kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Что такое склонение? Три склонения имён существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Цель: Осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имён существительных и развитие умения работать по алгоритму.

Задачи урока:

- Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных; выявить признаки, по которым существительное относится к одному из трёх типов склонения, учить распознавать склонения имён существительных по окончаниям (в начальной форме) и по роду;

-  воспитывать культуру поведения на уроке, самостоятельность, терпение друг к другу, умение слушать.

Тип урока – «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Форма урока – комбинированный урок с элементами технологий проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Что такое склонение? Три склонения имён существительных».»






Конспект урока русского языка в 4 классе

по теме «Что такое склонение? Три склонения имён существительных».

(Технология проблемного обучения.)

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Цель: Осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имён существительных и развитие умения работать по алгоритму.

Задачи урока:

- Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных; выявить признаки, по которым существительное относится к одному из трёх типов склонения, учить распознавать склонения имён существительных по окончаниям (в начальной форме) и по роду;

- воспитывать культуру поведения на уроке, самостоятельность, терпение друг к другу, умение слушать.

Тип урока – «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Форма урока – комбинированный урок с элементами технологий проблемного обучения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Оргмомент


Ι. Актуализация знаний.


Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Для начала повторим, что уже знаем.

1. Повторение изученного о падежах.

Игра «Узнай падеж».

Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж.

Материал для игры:

а) кому? (Д.п.)

б) на, за, под, через, про, в (В.п.)

в) нет (Р.п.)

г) «щедрый» падеж (Д.п.)

д) без предлога не употребляется (П.п.)

е) подлежащее (И.п.)

ж) «падеж-работяга» (Т.п.)

з) кого? (В.п., Р.п.)

и) два предлога (Д.п.)

к) что? (И.п., В.п.)

л) о, об (П.п.)

2. Словарная работа (запись слов в тетради с проговариванием).

Узнай слово по его значению:

1). Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда.

2). Это слово употребляется в прямом и переносном значении:

а). Скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере.

б). Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь.

3). Следующее слово многозначное:

а). Отдельное сочленение, звено, отрезок в составе чего-нибудь.

б). Изгиб чего-нибудь идущего ломаной линией.

в). Сустав, соединяющий бедро и голень.

4). Лексическое значение этого слова:

а). Беспокойство, волнение.

б). Сигнал об опасности (перен.: бить тревогу).

5). В первом значении это слово обозначает общество, группу лиц, проводящих время вместе, а во втором – торговое или промышленное предприятие.

6). Следующее слово – это грамматическое понятие (форма изменения имени).

7). Нарядное празднество с шествиями, уличным маскарадом.

8). Точная, буквальная выдержка из какого-либо текста.

9). Последнее слово имеет три значения:

а). Постановление.

б). Заключение, вывод из чего-нибудь.

в). Ответ к задаче, искомое выражение.

- Что делать, если мы не знаем значение слова, к какому источнику можно обратиться?

- Что объединяет все слова в кроссворде?

Д: орфограмма – безударная гласная, непроверяемая ударением;

часть речи – существительные.

- По какому признаку можно было бы объединить слова в группы?

Д: по орфограмме, по родам.

- Что вы можете сказать о роде имён существительных?

Д: род имён существительных - постоянный признак, бывают сущ-ные м. р., ж. р., ср. р..

- Как определяем род имён существительных?

Д: по опорным словам: она моя, он мой, оно моё.

Показ слайда № 3.




д

е

с

е

р

т



о

б

л

а

к

о







к

о

л

е

н

о



т

р

е

в

о

г

а



к

о

м

п

а

н

и

я





п

а

д

е

ж






к

а

р

н

а

в

а

л





ц

и

т

а

т

а



р

е

ш

е

н

и

е











- Обратите внимание на ключевое слово в кроссворде.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (дети называют тему и читают по учебнику).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации


II. Формулирование проблемы.


1. Введение в раздел.

– Прочитайте название раздела.

– Какое слово вам встречается впервые? Подберите однокоренные

слова. (Склониться, поклон, склонённый.)

– Сформулируйте вопросы, которые возникают после прочтения

нового раздела. (Что такое склонение? Какие это три склонения, в

чём их различие?)

2. Постановка проблемы.

Используется подводящий диалог.

– Прочитайте предложение. Показ слайда № 4.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

– Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж.

– Выделите окончания.

ж.р., П. ж.р., П.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

– Какие вопросы возникают? (Почему у существительных одного и того же рода в одном и том же падеже окончания разные?)

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


III. Открытие новых знаний.

1. Работа в учебнике.

Наблюдение за словоизменением существительных с однотипными окончаниями в И.п.

