т: Тире между подлежащим и сказуемым 5 кл.
Цели: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; выработать навык правильной постановки тире,
сформировать умение выделять подлежащее и сказуемое в предложении, развитие речи, орфографической и пунктуац. зоркости, воспитывать сплоченность и самостоятельность. / У Р О К!!!! - расшифруем вместе./
Ход урока:
I. Организационный момент. Тренинг. Настрой на урок.
Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
Распределительный диктант.
Запишите слова под диктовку в два столбика: 1) слова с разделительным ь; 2) слова с разделительным ъ.
/Листья, подъем, стулья, воробьи, съезд, ладонью, рожью, объединить, съёмка, подъезд, бельё, разъяренный.- составьте с/сл – С У П!!!
II. Чтение учителем грамматической сказки о подлежащем и способах его выражения.
В грамматическом театре шло распределение ролей. Главный режиссер, всеми уважаемая Грамматика, готовила артистов (части речи) к постановке пьесы «Это непростое простое предложение».
В театральной гостиной собрались ведущие актеры труппы: Имена Существительные, Местоимения, Глаголы. Частям речи было известно, что сегодня состоится распределение двух главных ролей в пьесе, что будут назначены не только основные исполнители, но и их дублёры.
В гостиную вошла Грамматика.
- Друзья, - сказала она, - в новой пьесе две главные роли: это Подлежащее и Сказуемое, образующие грамматическую основу предложения. Я думаю, вам интересно услышать о характере действующих лиц.
Первым в списке действующих лиц стоит Подлежащее. И не случайно. Подлежащее обозначает предмет речи – то, о чём говорится в предложении, и поэтому является своеобразным хозяином предложения. К голосу его прислушивается второй член предложения – Сказуемое. Кому же предложим эту роль?
- Наверное, именам Существительным – они называют предмет в широком смысле слова (жизнь, правда, свобода, школа, человек, птица), и они смогут выразить характерные признаки предмета речи. Как думают сами Существительные?
После короткой паузы раздался голос одного из актеров:
- Роль независимого главного члена предложения весьма почётна. Мы благодарим за доверие. И попытаемся сыграть роль Подлежащего, используя свою начальную форму – именительный падеж.
- Вношу уточнение! – закричало Местоимение. - Прошу назначить и нас на эту роль. Если Существительное называет предмет, то мы указываем на него (я, он, ты, мы…).
Части речи и режиссёр согласились. Решением театрального совета на главную роль Подлежащего были утверждены Существительное и Местоимение.
- А теперь обсудим особенности другого члена предложения – Сказуемого.
Обратите внимание, что Сказуемое непосредственно связано с Подлежащим. Оно определяет предмет речи, наделяет его разнообразными признаками в широком смысле слова. (Качествами, действиями, состояниями.)
- Как вы думаете, ребята, какую часть речи утвердили на эту роль?
- Конечно, глагол, но есть и другие претенденты. Кто они? (Прилагательное.)
- Я думаю, что на эту роль мы обязательно пригласим прилагательные.
- Постойте, постойте! – раздался встревоженный голос Имени Существительного. – А обо мне вы забыли? Конечно, одну из главных ролей мне уже дали – роль Подлежащего, но и в роли сказуемого мне приходится немало потрудиться. Несправедливо забывать об этом. Посмотрите на эти предложения.
Астана – столица Казахстана.
Книга – верный друг и помощник.
- Минуточку! Тогда и обо мне не стоит забывать! – подало голос Краткое Прилагательное. – Пусть я всего лишь Краткое Прилагательное, но роль я выполняю вполне серьезную и ответственную! Ведь я всегда играю роль Сказуемого в предложении.
- Да, конечно, это справедливо! – закричали все хором.
- Ну что ж, вы правы, друзья, благодарю всех за инициативу, - сказала Грамматика. - На этом распределение главных ролей считаю законченным.
III. Объяснение новой темы.
Самостоятельная работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно изучают материал и сравнивают. § 25 учебника.
Диалог - беседа. Работа в группах.
- Давайте ненадолго покинем театральную гостиную и вернёмся в класс. Скажите, какие части речи утвердила Грамматика на роль Подлежащего и Сказуемого?
- Дайте полное определение главным членам предложения (подлежащего и сказуемого) и расскажите о способах их выражения.
- Сравните свой ответ с правилом на стр. 57, 60 учебника.
Проверочная работа.
Укажите номера предложений, в которых подлежащее выражено существительным.
Подсказка: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
1. Труд человека дивное диво творит.
2. Небо чистое.
3. Она осветила верхушки тёмного леса.
4. Астана – столица Казахстана.
5. Скинуло кафтан зелёный лето.
6. Вот уж утро.
7. Светает.
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют в орфодн. Диаграмму Венна.
подлежащее
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Тренировочные упражнения
Учащиеся выполняют упр. 200
Закончи предложения с взаимопроверкой. Карточки:
Подсолнух - _________________________________________________ .
Хорошая книга - _____________________________________________ .
Любовь к своей земле – это ____________________________________ .
Зимний лес – это _____________________________________________ .
Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.
== ТЕКСТ: Андерсен – великий датский сказочник. Герда и Кай – герои его сказки «Снежная королева». Герда – смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Домашнее задание
1. § 25.
2. Упр. 199 на стр. 62.
IV. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
1.Проверочная работа. Подчеркните подлежащее и сказуемое, чем они выражены?
Подсказка: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
1. Труд человека дивное диво творит.
2. Небо чистое.
3. Она осветила верхушки тёмного леса.
4. Астана – столица Казахстана.
5. Скинуло кафтан зелёный лето.
6. Вот уж утро.
7. Светает.
- Закончи предложения. Далее - взаимопроверка.
Подсолнух - _________________________________________________ .
Хорошая книга - _____________________________________________ .
Любовь к своей земле – это ____________________________________ .
Зимний лес – это _____________________________________________ .
Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.
3.== ТЕКСТ: Андерсен – великий датский сказочник. Герда и Кай – герои его сказки «Снежная королева». Герда – смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
1.Проверочная работа. Подчеркните подлежащее и сказуемое, чем они выражены?
Подсказка: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
1. Труд человека дивное диво творит.
2. Небо чистое.
3. Она осветила верхушки тёмного леса.
4. Астана – столица Казахстана.
5. Скинуло кафтан зелёный лето.
6. Вот уж утро.
7. Светает.
- Закончи предложения. Далее - взаимопроверка.
Подсолнух - _________________________________________________ .
Хорошая книга - _____________________________________________ .
Любовь к своей земле – это ____________________________________ .
Зимний лес – это _____________________________________________ .
Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.
3.== ТЕКСТ: Андерсен – великий датский сказочник. Герда и Кай – герои его сказки «Снежная королева». Герда – смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.