kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 10 класс по теме "Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи, презентация к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка 10 класс по теме "Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи" отражает основные этапы работы на уроке. В ней имеются задания для подготовки к ЕГЭ: тесты, работа с текстом, орфоэпическая  и словарная работа. Алгоритмы написания н и нн составлены для разных частей речи и содержат слова и правила, выходящие за рамки школьного учебника и являющиеся исключениями из правил. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 10 класс по теме "Трудные случаи написания н и нн в суффиксах разных частей речи, презентация к уроку »

Урок русского языка в 10 «А» классе   Учитель Маркова Е.Н.

Урок русского языка в 10 «А» классе

Учитель Маркова Е.Н.

Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой траве, усеянной лилиями, всегда человеку приходится взбираться по голым скалам  Джон Рёскин, английский писатель

Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой траве, усеянной лилиями, всегда

человеку приходится взбираться по голым скалам

Джон Рёскин, английский писатель

Орфоэпическая разминка  А1  Доб ы ча, зак у порить, догов о р, т о рты, балов а ться, щав е ль, з а светло, избал о ванный, сл и вовый, гофрир о ванный, диспанс е р, жалюз и , зав и дный, т о рты, нефтепров о д, обесп е ч е ние, облегч и ть, позвон и т, ход а тайство.

Орфоэпическая разминка А1

Доб ы ча, зак у порить, догов о р, т о рты, балов а ться, щав е ль, з а светло, избал о ванный, сл и вовый, гофрир о ванный, диспанс е р, жалюз и , зав и дный, т о рты, нефтепров о д, обесп е ч е ние, облегч и ть, позвон и т, ход а тайство.

Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужестве…ого, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время. Сегодняшние подростки родились в послевое…ые годы. Они не видели, как взрываются бомбы, не слышали сирен воздушной тревоги. Они не знают, как это страшно потерять хлебные карточки. Им не приходилось бежать по снегу босиком к партизанам, спасаясь от фашистов.  Это счастье, что наши дети избежали ужасов и тягот вое…ого времени. Но плохо, что некоторые взрослые, испытавшие войну на себе и прошедшие сквозь нее, стараются оградить своих детей от минимальных трудностей и забот сегодня, в мирное время.  Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их.  Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.  С. Михалков

Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужестве…ого, честного человека. Главное в воспитании – не упустить время. Сегодняшние подростки родились в послевое…ые годы. Они не видели, как взрываются бомбы, не слышали сирен воздушной тревоги. Они не знают, как это страшно потерять хлебные карточки. Им не приходилось бежать по снегу босиком к партизанам, спасаясь от фашистов.

Это счастье, что наши дети избежали ужасов и тягот вое…ого времени. Но плохо, что некоторые взрослые, испытавшие войну на себе и прошедшие сквозь нее, стараются оградить своих детей от минимальных трудностей и забот сегодня, в мирное время.

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их.

Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

С. Михалков

  •  
Одиннадцатое апреля  Классная работа Трудные случаи написания Н и НН в суффиксах  разных частей речи

Одиннадцатое апреля Классная работа

Трудные случаи написания

Н и НН в суффиксах

разных частей речи

Задачи урока: . . . Повторить ранее изученное о правописании Повторить ранее изученное о правописании Повторить ранее изученное о правописании  Н и НН в причастии, имени прилагательном,  наречии;  Систематизировать знания о трудностях в о правописании Н и НН в различных частях речи;  Систематизировать знания о трудностях в о правописании Н и НН в различных частях речи;  Систематизировать знания о трудностях в о правописании Н и НН в различных частях речи;    Готовиться к сдаче ЕГЭ;  Научиться применять полученные знания на практике     Научиться применять полученные знания на практике

Задачи урока:

.

  • .
  • .

    Повторить ранее изученное о правописании

    • Повторить ранее изученное о правописании
    • Повторить ранее изученное о правописании

    Н и НН в причастии, имени прилагательном,

    наречии;

    Систематизировать знания о трудностях в о правописании Н и НН в различных частях речи;

    • Систематизировать знания о трудностях в о правописании Н и НН в различных частях речи;
    • Систематизировать знания о трудностях в о правописании Н и НН в различных частях речи;

    Готовиться к сдаче ЕГЭ;

    Научиться применять полученные знания на практике

    • Научиться применять полученные знания на практике

    Н и НН в именах прилагательных -Н- пишется: Образованных от существительных с помощью суффиксов  - ан -, - ян -, - ин -   Напр .: кожаный, глиняный, лебединый  Искл .:  дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый В суффиксахх прилагательных –онн-, -енн - пишется НН  Напр .: станци онн ый, солом енн ый  Запомнить : ветр ен ый (день, человек), но ( без ветренный, под ветренный) В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н-.  Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а) В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько в полных.  Напр .: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)

    Н и НН в именах прилагательных

    -Н- пишется:

    • Образованных от существительных с помощью суффиксов

    - ан -, - ян -, - ин - Напр .: кожаный, глиняный, лебединый

    Искл .: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый

    • В суффиксахх прилагательных –онн-, -енн - пишется НН

    Напр .: станци онн ый, солом енн ый

    Запомнить : ветр ен ый (день, человек), но ( без ветренный, под ветренный)

    • В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н-.

    Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а)

    • В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько в полных.

    Напр .: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)

    Н и НН  в  именах существительных    В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько и в производящей основе. В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько и в производящей основе. В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько и в производящей основе.   Напр.: пута н ик (пута н ый),    Напр.: пута н ик (пута н ый),    Напр.: пута н ик (пута н ый),   избра нн ик  (избра нн ый)

    Н и НН в именах существительных

    • В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько и в производящей основе.
    • В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько и в производящей основе.
    • В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько и в производящей основе.

    Напр.: пута н ик (пута н ый),

    • Напр.: пута н ик (пута н ый),
    • Напр.: пута н ик (пута н ый),

    избра нн ик (избра нн ый)

    • избра нн ик (избра нн ый)
    • избра нн ик (избра нн ый)
    Н и НН в наречиях  В наречиях на – о (-е) пишется столько – Н –сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано  Напр.:  интерес н о (интерес н ый),    умышле нн о (умышле нн ый)

    Н и НН в наречиях

    В наречиях на – о (-е) пишется столько – Н –сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано

    Напр.: интерес н о (интерес н ый), умышле нн о (умышле нн ый)

    Причастия  -НН- Отглагольные прилагательные -Н- Скоше нн ый клевер  скосить  (сов.в.) Некоше н ый клевер  кошеный Нескоше нн ый клевер  скошенный Коше н ый клевер  косить  (несов.в.) Клевер, коше нн ый июльским утром (причаст.оборот)

    Причастия

    -НН-

    Отглагольные прилагательные

    -Н-

    Скоше нн ый клевер

    скосить

    (сов.в.)

    Некоше н ый клевер

    кошеный

    Нескоше нн ый клевер

    скошенный

    Коше н ый клевер

    косить

    (несов.в.)

    Клевер,

    коше нн ый

    июльским утром

    (причаст.оборот)

    Причастия  -НН- Отглагольные прилагательные -Н- Скоше нн ый клевер  скосить  (сов.в.) Некоше н ый клевер  кошеный Нескоше нн ый клевер  скошенный Коше н ый клевер  косить  (несов.в.) Клевер, коше нн ый июльским утром (причаст.оборот)

    Причастия

    -НН-

    Отглагольные прилагательные

    -Н-

    Скоше нн ый клевер

    скосить

    (сов.в.)

    Некоше н ый клевер

    кошеный

    Нескоше нн ый клевер

    скошенный

    Коше н ый клевер

    косить

    (несов.в.)

    Клевер,

    коше нн ый

    июльским утром

    (причаст.оборот)

    Трудные случаи употребления н и нн В прилагательных, образованных от глаголов с приставками (поношенный, умеренный, растерянный, ,подержанный отвлечённое , доверенное, отчаянный, окаянный)  Исключения: смышлёный, названый,  посажёный

    Трудные случаи употребления н и нн

    • В прилагательных, образованных от глаголов с приставками (поношенный, умеренный, растерянный, ,подержанный отвлечённое , доверенное, отчаянный, окаянный)

    Исключения: смышлёный, названый,

    посажёный

    2) В прилагательных, образованных от страдательных причастий на –ованный, ёванный (организованный, балованный, корчёванный) .  Исключения: кованый, жёваный

    2) В прилагательных, образованных от страдательных причастий на –ованный,

    • ёванный (организованный, балованный, корчёванный) .

    Исключения: кованый, жёваный

    3) В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, иногда с приставкой не- (желанный, священный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный)

    3) В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, иногда с приставкой не- (желанный, священный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный)

    4) В кратких страдательных причастиях в отличие от полных, пишется одна н , а в кратких отглагольных прилагательных нн  Все мелочи до конца продуманы.  Ответы ученицы точны и продуманны.

    4) В кратких страдательных причастиях в отличие от полных, пишется одна н , а в кратких отглагольных прилагательных нн

    Все мелочи до конца продуманы.

    Ответы ученицы точны и продуманны.

    Распределительный диктант краткое причастие краткое прилагательное  Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

    Распределительный диктант

    краткое причастие краткое прилагательное

    Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

    Решите тестовое задание  А12 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.  1)1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3

    Решите тестовое задание А12

    • 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    • Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

    1)1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3

    Решите тестовое задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнем, и давно не глаже(4)ые штаны.  1) 1, 3 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3

    Решите тестовое задание

    • 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    • На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнем, и давно не глаже(4)ые штаны.

    1) 1, 3 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3

    Решите тестовое задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Моще(1)ая мрамором гости(2)ая комната виллы украшена золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии.  1)1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 2, 4

    Решите тестовое задание

    • 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    • Моще(1)ая мрамором гости(2)ая комната виллы украшена золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии.

    1)1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 2, 4

    Проверьте себя

    Проверьте себя

    • 1- 4), 2 – 1), 3 – 3)
    «Корректор»   Задание: найдите ошибки в рассуждениях:  1) В слове стриже…ые под машинку волосы пишется одна буква н , т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.   2) Фасова..ые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида.  3) В словах деревя…ый дом и серебря…ая ложка пишутся две буквы -нн, т.к. это исключения.  4) Загруже…ая машина пишется с н , т.к. нет зависимого слова.

    «Корректор»

    Задание: найдите ошибки в рассуждениях:

    1) В слове стриже…ые под машинку волосы пишется одна буква н , т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.

    2) Фасова..ые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида.

    3) В словах деревя…ый дом и серебря…ая ложка пишутся две буквы -нн, т.к. это исключения.

    4) Загруже…ая машина пишется с н , т.к. нет зависимого слова.

    РЕФЛЕКСИЯ

    РЕФЛЕКСИЯ

    • Что полезного было сегодня на уроке?
    • С какими трудностями столкнулись?
    • Какова практическая значимость сегодняшнего урока?
    Домашнее задание 1) Сочинить буриме: ……… ..гибок ……… ..ошибок ……… ..обыкновенный ……… ..бесценный 2) Упр.

    Домашнее задание

    1) Сочинить буриме:

    ……… ..гибок

    ……… ..ошибок

    ……… ..обыкновенный

    ……… ..бесценный

    2) Упр.

    Спасибо за урок! Желаю удачи в изучении русского языка!

    Спасибо за урок!

    Желаю удачи в изучении

    русского языка!


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 10 класс

    Автор: Маркова Елена Николаевна

    Дата: 02.06.2015

    Номер свидетельства: 216998


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства