Цели урока:
Обучающие
· знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
· научиться правильно ставить его.
Развивающие
· развить у обучающихся умение применять полученные знания;
· обогатить словарный запас обучающихся.
Воспитывающие
· формировать интерес к предмету;
· способствовать приобретению навыков общения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- фронтальный опрос
· Назовите главные члены предложения.
· Что такое подлежащее?
· Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
· Какой член предложения называется сказуемым?
· На какие виды делятся сказуемые?
- работа у доски по карточкам
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
- Жизнь прекрасна и удивительна!
- Сияют переливаются купола собора.
- Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
- Краткость достоинство прозы.
III. Объяснение нового материала.
- беседа
– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.
– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.
- запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
- запись опорных схем в тетрадь.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
Сущ. И.п. — сущ. И.п.
Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).
Числ. И.п. — числ. И.п.
Девятью сорок — триста шестьдесят.
Сущ. И.п. — числ. И.п.
Числ. И.п. — сущ. И.п.
Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).
Сущ. И.п. — н. ф. глаг.
Н. ф. глаг. — сущ. И.п.
Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).
Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.
Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).
_____ — это
Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев).
_____ — вот
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).
_____ — значит
Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
Личное мест. сущ.
Вы умный человек, поймёте. (Чехов).
Сущ. И.п. не сущ. И.п.
Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.
Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.
Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Сущ. прилаг.
Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).
Сущ. есть сущ.
Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).
Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
III. Закрепление полученных знаний
- Распределительный диктант.
Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.
- Наша задача – хорошо учиться.
- Ум без книги как птица без крыльев.
- Старость не радость.
- Человек – вот правда жизни.
- Люди как реки.
- Великое дело новость.
- Пятью пять – двадцать пять.
- Погода несносная, дорога скверная.
- Татьяна не дитя.
- Говорить не думая – стрелять не целясь.
- Он порча, он чума, он язва здешних мест.
- Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
- Сердце не камень.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.
3. Программированный диктант.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1.
-
Труд как блестящая сталь.
2.
+
О решенном говорить – только путать.
3.
+
Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.
4.
-
Бедность не порок.
5.
-
Июнь лишь начало лета.
6.
-
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
7.
+
Сердце наше – вечная тайна для нас самих.
8.
+
Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
9.
+
Искусство – это мышление в образах.
10.
+
Память - одно из важнейших свойств бытия.
- Распределительный диктант
I команда. Записывает предложения с постановкой тире.
II команда. Записывает предложения без постановки тире.
1) Книга – источник знания.
2) Книга будто друг.
3) Слово – одежда всех фактов.
4) Хорошие книги – вот верные друзья.
5) Он читатель.
6) Читать вечером книги – мое любимое занятие.
7) Любимая книга словно сказка.
8) Чтение научной литературы не шутка.
9) Я писатель.
Проверить, объяснить.
5. Тест на первичное усвоение знаний.
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие – вот наша задача.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание