kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающие

·         знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

·         научиться правильно ставить его.

Развивающие

·         развить у обучающихся умение применять полученные знания;

·         обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

·         формировать интерес к предмету;

·         способствовать приобретению навыков общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос

·         Назовите главные члены предложения.

·         Что такое подлежащее?

·         Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

·         Какой член предложения называется сказуемым?

·         На какие виды делятся сказуемые?

  1. работа у доски по карточкам

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. — сущ. И.п.

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг.  — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

_____ — это

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).

_____ — вот

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

_____ — значит

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово,  союзы тоже, также,  лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин).  Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

  1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек – вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять – двадцать пять.
  8. Погода несносная, дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.

  1. Распределительный диктант

I команда. Записывает предложения с постановкой тире.

II команда. Записывает предложения без постановки тире.

1)      Книга – источник знания.

2)      Книга будто друг.

3)      Слово – одежда всех фактов.

4)      Хорошие книги – вот верные друзья.

5)      Он читатель.

6)      Читать вечером книги – мое любимое занятие.

7)      Любимая книга словно сказка.

8)      Чтение научной литературы не шутка.

9)      Я писатель.

Проверить, объяснить.

5. Тест на первичное усвоение знаний.

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие – вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" »

Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

    • знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

    • научиться правильно ставить его.

Развивающие

    • развить у обучающихся умение применять полученные знания;

    • обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

    • формировать интерес к предмету;

    • способствовать приобретению навыков общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос

  • Назовите главные члены предложения.

  • Что такое подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  • Какой член предложения называется сказуемым?

  • На какие виды делятся сказуемые?

  1. работа у доски по карточкам

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!

  2. Сияют переливаются купола собора.

  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;

  2. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п.сущ. И.п.

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п.числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п.числ. И.п.

Числ. И.п.сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п.н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

_____ — это

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).

_____ — вот

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

_____ — значит

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).


Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.


Но: Н. ф. глаг.не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово,  союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).


III. Закрепление полученных знаний

    1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.

  2. Ум без книги как птица без крыльев.

  3. Старость не радость.

  4. Человек – вот правда жизни.

  5. Люди как реки.

  6. Великое дело новость.

  7. Пятью пять – двадцать пять.

  8. Погода несносная, дорога скверная.

  9. Татьяна не дитя.

  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.

  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

  13. Сердце не камень.

  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.


3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.



1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.


  1. Распределительный диктант

I команда. Записывает предложения с постановкой тире. II команда. Записывает предложения без постановки тире.
  1. Книга – источник знания.

  2. Книга будто друг.

  3. Слово – одежда всех фактов.

  4. Хорошие книги – вот верные друзья.

  5. Он читатель.

  6. Читать вечером книги – мое любимое занятие.

  7. Любимая книга словно сказка.

  8. Чтение научной литературы не шутка.

  9. Я писатель.

Проверить, объяснить.

5. Тест на первичное усвоение знаний.

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье – вот чума, ученость – вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие – вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Автор: Тенилбаева Рзагул Амангалиевна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Конспект комбинированного урока по русскому языку в 8 классе Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Раздел: Предложение как единица синтаксиса. "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-kombinirovannogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-tiema-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym-razdiel-priedlozhieniie-kak-iedinitsa-sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "104495"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402720925"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "125236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414938780"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка с использованием ЭОР в 5 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-eor-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "204104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429610152"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "конспект урока по русскому языку  с использованием  ЭОР в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-s-ispol-zovaniiem-eor-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "204590"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429695697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "136375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417097610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства