Закрепить знания учащихся о главных членах предложения; совершенствовать умения находить их в предложении; правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащими и сказуемым.»
Григорьян Елизавета Егоровна
Учитель русского языка и литературы
Програма:Русский язык : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. / сост. Симонова И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Филиппская Е.М., Тупикина Е.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2016. – 111 с.
Тростенцова, Л. А. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина,
О. М. Александрова;]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 271 с.
Тема: Тире между подлежащими и сказуемым.
Цели: закрепить знания учащихся о главных членах предложения; совершенствовать умения находить их в предложении; правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки.
- Чем отличается составное именное сказуемое от составного глагольного?
- Если сказуемое выражено личной формой глагола, то оно называется…
- Если сказуемое выражено не глаголом, то оно называется…
2. Практическая работа с языковым материалом
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, определить грамматическую основу каждого предложения, указать вид сказуемых. (1 слайд)
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
М..лькнет и нет: извес(?)но это,
Хоть мы пр..знат(?)ся (не) х..тим.
Уж реже солнышко бл..стало,
К..роче ст..новился день,
Л..сов т..инстве(н нн)ая сень
С п..чальным шумом обн..жалась,
Л..жился на поля туман,
Гусей кр..кливых к..р..ван
Т..нулся к югу: пр..бл..жалась
Д..вольно ску..ная п..ра;
Ст..ял ноябрь уж у двора.
(А.С. Пушкин)
І І І. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Подлежащее и сказуемое не случайно называют грамматической основой предложения: к ним присоединяют все второстепенные члены предложения. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится все предложение.
ІV. Изучение нового материала
1. Работа над составлением конспекта-схемы (2слайд)
Тире ставится:
1. Существительное + существительное
Лес — друг человека.
2. Числительное + числительное
Дважды два — четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу — любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача — хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком — удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение — вот лучшее учение.
Тире не ставится:
1. При сказуемом есть не
Старость не радость.
2. При сказуемом есть как, будто
Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим.
Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться
Ты - лучший человек на свете.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (стр. 68,69).
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
2. Распределительный диктант.
(Записать в два столбика . Тире ставится .Тире не ставится. (на слайде №3 знаки не расставлены)
l) Beнера – самая яркая звезда ночного неба.
2) 3емля велика и прекрасна.
3) Ее глаза как яркие звезды.
4) Жить – Родине служить.
5) Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. (Пушкин).
6) Наши души – зеркала, отражающие нас.
7) В бою побывать – цену жизни узнать.
8) Воздух как роза.
9) Этот день словно праздник.
10) Север – это, болото без дна и края.
11) Дважды два – четыре.
12) Дело художника – рождать радость.
3. Практическая работа с языковым материалом.
Осложненное списывание
Задание
Сформулируйте главную мысль текста.
Укажите орфограммы и пунктограммы на месте пропусков и скобок. Обоснуйте свой ответ.
Главные члены подчеркните соответствующей чертой. Скажите, чем выражены сказуемые.
Слайд №4
Алексей Гаврилович Венецианов был первым, кто открыл красоту пр..стого ру(с, сс)кого человека - труженика. Его творчество подвиг правды и поэзии. П..лотна живописца песнь о народе ру(с, сс)ком звучащая сегодня величестве(н, нн)о и пр..красно.
Венецианов любил народ верил в его духовные силы и стр..мился в св..их пр..изведениях запечатлеть внутре(н, нн)ее благородство вр..жде(н, нн)ый ум см..калку и талантливость ру(с, сс)ком иску(с,сс)тве, и его роль н..ватора (не)оценима.