kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Три склонения имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка на тему "Три склонения имён существительных" представляет собой урок-объяснение нового материала с применением компьютерных технологий. Ребятам предлагается историческая справка возникновения типов склонения имён существительных, признаки слов, относящихся к 1, 2,3 скл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Три склонения имён существительных»

Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому













Конспект урока по русскому языку

в 5 классе














Урок разработан учителем

русского языка и литературы

РЦДО г. Стерлитамак

Астафьевой Н.Н.






Стерлитамак

2016

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Тема «Три склонения имен существительных».

Цели.

1 Образовательные:

- дать представление об основании деления существительных на три типа склонения;

- проверить умение учащихся определять склонения существительных (кроме слов на, -ия, -ие, -ий);

- повторить правила употребления большой буквы в именах собственных.

II Развивающие:

- закрепить умение находить начальную форму существительных;

- сформировать умение определять склонение существительных;

- отработать умение группировать слова в зависимости от значения.

III Воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза, группировки;

- воспитывать любовь к родине.

Оборудование: компьютер, комбинирование карточки со словами, презентация, схема – таблица «Три склонения имён существительных», тесты.

Ход урока:

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Поздравляю вас всех с наступлением весны! Как приятно видеть вас, улыбающихся, красивых, дружных. Надеюсь, вы со мной согласны. Правда, Даниил? Что ты думаешь о своих одноклассниках? (Ученик читает наизусть стихотворение)

Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

И весёлые, и счастливые.

-Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю.

II Речевая разминка

- И только такие дружные ребята смогут хором прочитать предложения, записанные на доске, тщательно проговаривая каждую букву.

Са- са -са. В лесу бегает лиса.

Со-со-со. У Коли колесо.

Су-су-су. Было холодно в лесу.

Молодцы!

- Теперь я прошу вас обратить внимание на то, какие имена существительные встречаются в этих трех предложениях. Назовите их.

(В лесу, лиса, Коли, колесо)

- К какому роду относится эти имена существительные? Докажите.

(Слово лес (он мой) )- мужской род., лиса (она моя)- женский род.,

Коля (он мой)- мужской род.,

Колесо (оно моё) средний род.

- Молодцы!

- В каком числе употреблены эти имена существительные (В ед.ч)

- Можно ли их употребить во множественном числе?

(да)

- Приведите примеры

(лес - леса, лиса-лисы, Коля-Коли, колесо-колёса)

III Проверка домашнего задания (повторение)

- А ведь мы на предыдущих уроках познакомились с группой имён существительных, которые имеют или только форму единственного числа, или – множественного числа.

- Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

- Перед вами группа слов, которые нужно распределить в два столбика.

В первый столбик выпишите имена существительные, которые имеют форму только ед.числа, а во второй - существительные, которые имеют форму множественного числа.

- Запишите число, классная работа, и слова в 2 столбика.

На доске: конфета, вилы, железо,

заморозки, бензин, дядя,

хлопоты, облако, горелки,

погода, стол, ворота, ночи,

темнота, хлопок.

- Почему несколько слов не вошли не в первый не во второй столбик?

(Потому что они имеют форму и единственные и множественные числа)

- Докажите.

(конфета,- ы; дядя, - и; облако, - а; ночи, - [ ] .)

IV Закрепление изученного в четвертом классе

- У вас на столах лежат карточки с данными словами.

- Как вы думаете, что обозначает пустые клеточки в данных карточках?

(Это окончание)

- Почему все именно шесть клеточек?

( 6 клеточек, потому что у имён существительных 6 падежей )

- Напомните мне их.

- Давайте просклоняем данные имена существительные.

- простым карандашом прямо в карточке впишете окончание.

- Одинаковы ли окончания у этих имён существительных?

(нет)

- Можно ли их распределить на группы?

(Да)

- Какие слова вы можете объединить?

(конфеты и дядя)

- Почему?

(Это существительные первого склонения ж.р. и м.р., которые оканчиваются на - а, -я.)

1 склонение

-[ а ], -[ я]

2 склонение

-[ о ], -[ е]

3 склонение

-[ ],

(Заполняются мешки)

- Итак, ребята, подведем итог.

В русском языке все имена существительные относятся к одному из трех склонений.


Обратите внимание: нами мешки завязанные, так как существительные, однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно своему склонению, значит, склонения слова - это постоянный его признак.

V Физминутка

- Мы с вами поработали очень хорошо и плодотворно, а теперь можно и отдохнуть.

(дети встают и вместе с учителем выполняют физминутку)

Хомка, Хомка - хомячок,-

Полосатенький бычок.

Щечки моет, шейку трёт,

Подметает Хомка хатку и

Выходит на зарядку.

Раз, два, три , четыре, пять

Хомка сильным хочет стать.


VI Историческая справка

- Вот какой у нас Хомка аккуратный, сильный и умный, как и мы с вами, ребята.

- Возможно, Хомка смог бы унести не только три мешка, а все пять, как это было в древнерусском языке. Ребята, вы должны знать, что такие слова как дитя, синева, путь выделились в отдельные группы склонения. Порадуемся за себя: в современном русском языке осталось только три склонения.


VII Диктант

Из 1625 года продолжают отсчитывать возраст трех склонений Кремлёвские куранты.

- Ребята, а что такое Кремлёвские куранты?

- Конечно, это часы, которые мы видим каждый год на экранах наших телевизоров.

- Так давайте напишем небольшой диктант об этой визитной карточке нашей Родине.

(Дети поочередно выходят к доске и записывают диктант, на экране демонстрируются слайды.)

Кремлёвские куранты.

Куранты – это башенные часы с боем. В столице на Спасской башней Кремля находятся старинные Кремлевские куранты. На золотом циферблате гигантские стрелки показывают точное время страны. В механизме часов 11 колоколов.

(34 сл.)

- Скажите, почему слово Спасской Кремля и Кремлёвские пишутся с большой буквы?

(Это имена собственные)

- А вот какой дополнительный материал к тексту нашего диктанта нашла Наташа, мы сейчас узнаем.

(Выходит Наташа и зачитывает дополнительный материал.)

- Вот как много мы теперь знаем о башенных часах Кремля.

- в тексте записанного вами диктанта определите склонение и падеж имен существительных.

(Дети работаю в тетрадях.)

VIII Подведение итогов

- Итак, составим алгоритм - порядок рассуждения при определении склонения существительных.

- Что нужно сделать в первую очередь?

(Чтобы правильно определить склонения существительного, надо, во-первых, поставить его в начальную форму; во-вторых определить род; в-третьих, выделить окончание.)

IX Домашнее задание

- Пользуясь этим алгоритмом, дома вы выполните упражнение 514 на странице 213.

- За сегодняшнюю работа на уроке получают оценку «5»…, оценку «4»…, оценку «3»…

- Но многие ребята тоже хотели бы пополнить копилку своих оценок, и я предлагаю вам небольшой тест.

- Ответьте на вопросы, указав лишь один верный ответ.

- Всем спасибо! До свидания!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Три склонения имён существительных

Автор: Астафьева Наталья Николаевна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "три склонения имён существительных "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "169023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423330292"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Три склонения имён существительных."
    ["seo_title"] => string(39) "trisklonieniiaimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "299681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456577455"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Сценарий урока русского языка «Три склонения имён существительных (общее представление).                           1-е склонение имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(150) "stsienarii-uroka-russkogho-iazyka-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-obshchieie-priedstavlieniie-1-ie-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "180275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425145873"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок русского языка в 4 классе. "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "140970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418045676"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Что такое склонение? Три склонения имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_4_klasse_po_teme_chto_takoe_sklonenie_tri_sklon"
    ["file_id"] => string(6) "604081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648994865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства