Разработка урока русского языка на тему "Три склонения имён существительных" представляет собой урок-объяснение нового материала с применением компьютерных технологий. Ребятам предлагается историческая справка возникновения типов склонения имён существительных, признаки слов, относящихся к 1, 2,3 скл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Поздравляю вас всех с наступлением весны! Как приятно видеть вас, улыбающихся, красивых, дружных. Надеюсь, вы со мной согласны. Правда, Даниил? Что ты думаешь о своих одноклассниках? (Ученик читает наизусть стихотворение)
Вежливые, старательные,
Скромные и внимательные,
Добрые, умные, справедливые,
И весёлые, и счастливые.
-Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю.
II Речевая разминка
- И только такие дружные ребята смогут хором прочитать предложения, записанные на доске, тщательно проговаривая каждую букву.
Са- са -са. В лесу бегает лиса.
Со-со-со. У Коли колесо.
Су-су-су. Было холодно в лесу.
Молодцы!
- Теперь я прошу вас обратить внимание на то, какие имена существительные встречаются в этих трех предложениях. Назовите их.
(В лесу, лиса, Коли, колесо)
- К какому роду относится эти имена существительные? Докажите.
- В каком числе употреблены эти имена существительные (В ед.ч)
- Можно ли их употребить во множественном числе?
(да)
- Приведите примеры
(лес - леса, лиса-лисы, Коля-Коли, колесо-колёса)
III Проверка домашнего задания (повторение)
- А ведь мы на предыдущих уроках познакомились с группой имён существительных, которые имеют или только форму единственного числа, или – множественного числа.
- Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.
- Перед вами группа слов, которые нужно распределить в два столбика.
В первый столбик выпишите имена существительные, которые имеют форму только ед.числа, а во второй - существительные, которые имеют форму множественного числа.
- Запишите число, классная работа, и слова в 2 столбика.
На доске: конфета, вилы, железо,
заморозки, бензин, дядя,
хлопоты, облако, горелки,
погода, стол, ворота, ночи,
темнота, хлопок.
- Почему несколько слов не вошли не в первый не во второй столбик?
(Потому что они имеют форму и единственные и множественные числа)
- У вас на столах лежат карточки с данными словами.
- Как вы думаете, что обозначает пустые клеточки в данных карточках?
(Это окончание)
- Почему все именно шесть клеточек?
( 6 клеточек, потому что у имён существительных 6 падежей )
- Напомните мне их.
- Давайте просклоняем данные имена существительные.
- простым карандашом прямо в карточке впишете окончание.
- Одинаковы ли окончания у этих имён существительных?
(нет)
- Можно ли их распределить на группы?
(Да)
- Какие слова вы можете объединить?
(конфеты и дядя)
- Почему?
(Это существительные первого склонения ж.р. и м.р., которые оканчиваются на - а, -я.)
1 склонение
-[ а ], -[ я]
2 склонение
-[ о ], -[ е]
3 склонение
-[ ],
(Заполняются мешки)
- Итак, ребята, подведем итог.
В русском языке все имена существительные относятся к одному из трех склонений.
Обратите внимание: нами мешки завязанные, так как существительные, однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно своему склонению, значит, склонения слова - это постоянный его признак.
V Физминутка
- Мы с вами поработали очень хорошо и плодотворно, а теперь можно и отдохнуть.
(дети встают и вместе с учителем выполняют физминутку)
Хомка, Хомка - хомячок,-
Полосатенький бычок.
Щечки моет, шейку трёт,
Подметает Хомка хатку и
Выходит на зарядку.
Раз, два, три , четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.
VI Историческая справка
- Вот какой у нас Хомка аккуратный, сильный и умный, как и мы с вами, ребята.
- Возможно, Хомка смог бы унести не только три мешка, а все пять, как это было в древнерусском языке. Ребята, вы должны знать, что такие слова как дитя, синева, путь выделились в отдельные группы склонения. Порадуемся за себя: в современном русском языке осталось только три склонения.
VII Диктант
Из 1625 года продолжают отсчитывать возраст трех склонений Кремлёвские куранты.
- Ребята, а что такое Кремлёвские куранты?
- Конечно, это часы, которые мы видим каждый год на экранах наших телевизоров.
- Так давайте напишем небольшой диктант об этой визитной карточке нашей Родине.
(Дети поочередно выходят к доске и записывают диктант, на экране демонстрируются слайды.)
Кремлёвские куранты.
Куранты – это башенные часы с боем. В столице на Спасской башней Кремля находятся старинные Кремлевские куранты. На золотом циферблате гигантские стрелки показывают точное время страны. В механизме часов 11 колоколов.
(34 сл.)
- Скажите, почему слово Спасской Кремля и Кремлёвские пишутся с большой буквы?
(Это имена собственные)
- А вот какой дополнительный материал к тексту нашего диктанта нашла Наташа, мы сейчас узнаем.
(Выходит Наташа и зачитывает дополнительный материал.)
- Вот как много мы теперь знаем о башенных часах Кремля.
- в тексте записанного вами диктанта определите склонение и падеж имен существительных.
(Дети работаю в тетрадях.)
VIII Подведение итогов
- Итак, составим алгоритм - порядок рассуждения при определении склонения существительных.
- Что нужно сделать в первую очередь?
(Чтобы правильно определить склонения существительного, надо, во-первых, поставить его в начальную форму; во-вторых определить род; в-третьих, выделить окончание.)
IXДомашнее задание
- Пользуясь этим алгоритмом, дома вы выполните упражнение 514 на странице 213.
- За сегодняшнюю работа на уроке получают оценку «5»…, оценку «4»…, оценку «3»…
- Но многие ребята тоже хотели бы пополнить копилку своих оценок, и я предлагаю вам небольшой тест.
- Ответьте на вопросы, указав лишь один верный ответ.