Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Самоопределе-ние к деятельности. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: | Слайд 3. Долгожданный дан звонок! Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Начинаем урок русского языка. Слайд 4. А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова. «Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? - Правильно. А еще правильно и красиво писать. Слайд 5. А для этого проведем минутку чистописания. Слайд 6. |
Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.
-Правильно и красиво говорить. Учащиеся выполняют задание по чистописанию. Запись числа и классной работы. | Личностные : самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: | - На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому сейчас мы с вами поиграем. Слайд 7,8. Игра называется «Узнай падеж» (работа в парах). (приложение 1) - Какая из пар быстро и правильно узнает падеж, та и победит. Задание для работы в парах: кому? (Д.п.) на, за, под, через, про, в (В.п.) нет (Р.п.) «щедрый» падеж (Д.п.) без предлога не употребляется (П.п.) подлежащее (И.П.) «падеж-работяга» (Т.п.) кого? (Р.п., В.п.) два предлога (Д.п.) что? (И.п., В. п.) о, об (П.п.) (проверка проведена в форме фронтального опроса) | Ребята определяют падеж по данным признакам. | Коммуникативные: работать в парах, контролировать действия партнёра; слушать и понимать речь других Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме |
3. Постановка учебной задачи. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: научиться определять склонение имён существительных | -Прочитайте предложение (запись на доске) Бабушка рассказала мне о сестр..и дочер… -Найдите в предложении однородные члены -Каким членом предложения они являются? -Какой частью речи они выражены? -Определите их род и падеж. Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные? (учитель дописывает окончания) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери. -Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? - Как же нам разрешить возникшую проблему? -Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание? Слайд 9. -Откройте учебник на стр.97 и прочитайте название темы - Объясните значение слова «склонение». -Подберите к слову «склонение» однокоренные слова. -Что значит «имя существительное склоняется»? -Почему же три склонения? -Сформулируйте задачи урока | Учащиеся читают данное предложение -О сестре и дочери -Второстепенным членом предложения -Это имена существительные Женский род, П.п Ответы детей Предположения детей Учащиеся высказывают свои мнения -Три склонения имён существительных Ответы детей Склониться, поклон, склонённый -Изменяется по падежам и числам Ответы детей Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Регулятивные : самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент. |
4. «Открытие нового знания» Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: Физкультминутка. | Работа по учебнику. Упр. 178 ( с. 97) -Просклоняйте письменно каждую группу имён существительных и понаблюдайте, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении? Слайд 10 Первый ряд- лиса, сестра, папа, второй ряд –гнездо, стол, окно, третий ряд- степь, рожь,глушь. (коллективная проверка) Слайд 11, 12,13 - Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? -Давайте обратимся с вами к рубрике «Заметьте». (с. 97) - Сколько групп склонений в русском языке? -По каким признакам мы сгруппировали имена существительные - С помощью рода и окончания можно определить склонение. Существительные бывают 1 , 2, 3 склонения. Слайд 14. Вывод: -к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. - ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. - к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце Слайд 15. | Три ученика работают у доски. Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп. Один из учеников зачитывает. Три По роду и по окончанию | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: | Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 16. (упр.179) - Слова какой части речи вы записали? -Какого они рода? -Какие имеют окончания? -В каком числе употреблены? -Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали? | Ребята самостоятельно записывают слова Имена существительные Мужского и женского -а, -я. В единственном числе. Это имена существительные 1-го склонения | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
| Работа по карточкам (приложение 2) Слайд 17 - Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1-го склонения. (взаимопроверка) | Ребята работают в карточкам. Затем сверяют свои ответы с ответами на экране. | Личностные : самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено; действовать по инструкции оценивать собственную успешность выполнения задания |
7. Рефлексия деятельности Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
| -Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок. Слайд 18. -Перед вами лист «самооценки». (приложение 3) -Оцените свою работу на уроке. -Выберите к каждому вопросу ответы.(приложение) | Учащиеся оценивают свою работу | Познавательные : рефлексия Регулятивные : оценка - выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: формировать собственное мнение |
8. Итог урока. Домашнее задание. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: | - Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока: -Почему в словах о сестре, о дочери - разные окончания? Слайд 19. - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? -Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа? -Расставьте слова в нужном порядке: склонение, окончание, род -Сколько групп склонений в русском языке? Слайд 20. -Домашнее задание: с. 98. правило, упр.180 Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. Слайд 21. | Существительные сестра, дочь разного склонения: сестра - I скл., дочь - III скл Чтобы правильно писать окончания существительные Ответы детей Род, окончание, склонение Три группы склонений | Личностные : смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Литература: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс: В 2 ч., М., Прсвещение, 2010г. Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. М.:ВАКО, 2014.- 496с. А.Г.Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.2-е издание. М., Просвещение, 2010. Приложение 1 Игра «Узнай падеж» кому? (...п.) на, за, под, через, про, в (...п.) нет (...п.) «щедрый» падеж (...п.) без предлога не употребляется (...п.) подлежащее (...п.) «падеж-работяга» (...п.) кого? (...п., ...п.) два предлога (...п.) что? (...п., ... п.) о, об (...п.) Приложение 2 Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1-го склонения. Быль – сказка, вред- польза, война –мир, грязь – чистота, работа –отдых, родина – чужбина, тишина – шум, тоска- веселье, нищета – богатство, молодость- старость. Приложение 3 |