Технологическая карта урока. 5 класс
Учитель Горемыкина Н. Н.
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. Цели деятельности учителя: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении. Планируемые результаты. Предметные: знать опознавательные признаки постановки тире как знак разделения между главными членами предложения на письме и паузу между подлежащим и сказуемым. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексное мышление, самоанализ и самооценка Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальное; стремление к самосовершенствованию
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
2.Мотивация учебной деятельности | Послушайте стихотворение. Будьте внимательны. Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нем чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных многоточия. Черточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. -О чем идет речь в этом стихотворении? Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком. В русском языке этот знак появился благодаря писателю Карамзину (черточка). Название тире появилось в 1820 году. | Слушают стихотворение. Ищут правильный ответ на поставленный вопрос. Делают вывод. | Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Р. Планируют необходимые действия, операции К. работают в парах, обмениваются мнениями |
1. Актуализация опорных знаний | -Но прежде повторим изученное. Расскажите о подлежащем и сказуемом. Списывают предложения, делают разбор, работают индивидуально по карточкам. 1. За поворотом дороги показалось море. Оно сверкало лучами солнца. Залив был великолепен. 2. Ландыш свеж и душист. Его аромат наполняет комнату. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на вопросы. Записывают предложения, объясняют, выделяют главные члены предложения. | П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: задают вопросы, отвечают на вопросы других |
3.Целеполагание | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Организует деятельность учащихся, подводит к формулировке вывода. Контролирует составление схемы предложений с постановки тире. | Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, приводят примеры. | Р. принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. П. осуществляют для решения учебных задач операции анализа. К. обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задают вопросы |
Физкультминутка | Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Л.: осознают необходимость заботы о здоровье. |
4. Формирование новых знаний | -Давайте, ребята, посмотрим на предложения, записанные на доске. Весна – прекрасная пора. Лес – наше богатство. -Выделите здесь главные члены. Чем они выражены? Формулируем правило. Знакомство с п. 34. Выполнить устно упр. 169. | Под руководством учителя разбирают п. 34. Приводят свои примеры. Работают с примерами, записанными на доске. | Л.: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении П.: извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя Р.: планируют необходимые действия К.: строят небольшие монологические высказывания |
5. Практическая деятельность | - Прочитайте предложения, вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их. 1-я группа. Западная Сибирь – крупнейший промышленный район на востоке России. Работа с увлечением – лучшее лечение. Творческая работа – это радостный труд. 2-я группа. Эльбрус – наивысшая вершина Большого Кавказа. Труд – основа культуры. | Записывают предложения, расставляют знаки препинания. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы. | Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К.: осуществляют совместную деятельность в парах, группах. |
6.Первичное закрепление | Диктует предложения. Вечер у моря – замечательное время. Волны тихо бьют о берег. Небо над головой черное и звездное. Воздух свеж. На воде лежит лунная дорожка. Стоит тишина. Все отдыхает. | Записывают предложения, выделяют грамматическую основу, делают взаимопроверку. | П.: выполняют учебно –познавательные действия в материализованной и умственной форме Р.: принимают и сохраняют учебную задачу К: задают и отвечают на вопросы , формируют собственные мысли |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполняют упр. 170 | Самостоятельно выполняют упр., объясняют. | П.: осуществляют поиск необходимой информации Р.: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану |
8.Включение в систему знаний и повторений | Игра «Кто быстрее». Выполняют упр. 171 по образцу. | Заканчивают предложения, принимают участие в игре. Оценивают свою работу. | Л: понимают, в чем значение знаний для человека П.: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практике Р: оценивают свою работу, исправляют ошибки |
9. Рефлексия | Какие трудности вам встретились на уроке? Что бы вы еще хотели повторить? Выставление оценок. | Отвечают на вопрос. | П.: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Р.: оценивают свою работу К.: строят небольшие монологические высказывания |
Дом. зад. | П. 34, упр. 172 | Записывают задание. | |