Урок на тему: "Тире между подлежащим и сказуемом" Развитие активной познавательной деятельности,быстроты реакции, внимания,умение слушать и слышать , быть независимым от мнения других, умение обобщать материал, делать выводы, повторение постановки знаков препинания.На уроке учитель объясняет материал, учит правильно ставить тире между подлежащим и сказуемом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемом »
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемом
Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и гото-
вы к совместной творческой работе.
На доске запись:
Литератор работая одновременно превращает дело в слово, а слово становится делом.
Для писателя основной материал – слово.
Всякий знает что слово превращается в дело гораздо труднее чем дело переходит в слово
- Прочитайте предложения. Расположите их в порядке уменьшения главных членов предложения.
- Выполняя задание сначала в устной, затем в письменной форме, обоснуйте порядок записи, выделите главные члены предложения, объясните постановку пропущенных знаков препинания.
2. Определение темы и цели урока
- Обратите внимание на предложение, в котором одно подлежащее и одно сказуемое.
- Скажите, какой знак препинания стоит между ними, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
// В предложении Для писателя основной материал – слово между подлежащим и сказуемым стоит тире. Значит тема сегодняшнего урока:
Тире между подлежащим и сказуемом
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
узнать, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; учиться использовать новое правило на письме.
3.Актуализация знаний учащихся
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что вам известно о главных членах предложения.
(Учащиеся дают определения главных членов предложения,- подлежащего и сказуемого. Приводят примеры.
4. Изучение нового материала
- Приступим к изучению нового материала. Определите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое в предложении, на основании которого вы формулировали тему урока. Сделайте вывод.
(Задание выполняется устно)
- Теперь проведём аналогичную работу с другими предложениями:
Дважды два – четыре.
Лишнее говорить – только делу вредить.
Дело науки – служить людям
Чтение – это (вот)лучшее учение.
- Сформулируйте новое правило. Затем работаем с другой группой предложений:
Дом как музей.
Он хозяин положения.
Ученье без уменья не польза, а беда.
(Учащиеся формулируют примечание, когда тире не ставится.
- Открываю запись последнего предложения: Я – земля, я своих провожаю питомцев. Читаю его с логическим ударением на подлежащем. Предлагаю подумать, почему в данном случае следует ставить тире. Делаем вывод.
5. Закрепление изученного
Упражнение1.
Шутки шутить людей мутить.
Плохой товарищ не подмога.
Слепая ненависть плохой советчик.
Жизнь человека чудо из чудес.
Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
Чтение это всегда диалог, безмолвный, внутренний диалог наедине.
- Прочитайте предложения. Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задания к упражнению. Не забывайте о теме урока.
Надо сгруппировать предложения, ориентируясь на схемы и на особенности выражения подлежащего и сказуемого. Выделить главные члены предложения. Поставить необходимые знаки препинания.
- Назовите орфограммы, которые есть в словах, выполняющих роль подлежащих, но нет в словах, которые являются сказуемыми
- Какой знак препинания, кроме тире, вы поставили в одном из предложений и почему?
Учащиеся рассказывают о постановке запятой при деепричастном обороте
- В каком сказуемом звуков больше, чем букв?
Упражнение 2.
Людвиг Ван Бетховен, Николай Михайлович Пржевальский, Владимир Иванович Даль, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Михайлович Пришвин, Василий Васильевич Верещагин.
Агроном по профессии, певец русской природы; исполин симфонической музыки, композитор, пианист, дирижёр; первый русский преподаватель русской литературы; моряк, неутомимый исследователь и любитель русского языка; великий следопыт природы, учёный путешественник, коллекционер; автор картин на батальные темы; обличитель захватнических войн.
- Прочитайте записи под цифрами 1 и 2. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.
(Нужно составить предложения, используя материал под цифрами 1-2 так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было поставить тире.)
-Задание выполняем письменно. Повторяем соответствующий пункт правила.
-Назовите орфограмму, слова на которую чаще встречаются в составе сказуемых двух последних упражнений. Задание выполняется в парах
Упражнение 3.
О нём было создано множество противоречивых легенд и домыслов. Жюль Верн неутомимый путешественник говорили о нем одни. Он объехал Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию. Никакого Жюля Верна не существует утверждали другие. Жюль Верн это псевдоним географического общества.
Жюль Верн автор научно – фантастических романов. Герои его книг посетили разные места планеты, смело отправились на луну, полетели на воздушном шаре через Африку и во льды Арктики, спустились к центру земли через кратер вулкана.
На самом деле он не был ни учёным, ни путешественником. Прогулки на яхте несколько поездок по Средиземному морю и в Скандинавию вот почти все совершённые им путешествия. Многие романы Жюль Верн писал дома во Франции в городе Амьене. Здесь в кабинете с большой картой земного шара мечтатель мысленно отправлялся в далёкие страны вместе со своими изобретательными и бесстрашными героями.
1; 2; 1
- Прочитайте текст. Обратите внимание на данные к нему цифры. Учитывая смысл частей текста и тему урока, сформулируйте задание к упражнению
Нужно расположить части текста в правильной последовательности. В первой части должно быть одно предложение с тире, во второй – два, в третьей – одно. Устно.
- Напишите предложения, в которых необходимо поставить тире.
- Выделите главные члены предложения.
- Назовите орфограммы, которых не было в предыдущих упражнениях.
- Выполните синтаксический разбор предложения из текста, в сказуемом которого самое большое количество слов
Итог урока.(рефлексия)
-Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе.
-Дома найдите или составьте примеры предложений, где тире ставится между подлежащим и сказуемым в случаях, которые нами не рассматривались.