1. Работа в учебнике. Наблюдение за словоизменением существительных с однотипными окончаниями в И.п. Упр. 158 выполняется по заданию. Ученики вписывают окончания: Показ слайда № 5. Вывод: У имён существительных женского и мужского рода могут быть одинаковые окончания в начальной форме, только по-разному распределяются (в м.р. – чаще, а в ж.р. – -а, -я). 2) Проверка домашнего задания. Дома дети по группам изменяли имена существительные из упражнения 158. 1-я группа. Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, все учащиеся вписывают окончания и сравнивают их. Вывод: В одинаковых падежах а–я, ы–и, у–ю, ой–ёй – это варианты одного и того же окончания. В слове земля основа оканчивается на мягкий согласный звук [л'], на письме мягкость обозначена буквой я, в слове страна основа оканчивается на твёрдый согласный [н], для обозначения твёрдости используется буква а. Буквы а–я, а звук [а]. 3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием -а, -я в начальной форме. Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Этот вывод может быть зафиксирован на боковой части доски или на слайде. Верхняя строка пропущена, на ней потом появится надпись 1-е склонение. ж.р. и м.р. -а, -я одинаковые падежные окончания Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, записывают другие выводы, после чего делается обобщающий вывод: в русском языке три группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах. – Как иначе можно назвать эти группы слов? - Давайте вспомним, что мы делали, чтобы прийти к этому выводу? (изменяли существительные по падежам, изменяли форму слова). - Вернемся к началу урока. Как мы назвали изменение формы, состояния? (Склонение). - Как же можно назвать три группы слов, которые у нас получились? (склонениями существительных: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение). Показ слайда № 6. - Проговорите, какие существительные относятся к каждому склонению? - Давайте сверим наши выводы с определением учебника. Прочитайте текст определения на стр. с. 141. Прочитайте про себя определение. – Запишите название над группами. 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. ж.р. и м.р. м.р. ж.р. -а, -я ср.р. -о, -ё ь 2. Чтение вслух текста определения. – На что вы ориентировались при чтении? (На выделенные слова, выделенные части (абзацы), примеры.) – Какие вопросы вы задавали себе по ходу чтения? Беседа на понимание. – Что значит «просклонять» слово? Просклоняйте слово точка. – К какому склонению вы его отнесёте? – Обязательно ли для определения склонения изменять слово? – Назовите признаки, по которым мы определяем склонение имён существительных. (Род и окончание в начальной форме.) – Как вы понимаете значение слова однотипные? (Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими одни и те же звуки, например, а/я, у/ю.) 3. Ответы на вопросы учебника (2 и 4) после текста определения в рамке (с. 141). Ответ на основной (проблемный) вопрос урока. – Вспомните наше предложение в начале урока. Старая женщина волновалась о сестре и дочери. – Почему у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям.) 4. Выведение алгоритма определения склонения. – Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род и окончание.) Например, о сестре – н.ф. сестра, ж.р., окончание – а, следовательно, это существительное 1-го склонения; о дочери – н.ф. дочь, ж.р., окончание –_ , следовательно, это существительное 3-го скл. |