Упр. 158 выполняется по заданию.

  1. Ученики вписывают окончания:

Показ слайда № 5.


Вывод: У имён существительных женского и мужского рода могут быть одинаковые окончания в начальной форме, только по-разному распределяются (в м.р. – чаще, а в ж.р. – -а, -я).

2) Проверка домашнего задания.

Дома дети по группам изменяли имена существительные из упражнения 158.

1-я группа. Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, все учащиеся вписывают окончания и сравнивают их.

Вывод: В одинаковых падежах а–я, ы–и, у–ю, ой–ёй – это варианты одного и того же окончания. В слове земля основа оканчивается на мягкий согласный звук [л'], на письме мягкость обозначена буквой я, в слове страна основа оканчивается на твёрдый согласный [н], для обозначения твёрдости используется буква а. Буквы а–я, а звук [а].

3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием -а, -я в начальной форме.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

Этот вывод может быть зафиксирован на боковой части доски или на слайде.

Верхняя строка пропущена, на ней потом появится надпись 1-е склонение.


ж.р. и м.р.

-а, -я

одинаковые падежные

окончания

Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, записывают другие выводы, после чего делается обобщающий вывод: в русском языке три группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

– Как иначе можно назвать эти группы слов? - Давайте вспомним, что мы делали, чтобы прийти к этому выводу?

(изменяли существительные по падежам, изменяли форму слова).

- Вернемся к началу урока. Как мы назвали изменение формы, состояния? (Склонение).

- Как же можно назвать три группы слов, которые у нас получились? (склонениями существительных: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение).

Показ слайда № 6.

- Проговорите, какие существительные относятся к каждому склонению?

- Давайте сверим наши выводы с определением учебника. Прочитайте текст определения на стр. с. 141.

Прочитайте про себя определение.

– Запишите название над группами.

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

ж.р. и м.р. м.р. ж.р.

-а, -я ср.р. -о, -ё ь

2. Чтение вслух текста определения.

– На что вы ориентировались при чтении? (На выделенные слова, выделенные части (абзацы), примеры.)

– Какие вопросы вы задавали себе по ходу чтения?

Беседа на понимание.

– Что значит «просклонять» слово? Просклоняйте слово точка.

– К какому склонению вы его отнесёте?

– Обязательно ли для определения склонения изменять слово?

– Назовите признаки, по которым мы определяем склонение имён существительных. (Род и окончание в начальной форме.)

– Как вы понимаете значение слова однотипные? (Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими одни и те же звуки, например, а/я, у/ю.)

3. Ответы на вопросы учебника (2 и 4) после текста определения в рамке (с. 141).

Ответ на основной (проблемный) вопрос урока.

– Вспомните наше предложение в начале урока.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

– Почему у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям.)

4. Выведение алгоритма определения склонения.

– Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род и окончание.) Например, о сестре – н.ф. сестра, ж.р., окончание – а, следовательно, это существительное 1-го склонения; о дочери – н.ф. дочь, ж.р., окончание –_ , следовательно, это существительное 3-го скл.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Физминутка

Учитель читает существительные. Если существительное 1 склонения - дети хлопают, если второго - поднимают руки вверх, если третьего – приседают.


IV. Развитие умений.











Работа в учебнике.

1. Упр. 159 – развивается умение определять склонение имён существительных. Выполняется на доске под руководством учителя.

Образец записи слов с орфограммой-буквой непроверяемого гласного в корне:

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.












V. Рефлексия

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

- Кому понравилось на уроке?

- Кому было легко? Кто испытывал затруднения?

- Кому ещё трудно определять склонение существительных? Что может помочь? (опора, опорные слова).

- Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Что ещё не удалось? Почему, как вы считаете?

- Те знания, которые вы приобрели сегодня на уроке, могут ли помочь вам в будущем? Где и для чего вы можете их использовать?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


VI. Итог урока.


Тест контроль:

– Запишите опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных. (И.п., ед.ч., род, окончание.)

Проверка по слайду 7.





VII. Домашнее задание.

1. Написать в тетрадях по тексту в рамке (с. 141) схему-опору для определения склонения имён существительных.

2. Подобрать к каждому склонению одно существительное и просклонять.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саушкина Галина Георгиевна

Дата: 03.04.2022

Номер свидетельства: 604081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка по теме " Правописание безударных окончаний имён существительных""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "315493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883754"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных в косвенной форме""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieuprazhnieniievopriedielieniisklonieniiaimiensushchiestvitielnykhvkosviennoiformie"
    ["file_id"] => string(6) "263822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449596308"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "108022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403536877"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства