Просмотр содержимого документа
«" Тире между подлежащим и сказуемым " »
Предмет: русский язык
Класс 5
Тема урока: « Тире между подлежащим и сказуемым».
Цель урока: развивать умения обучающихся определять грамматическую основу предложения, определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
Задачи:
развивать умения определять главные члены предложения, способы их выражения;
формировать умение правильно строить предложение;
формировать умение составлять алгоритм применения правила;
формировать навыки письма в области орфографии;
развивать умения выполнять логические операции;
расширять словарный запас обучающихся;
развивать интерес к русскому языку;
формировать личностный смысл учения у обучающихся;
формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод: продуктивный
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
Эмоциональная подготовка к успешной работе на уроке.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
подготовить обучающихся к работе на уроке;
проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку,
организовать внимание класса к работе на уроке,
создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.
Метод: беседа
Форма работы: фронтальная
Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.
Учитель: Мы продолжаем работу с большим и интересным разделом русского языка – синтаксисом и его основной единицей-предложением, но узнаем новое о грамматической основе предложения и знаках препинания в нем.
Результат: полная готовность класса к работе;
2
Проверка домашнего задания.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
использовать свои знания, выявить собственные недостатки в изучаемом материале
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
Повторить признаки основных единиц грамматической основы-подлежащего и сказуемого и алгоритм их нахождения в предложении;
определить уровень усвоения правильности и осознанности выполнения домашнего задания обучающимися,
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Метод: беседа, опрос
Проверить степень усвоения обучающимися знаний с помощью фронтальный беседы, комментирование ответов учащихся, оценка знаний, привлечение к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.
Учитель: Что входит в состав грамматической основы предложения?
Назовите признаки главных членов предложения.
Объясните, какие пунктуационные знаки использовались в предложении?
Результат: определить уровень знаний у обучающихся и недостатки, актуализировать и скорректировать опорные понятия изучаемой темы
3
Актуализация опорных знаний.
Синтаксическая пятиминутка
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
уметь давать характеристику предложению по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ, уметь находить грамматическую основу предложения, решать орфографические задачи;
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
определить уровень знаний обучающихся о грамматической основе предложения, способах ее выражения и знаках препинания в предложении;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Метод: практический
Списать предложения с доски.
Наступила з..л..тая осень. Дни ст..новят(?)ся короче и со(?)нце по..вляет(?)ся реже. Лист(?)я (на)д..рев(?)ях м..няют св..ю окраску и их разноцветные одежды ож..вляют з..сыпающий лес. Б..гряные з..л..тые оранжевые лист(?)я медленно опадают и шуршат (под)н..гами. Когда пр..йдут д..жди лист(?)я л..жат мя..ким к..вром.
Дать характеристику предложениям по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ
Найти грамматические основы предложения и определить способ их выражения
Результат: сформированностьумения давать первичную характеристику предложению, находить грамматическую основу, видеть в словах изученные орфограммы, графически обозначать орфограммы;
4
Постановка проблемы
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,
стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения- практическое задание сходное с предыдущим.
Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.
Форма работы: работа в парах.
Метод: проблемно-поисковый
Прочитайте друг другу предложения, данные в карточке №1.
1. Книга лучший подарок
2.Чтение лучшее учение.
3. Лето лучшее время года
Постарайтесь определить грамматическую основу предложения.
Определение какого члена предложения вызывает трудности ?
Какие интонационные особенности возникали при прочтении?
Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?
Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы.
5
Сообщение темы и целей урока
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
сформулировать тему и цели урока;
сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
формулирование темы и целей урока обучающимися.
Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения.
Форма работы: фронтальная беседа
Метод: словесный ( беседа)
Сформулируйте тему урока
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.
6
Изучение нового материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
научиться определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
организовать совместную работу обучающихся по построению алгоритма постановки тире между подлежащим и сказуемым
Методы: поисковый
Форма работы: работа в парах
Организована работа обучающихся с целью выработки порядка действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала из карточки №2. Развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.
Выполнение проверочного теста с самопроверкой и взаимопроверкой
1. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире
А) Школа мой родной дом
Б) Летом я поеду на дачу
В) Разноцветные листья кружатся по лесу
Г) Люблю грозу в начале мая
2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Брат купил молока, хлеба, конфет.
Б)Люблю укутаться в одеяло утром.
В) Муравьи великие работники
Г) Нашу деревню окутал густой тумаг
3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире
А)Мой брат спортсмен.
Б) Русские народные сказки учат только хорошему.
В) Моя мама шьет одежду.
Г) Новый Год - мой любимый праздник
Результат: определять степень выражения грамматической основы предложения и случай постановки тире между подлежащим и сказуемым
учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
7
Закрепление изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
развивать умение логически строить цепь собственных суждений;
формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания;
развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы.
Форма работы: фронтальная
Метод: практический
В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу.
Комментированное выполнение упражнения № 172( образец в учебнике дан)
Результат: построить предметное действие в соответствии с алгоритмом.
8
Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
оценить значимость учебных действий для самого себя..
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
формировать осознанность и критичность учебных действий;
осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям
Форма работы: индивидуальная
Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности проводится с помощью карточки №3 ( даны образцы рассуждений)
Мне понравилось на уроке… Я хочу узнать больше о ….. Проше всего оказалось……
Сегодня я понял, что… Сложнее всего было…..
9
Итог урока.
Оценка и самооценка
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
получить информацию о результатах деятельности на уроке
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
развивать навыки самооценки,
определить уровень достижения поставленных задач в течение урока,
формировать адекватную самооценку у обучающихся;
обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.
Метод: устный опрос
Форма работы: фронтальная
Какую задачу поставили на уроке?
Кому было легко выполнить задание ?
У кого возникли трудности ?
Чем будем заниматься на следующем уроке ?
Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений
Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся.
Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.
Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.
Результат: соотнести цели урока и результаты работы;
10
Задание на дом.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
понимание содержания домашнего задания и путей их реализации.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
сообщить учащимся о домашнем задании,
проверить уровень овладения изучаемого материала.
Метод: словесный .
Форма работы: индивидуальная.
Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся.
Результат: применять на практическом уровне обучающимися полученных знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка 1
Задание:
Прочитайте друг другу предложения, данные в карточке №1.
1. Книга лучший подарок
2.Чтение лучшее учение.
3. Лето лучшее время года
1.Постарайтесь определить грамматическую основу предложения.
2.Определение какого члена предложения вызывает трудности ?
3.Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?
Карточка 3
Оцени свою работу на уроке.
Мне понравилось на уроке… Я хочу узнать больше о ….. Проше всего оказалось……
Сегодня я понял, что… Сложнее всего было…..
Карточка 2
Тест
1. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире
А) Школа мой родной дом
Б) Летом я поеду на дачу
В) Разноцветные листья кружатся по лесу
Г) Люблю грозу в начале мая
2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Брат купил молока, хлеба, конфет.
Б)Люблю укутаться в одеяло утром.
В) Муравьи великие работники
Г) Нашу деревню окутал густой тумаг
3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире