно задать вопрос, определить морфологические признаки и роль в предложении.


http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%EE%F7%E8%ED%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5+%E8+%EF%EE%E4%F7%E8%ED%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5+%F1%EE%FE%E7%FB&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&rubric_id=49&rub_guid%5B%5D=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66

2



































Ответы :

1)     […], (как …).

2)     [  … ],и [ …  ].

3)     […], (когда…).

4) [  … , но  …  ].

5) […], (чтобы … ).

а) Карточка

Задание: расставить знаки препинания, построить схемы предложений, отразив функции союзов.

1)    Серов не заметил как дошёл до леса.

2) Лейтенант смотрел на карту и пилотка потихоньку сползала ему на глаза.

3)    Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

4) Татьяна Ивановна была строгая но очень добрая.

5) Славка не хотел чтобы его жалели.

Б)Задание с использованием ЭОР

Групповая работа


5

Объединитесь в группы по рядам

1 гр. Дайте определение союза. Назовите основные группы союзов.

2гр. Расскажите о сочинительных союзах

3 гр. О подчинительных союзах

4 гр. О простых и составных союзах

Представители групп выступают с сообщениями

Создание проблемной ситуации


2

Запишите тему урока

Читая сочинение ученика, я встретила такое предложение: Что бы мне такое подарить маме, чтобы её порадовать?

Что вы заметили? (Щелчок)

Какая проблема встает перед нами?

?Не является ли ошибочным написание выделенных слов?






Одинаково звучащие слова пишутся по-разному


Как различать выделенные слова ?

Целеполагание


3

Встречались ли мы ранее с таким явлением, когда написание слов зависело от того, к какой части речи они принадлежат?

------------------------------------------------------

Актуально ли различать части речи для данного случая? Следовательно, чтобы выбирать правильное написание, нужно определить часть речи.

Какова же наша цель?

Да. Наречия -прилагательные. Причастия –наречия. Наречия - существительные Предлоги - существительные. Предлоги -деепричастия. Предлоги - наречия. Действительно, эти омонимичные слова принадлежат к разным частям речи.

Отличать союзы от других частей речи.

Выдвижение гипотезы


2

Итак, у нас есть проблема, есть цель. По какому же пути мы пойдём?

Каким образом мы действовали, чтобы выбрать правильное написание?




Определяли часть речи: Определяли, к какому слову относится.

Задавали вопрос

Определяли синтаксическую роль.

Пробовали заменить другим словом аналогичной части речи.

Применение имеющихся знаний


0,5

Какой частью речи являются выделенные слова?


В первом случае это местоимение (что?-рисунок, поделку). Во втором –это подчинительный союз цели.

Сужение зоны поиска


0,5

Применим ли этот способ относительно союзов?

Только последнее.

Подсказка

45. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.mp4

4

Переключить на видео Показ отрывка с видеоурока Правописание союзов» (с 3,24 – 7.25)

Задание: составить таблицу «Различай союзы и омонимичные слова»

Составление алгоритма

3

Составление и демонстрация алгоритма

Проверка гипотезы


4

Итак, мы выдвигали гипотезу: чтобы правильно написать слово, необходимо знать, к какой части речи она принадлежит. Подтвердили мы её в ходе исследования?



Сделайте вывод о написании союзов и омонимичных слов.

Проверим нашу гипотезу примерами.

Анализ предложений с союзами и омонимичными им словами.

1.Я то (же) внук погибшего солдата.

2) Это было то (же) самое место.

3) Мы делаем все, что(бы) огонь памяти не погас.

4) Что(бы) мы помнили о тех героях, написано много книг.

5) Молодые сыны Отечества то(же) стоят на страже Родины.

6) Он умел постоять за себя так(же), как и мой отец.

7) Он долго тренировался, что(бы) переплыть реку.

8)Работа была выполнена так(же) хорошо, как и в прошлый раз.




Да.











Союзы пишутся слитно, омонимичные слова – раздельно.





Пользуясь подсказкой, выбирают верное написание

1) Я тоже внук погибшего солдата.

2) Это было то же самое место.

3) Мы сделаем все, чтобы огонь памяти не погас.

4) Чтобы мы помнили о тех героях, написано много книг .

5) Молодые сыны Отечества тоже стоят на страже Родины.

6) Он умел постоять за себя так же, как и мой отец.

7) Он долго тренировался, чтобы переплыть реку.

8) Работа была выполнена так же хорошо, как и в прошлый раз.

Закрепление материала. Дифференцированное задание


3

1 уровень

Сгруппируйте данные предложения, чтобы они соответствовали примеру 5 = 4 +1

1. Они привыкли к тому, что(бы) всё выполнялось в срок.

2. Что(бы) ни говорили, я выполню это задание.

3. Он остановился для того, что(бы) подождать меня.

4. Мы выезжали в город редко, за(то) ездили с удовольствием.

5. Летние туманы то(же) связаны с особенностями озера.

2 уровень

Выпишите № предложений, в которых выделенные слова пишутся раздельно.

1. Что(бы) мне подарить подруге?

2. Важно, что(бы) дети приучились к работе.

3. Незнакомец свернул за(то) здание.

4. Моряки то(же) ушли в море.

5. Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей

5=1,3,4,5+2














1,3


Включение нового материала в систему знаний (Резерв)


3

1.Я люблю делать то же, что и мой брат.

2.Он учится в автошколе, я тоже хочу учиться.

3.Я хочу, чтобы ты мне позвонил.

4.Что бы вы посоветовали мне почитать?

5.Все идут на собрание, вы также должны там быть.

Проверка.

1 2 3

- + +

4 5

- +


Рефлексия


2

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Мне захотелось…


Итоги урока

2


Составление в парах синквейна


Домашнее задание

1


П.33, упр.403(у)

1 группа

Сочинение-миниатюра «Чтобы люди тебя уважали»

2 группа упр.401 (1)




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Правописание союзов. Урок с использованием ЭОР и ИКТ в 7 классе.

Автор: Зубеева Алевтина Анатольевна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 268076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства