Цель урока -формирование умения различать союзы и омонимичные им части речи: местоимения, наречия в сочетании с предлогами или частицами.
-закрепление орфографического навыка при написании союзов и омонимичных частей речи
Задачи:
- обучающие
-познакомить учащихся с теоретическим материалом по правописанию союзов и омонимичных им форм;
- продолжить знакомить учащихся со способами отличия союзов и производных предлогов от омонимичных им форм;
-сформировать умение применять правило на практике
-развивающие
-умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
-развитие устной и письменной речи;
-формирование орфографической зоркости
-воспитательные
- повышение мотивации к учебному процессу
-формирование активной позиции учащихся в ходе учебного процесс
-воспитание интереса к изучению предмета.
Тип урока приобретение новых знаний
Формы работы учащихся коллективная, групповая, в парах
Используемые технологии ЭОР, ИКТ
Необходимое техническое оборудование компьютер с выходом в Интернет, аудиосистема
Структура и ход урока
Этап урока
Использование ЭОР
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приветствие учителя Здравствуйте, ребята. Звонок возвестил о начале нашего урока. Давайте порадуем друг друга тесным сотрудничеством, новыми открытиями и новыми успехами Записать число, классная работа
Словарная работа
Орфоэпическая разминка
Знакомство с новыми словами
Начнем с орфоэпической разминки. Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами:
каталог, сливовый, шарфы, звонят, красивее, вы правы, понял, поняла, ржаветь, Ильинична, что.
А теперь познакомимся с новыми словами, произношение которых нужно запомнить.
Прослушайте аудиозапись передачи «Говорим правильно. Словарь ударений». (1мин.40 сек)http://www.gramota.ru/slovari/radiogovorim/#З
Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения.(Включение аудиозаписи программы «Говорим правильно. Словарь ударений»)
Какие две группы слов у вас образовались?
По какому принципу вы объединили эти слова?
Почему слово пахота не вошло ни в одну группу?
Ученики по цепочке произносят слова. Если допускается ошибка, записывают с пометами произношения
Слушают запись, выписывают слова дремота, зевота, ломота, рвота, икота, НО пахота, тошнота, хрипота.
1 группа с ударением на суффиксе; 2 группа с ударением на окончании. Слово пахота обозначает действие, трудовой процесс, а не физическое состояние человека
Повторение
К какой части речи принадлежат слова?
Чем они отличаются от той части речи, которую мы изучаем?
Это имена существительные. Они являются, в отличие от союзов, самостоятельной частью речи. Значит, к ней можно задать вопрос, определить морфологические признаки и роль в предложении.
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%EE%F7%E8%ED%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5+%E8+%EF%EE%E4%F7%E8%ED%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5+%F1%EE%FE%E7%FB&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&rubric_id=49&rub_guid%5B%5D=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66
ответы :
1) […], (как …).
2) [ … ],и [ … ].
3) […], (когда…).
4) [ …, но … ].
5) […], (чтобы … ).
а) Карточка
Задание: расставить знаки препинания, построить схемы предложений, отразив функции союзов.
1) Серов не заметил как дошёл до леса.
2) Лейтенант смотрел на карту и пилотка потихоньку сползала ему на глаза.
3) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
4) Татьяна Ивановна была строгая но очень добрая.
5) Славка не хотел чтобы его жалели.
Б)Задание с использованием ЭОР
Групповая работа
Объединитесь в группы по рядам
1 гр. Дайте определение союза. Назовите основные группы союзов.
2гр. Расскажите о сочинительных союзах
3 гр. О подчинительных союзах
4 гр. О простых и составных союзах
Представители групп выступают с сообщениями
Создание проблемной ситуации
Запишите тему урока
Читая сочинение ученика, я встретила такое предложение: Что бы мне такое подарить маме, чтобы её порадовать?
Что вы заметили? (Щелчок)
Какая проблема встает перед нами?
?Не является ли ошибочным написание выделенных слов?
Одинаково звучащие слова пишутся по-разному
Как различать выделенные слова ?
Целеполагание
Встречались ли мы ранее с таким явлением, когда написание слов зависело от того, к какой части речи они принадлежат?
---------
Актуально ли различать части речи для данного случая? Следовательно, чтобы выбирать правильное написание, нужно определить часть речи.
Какова же наша цель?
Да. Наречия -прилагательные. Причастия –наречия. Наречия - существительные Предлоги - существительные. Предлоги -деепричастия. Предлоги - наречия. Действительно, эти омонимичные слова принадлежат к разным частям речи.
Отличать союзы от других частей речи.
Выдвижение гипотезы
Итак, у нас есть проблема, есть цель. По какому же пути мы пойдём?
Каким образом мы действовали, чтобы выбрать правильное написание?
Определяли часть речи: Определяли, к какому слову относится.
Задавали вопрос
Определяли синтаксическую роль.
Пробовали заменить другим словом аналогичной части речи.
Применение имеющихся знаний
Какой частью речи являются выделенные слова?
В первом случае это местоимение (что?-рисунок, поделку). Во втором –это подчинительный союз цели.
Сужение зоны поиска
Применим ли этот способ относительно союзов?
Только последнее.
Подсказка
45. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.mp4
Переключить на видео Показ отрывка с видеоурока Правописание союзов» (с 3,24 – 7.25)
Задание: составить таблицу «Различай союзы и омонимичные слова»
Составление алгоритма
Составление и демонстрация алгоритма
Проверка гипотезы
Итак, мы выдвигали гипотезу: чтобы правильно написать слово, необходимо знать, к какой части речи она принадлежит. Подтвердили мы её в ходе исследования?
Сделайте вывод о написании союзов и омонимичных слов.
Проверим нашу гипотезу примерами.
Анализ предложений с союзами и омонимичными им словами.
1.Я то (же) внук погибшего солдата.
2) Это было то (же) самое место.
3) Мы делаем все, что(бы) огонь памяти не погас.
4) Что(бы) мы помнили о тех героях, написано много книг.
5) Молодые сыны Отечества то(же) стоят на страже Родины.
6) Он умел постоять за себя так(же), как и мой отец.
7) Он долго тренировался, что(бы) переплыть реку.
8)Работа была выполнена так(же) хорошо, как и в прошлый раз.
Да.
Союзы пишутся слитно, омонимичные слова – раздельно.
Пользуясь подсказкой, выбирают верное написание
1) Я тоже внук погибшего солдата.
2) Это было то же самое место.
3) Мы сделаем все, чтобы огонь памяти не погас.
4) Чтобы мы помнили о тех героях, написано много книг .
5) Молодые сыны Отечества тоже стоят на страже Родины.
6) Он умел постоять за себя так же, как и мой отец.
7) Он долго тренировался, чтобы переплыть реку.
8) Работа была выполнена так же хорошо, как и в прошлый раз.
Закрепление материала. Дифференцированное задание
1 уровень
Сгруппируйте данные предложения, чтобы они соответствовали примеру 5 = 4 +1
1. Они привыкли к тому, что(бы) всё выполнялось в срок.
2. Что(бы) ни говорили, я выполню это задание.
3. Он остановился для того, что(бы) подождать меня.
4. Мы выезжали в город редко, за(то) ездили с удовольствием.
5. Летние туманы то(же) связаны с особенностями озера.
2 уровень
Выпишите № предложений, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1. Что(бы) мне подарить подруге?
2. Важно, что(бы) дети приучились к работе.
3. Незнакомец свернул за(то) здание.
4. Моряки то(же) ушли в море.
5. Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей
5=1,3,4,5+2 Включение нового материала в систему знаний (Резерв)
1.Я люблю делать то же, что и мой брат.
2.Он учится в автошколе, я тоже хочу учиться.
3.Я хочу, чтобы ты мне позвонил.
4.Что бы вы посоветовали мне почитать?
5.Все идут на собрание, вы также должны там быть.
Проверка.
1 2 3
- + +
4 5
- +
Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Мне захотелось…
Итоги урока
Домашнее задание
П.33, упр.403(у)
1 группа
Сочинение-миниатюра «Чтобы люди тебя уважали»
2 группа упр.401 (1)