kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Три склонения имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка на тему "Три склонения имён существительных" представляет собой урок-объяснение нового материала с применением компьютерных технологий. Ребятам предлагается историческая справка возникновения типов склонения имён существительных, признаки слов, относящихся к 1, 2,3 скл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Три склонения имён существительных»

Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому













Конспект урока по русскому языку

в 5 классе














Урок разработан учителем

русского языка и литературы

РЦДО г. Стерлитамак

Астафьевой Н.Н.






Стерлитамак

2016

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Тема «Три склонения имен существительных».

Цели.

1 Образовательные:

- дать представление об основании деления существительных на три типа склонения;

- проверить умение учащихся определять склонения существительных (кроме слов на, -ия, -ие, -ий);

- повторить правила употребления большой буквы в именах собственных.

II Развивающие:

- закрепить умение находить начальную форму существительных;

- сформировать умение определять склонение существительных;

- отработать умение группировать слова в зависимости от значения.

III Воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза, группировки;

- воспитывать любовь к родине.

Оборудование: компьютер, комбинирование карточки со словами, презентация, схема – таблица «Три склонения имён существительных», тесты.

Ход урока:

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Поздравляю вас всех с наступлением весны! Как приятно видеть вас, улыбающихся, красивых, дружных. Надеюсь, вы со мной согласны. Правда, Даниил? Что ты думаешь о своих одноклассниках? (Ученик читает наизусть стихотворение)

Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

И весёлые, и счастливые.

-Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю.

II Речевая разминка

- И только такие дружные ребята смогут хором прочитать предложения, записанные на доске, тщательно проговаривая каждую букву.

Са- са -са. В лесу бегает лиса.

Со-со-со. У Коли колесо.

Су-су-су. Было холодно в лесу.

Молодцы!

- Теперь я прошу вас обратить внимание на то, какие имена существительные встречаются в этих трех предложениях. Назовите их.

(В лесу, лиса, Коли, колесо)

- К какому роду относится эти имена существительные? Докажите.

(Слово лес (он мой) )- мужской род., лиса (она моя)- женский род.,

Коля (он мой)- мужской род.,

Колесо (оно моё) средний род.

- Молодцы!

- В каком числе употреблены эти имена существительные (В ед.ч)

- Можно ли их употребить во множественном числе?

(да)

- Приведите примеры

(лес - леса, лиса-лисы, Коля-Коли, колесо-колёса)

III Проверка домашнего задания (повторение)

- А ведь мы на предыдущих уроках познакомились с группой имён существительных, которые имеют или только форму единственного числа, или – множественного числа.

- Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

- Перед вами группа слов, которые нужно распределить в два столбика.

В первый столбик выпишите имена существительные, которые имеют форму только ед.числа, а во второй - существительные, которые имеют форму множественного числа.

- Запишите число, классная работа, и слова в 2 столбика.

На доске: конфета, вилы, железо,

заморозки, бензин, дядя,

хлопоты, облако, горелки,

погода, стол, ворота, ночи,

темнота, хлопок.

- Почему несколько слов не вошли не в первый не во второй столбик?

(Потому что они имеют форму и единственные и множественные числа)

- Докажите.

(конфета,- ы; дядя, - и; облако, - а; ночи, - [ ] .)

IV Закрепление изученного в четвертом классе

- У вас на столах лежат карточки с данными словами.

- Как вы думаете, что обозначает пустые клеточки в данных карточках?

(Это окончание)

- Почему все именно шесть клеточек?

( 6 клеточек, потому что у имён существительных 6 падежей )

- Напомните мне их.

- Давайте просклоняем данные имена существительные.

- простым карандашом прямо в карточке впишете окончание.

- Одинаковы ли окончания у этих имён существительных?

(нет)

- Можно ли их распределить на группы?

(Да)

- Какие слова вы можете объединить?

(конфеты и дядя)

- Почему?

(Это существительные первого склонения ж.р. и м.р., которые оканчиваются на - а, -я.)

1 склонение

-[ а ], -[ я]

2 склонение

-[ о ], -[ е]

3 склонение

-[ ],

(Заполняются мешки)

- Итак, ребята, подведем итог.

В русском языке все имена существительные относятся к одному из трех склонений.


Обратите внимание: нами мешки завязанные, так как существительные, однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно своему склонению, значит, склонения слова - это постоянный его признак.

V Физминутка

- Мы с вами поработали очень хорошо и плодотворно, а теперь можно и отдохнуть.

(дети встают и вместе с учителем выполняют физминутку)

Хомка, Хомка - хомячок,-

Полосатенький бычок.

Щечки моет, шейку трёт,

Подметает Хомка хатку и

Выходит на зарядку.

Раз, два, три , четыре, пять

Хомка сильным хочет стать.


VI Историческая справка

- Вот какой у нас Хомка аккуратный, сильный и умный, как и мы с вами, ребята.

- Возможно, Хомка смог бы унести не только три мешка, а все пять, как это было в древнерусском языке. Ребята, вы должны знать, что такие слова как дитя, синева, путь выделились в отдельные группы склонения. Порадуемся за себя: в современном русском языке осталось только три склонения.


VII Диктант

Из 1625 года продолжают отсчитывать возраст трех склонений Кремлёвские куранты.

- Ребята, а что такое Кремлёвские куранты?

- Конечно, это часы, которые мы видим каждый год на экранах наших телевизоров.

- Так давайте напишем небольшой диктант об этой визитной карточке нашей Родине.

(Дети поочередно выходят к доске и записывают диктант, на экране демонстрируются слайды.)

Кремлёвские куранты.

Куранты – это башенные часы с боем. В столице на Спасской башней Кремля находятся старинные Кремлевские куранты. На золотом циферблате гигантские стрелки показывают точное время страны. В механизме часов 11 колоколов.

(34 сл.)

- Скажите, почему слово Спасской Кремля и Кремлёвские пишутся с большой буквы?

(Это имена собственные)

- А вот какой дополнительный материал к тексту нашего диктанта нашла Наташа, мы сейчас узнаем.

(Выходит Наташа и зачитывает дополнительный материал.)

- Вот как много мы теперь знаем о башенных часах Кремля.

- в тексте записанного вами диктанта определите склонение и падеж имен существительных.

(Дети работаю в тетрадях.)

VIII Подведение итогов

- Итак, составим алгоритм - порядок рассуждения при определении склонения существительных.

- Что нужно сделать в первую очередь?

(Чтобы правильно определить склонения существительного, надо, во-первых, поставить его в начальную форму; во-вторых определить род; в-третьих, выделить окончание.)

IX Домашнее задание

- Пользуясь этим алгоритмом, дома вы выполните упражнение 514 на странице 213.

- За сегодняшнюю работа на уроке получают оценку «5»…, оценку «4»…, оценку «3»…

- Но многие ребята тоже хотели бы пополнить копилку своих оценок, и я предлагаю вам небольшой тест.

- Ответьте на вопросы, указав лишь один верный ответ.

- Всем спасибо! До свидания!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Три склонения имён существительных

Автор: Астафьева Наталья Николаевна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "три склонения имён существительных "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "169023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423330292"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Три склонения имён существительных."
    ["seo_title"] => string(39) "trisklonieniiaimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "299681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456577455"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Сценарий урока русского языка «Три склонения имён существительных (общее представление).                           1-е склонение имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(150) "stsienarii-uroka-russkogho-iazyka-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-obshchieie-priedstavlieniie-1-ie-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "180275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425145873"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок русского языка в 4 классе. "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "140970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418045676"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Что такое склонение? Три склонения имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_4_klasse_po_teme_chto_takoe_sklonenie_tri_sklon"
    ["file_id"] => string(6) "604081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648994865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства